г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95

(0312) 97-93-93 (факс)

В 2017 г. завершается срок действия Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг. При разработке новой стратегии необходимо учитывать не только человеческие, материальные и иные ресурсы Кыргызстана, но и его духовное и культурно-историческое наследие. 

Особое место в нем занимает эпос «Манас». Как культурный фактор, он постоянно присутствует в общественной жизни страны. Имеются памятники, посвященные главному герою, действует институт «манасчи», проводятся исследования и телепередачи, посвященные эпосу.

На государственном уровне эпос отражен в символике – гербе, флаге, государственных наградах. В своих выступлениях государственные, политические и общественные деятели страны часто обращаются к идеям «Манаса».

Вместе с тем в кыргызском обществе существует точка зрения о неактуальности и  неприменимости идей эпоса в современности. Безуспешные попытки руководства Кыргызстана выработать на его основе национальную идею в 1990-х и начале 2000-х гг. укрепили такое мнение.

На самом деле проблема заключается не в эпосе, а в разрыве между формальным и содержательным применением его идейных положений. Преимущественно используется только внешняя атрибутика «Манаса».

Существующую ситуацию с эпосом можно было бы сравнить с попыткой реставрации Советского Союза путем возвращения только советской символики без восстановления социализма, плановой системы, государственной собственности и однопартийной системы.

Чтобы выявить идейную ценность эпоса для современного Кыргызстана необходимо провести его исследование с разных позиций. Настоящая статья посвящена анализу “Манаса” с точки зрения  государственного управления и политики в целом[1].

Центральной фигурой в эпосе является батыр Манас, выступающий в роли защитника кыргызского народа от иноземных завоевателей. В прошлом кыргызы часто сталкивались с угрозами военного характера, и образ главного героя как воина долгое время оставался актуален.

Внимательное изучение текста нескольких вариантов эпоса показывает, что Манас обладал и другими, не  менее  интересными и актуальными, качествами.

Сегодня необходимо по-новому взглянуть на главного героя нашего народного эпоса, как на талантливого организатора и руководителя, и определить суть манасовского стиля управления.

В сфере государственного управления модель Манаса представляет собой эффективный синтез плюрализма и централизма. В процессе выработки и принятия политических решений допускалось свободное и равное обсуждение поставленных вопросов всеми членами кыргызских племен.

Перед возвращением кыргызов с Алтая на свою исконную родину Ала-Тоо был созван народный курултай. Манас предоставил всем участникам собрания возможность высказать свое мнение и внести предложение. Многие проголосовали за переселение, Манас учел и принял решение большинства. Желающим остаться на алтайской земле кыргызским родам была предоставлена такая возможность.

В эпосе демократичность процессов выработки и поисков решений не означает политического произвола, беззакония, отсутствия дисциплины и анархии. Вместе с институтом общенародного голосования Манас закрепил практику строгого и неукоснительного исполнения уже принятых решений, а за нарушение своих приказов наказывал виновных.

После освобождения кыргызами территории Ала-Тоо от кара-китайских захватчиков последние начали подготовку нового завоевательного похода на кыргызские земли. Хан Манас собрал общевоинский совет, на котором обсуждались меры, ответные кара-китайским приготовлениям. Были выслушаны мнения рядовых воинов, военачальников и советников. После принятия советом окончательного решения идти в превентивный, Великий, поход ханом была введена жесткая дисциплина в кыргызских войсках.

Манас обладал сильной политической волей принятия трудных и непопулярных решений. Все предпринимаемые им действия были сопряжены с большим риском, батыр не боялся брать на себя ответственность за их исполнение. Во всех битвах с кара-китаями он лично вступает в единоборство с сильнейшими  вражескими богатырями и первым вступает в бой. 

Манас, имея вспыльчивый характер, умел с достоинством воспринимать критику, признавать и исправлять свои ошибки. В этом отношении  его стиль руководства не является авторитарным или деспотическим.

В эпосе есть множество эпизодов, когда Манас выслушивает и воспринимает критику окружающих –  Джакыпа, Бакая, Алмамбета и других.

Во время сватовства Манаса к Каныкей между ними произошел конфликт. Разгневанный батыр отдал своим воинам приказ уничтожить город своего будущего тестя хана Атемира. Джакып, Бакай и другие аксакалы резко осудили такое решение своего лидера, и тот отступил. При этом признание батыром своих просчетов не уменьшило его авторитета и влияния в народе. 

В начале Великого похода Алмамбет критикует своего правителя Манаса за беспечное поведение и недооценку противника. Батыр выслушивает и принимает замечания своего советника. В итоге он высылает впереди основных сил разведывательный отряд в составе богатырей Алмамбета и Сыргака.

Вышеуказанные принципы Манаса могут быть использованы в системе государственного управления Кыргызстана. Граждане часто осуждают органы власти за невнимательное отношение к их мнению при решении политических, социально-экономических и иных вопросов. Практика совместного обсуждения и выработки властями и обществом управленческих решений повысит их качество и оперативность.

Особый интерес представляет опыт взаимодействия Манаса со своими политическими оппонентами. В эпосе в роли последних выступают родственники батыра Кёзкаманы и шестеро ханов-заговорщиков.

Кёзкаманы из зависти к славе Манаса пытались завладеть его троном. Они смогли временно захватить власть в государстве, но не смогли поделить ее и перебили друг друга.

Шестеро ханов, недовольные проводимой батыром политикой централизации, хотели ослабить его власть и добиться большей политической самостоятельности.

Манас понимал опасность внутренних конфликтов. Раскол кыргызского ханства по племенам и землям сыграл бы на руку кара-китайским завоевателям, и в итоге кыргызский народ вновь попал под иноземный гнет.

Инцидент с заговором шести ханов Манас предпочел разрешить путем переговоров и методом убеждения. Заговорщики повинились и были прощены батыром.

Этот пример из эпоса актуален для современного Кыргызстана. Действующая власть и оппозиция, государство и общество должны решать возникающие вопросы и разногласия только в рамках правового поля, не прибегать к методам, подрывающим правопорядок, конституционный строй и национальную безопасность.

В основу системы подбора кадров Манас заложил принцип меритократии. Его эпоха была временем борьбы за выживание, что задавало высокие требования к людям. В расчет не принимались этническая, религиозная, родоплеменная принадлежность, социальное происхождение и статус человека, а ценились сугубо его профессиональные и моральные качества.

Ярким тому подтверждением выступает ближайшее окружение батыра: Аджибай – кыргыз, дипломат; Алмамбет – китаец, военачальник, дипломат, судья, управленец; Бакай – кыргыз, дядя Манаса, дипломат, судья и управленец; Кёкчё – казах, военачальник и воин; Чубак – нойгут, военачальник и богатырь; Ырчы, сын Ырамана – кыргыз, талантливый певец и сказитель.

В существующей системе набора государственных служащих Кыргызстана имеют место проявления коррупции, регионализма, трайбализма, непотизма, дискриминации по этническому, религиозному и иному признаку. Это отрицательно влияет на качество работы государственных и местных органов власти и дезорганизует весь процесс государственного управления.  

Более широкое применение в реальной практике манасовского принципа меритократии повысит уровень государственного менеджмента в нашей стране. Реализация данного принципа потребует от властей политической воли в обеспечении верховенства закона и борьбе с коррупцией.

Следующей важной положительной чертой Манаса является его восприимчивость к инновациям.

Последнее иллюстрируется проведенной им военной реформой кыргызских войск.

Манас назначил изгнанного из Китая Алмамбета главой войска. Алмамбет подверг критике царившие в армии родоплеменные порядки, небрежное отношение кыргызов к военному имуществу и беспечное отношение к военной службе.

Выслушал его критику и посоветовавшись с Бакаем и Кошоем, Манас санкционировал проведение реформы, суть которой заключалась в следующем:

Во-первых, было проведено разделение кыргызского войска по видам оружия.

Во-вторых, вместо подразделения войска по родам и племенам был введен десятичный принцип (как в войсках Чингисхана).

В-третьих, была проведена ротация высших и низших чинов войска. В одном отряде оказывались представители многих племен и родов, а во главе был поставлен воин, обладающий наибольшим боевым опытом и храбростью.

В-четвертых, была ужесточена дисциплина в войске и материальная ответственность за военное имущество.

Военная реформа повысила боеспособность кыргызских войск, что позитивно сказалось во время Великого похода.

Идея реформы принадлежит Алмамбету, решение о ее проведении принимал Манас. В таких случаях Наполеон говорил: «Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить».

Здесь также проявился стиль управления Манаса: он выслушивал предложение, обсуждал его со своими советниками и затем принимал решение.

Вышеуказанный эпизод показывает, что Манас не был косным консерватором. Убедившись в превосходстве военной системы своих противников кара-китаев, он без колебаний  упразднил традиционные порядки в войсках кыргызов и применил более передовой иностранный опыт. Данный подход батыр  использовал и в гражданской сфере.

После переселения с Алтая Манас встречает в Андижане покровителя земледельцев Бобо-дыйкана, который обучает батыра земледелию, хотя традиционная кочевая культура не приветствовала этого.

Наша страна может воспользоваться приведенными принципами Манаса. Кыргызстан не должен стесняться перенимать иностранные передовые достижения и опыт, которые способствуют развитию страны. Такой подход поможет своевременно провести модернизацию национальной экономики, науки и других сфер.

Манас проявил свои управленческие таланты и во внешней политике. Дипломатические качества главного героя просчитываются по его действиям.

Центральной задачей во внешней политике Манас определил обеспечение внешнего окружения, благоприятного для развития кыргызского народа и государства. Для достижения этой цели батыром применялись различные меры.

Он закреплял свои военные успехи мирными договорами или брачными союзами. Победы батыра над ханами Кайыпом и Шооруком были скреплены его браком с дочерями побежденных. Победа над афганцами также была скреплена династическим брачным договором.

Принятие Манасом ислама благотворно сказалось во время возвращения кыргызских племен в Центральную Азию. Мусульманское население этих земель поддержало своих единоверцев  кыргызов в борьбе с кара-китайскими захватчиками.

Женитьбой на Каныкей батыр обезопасил западные рубежи кыргызского государства и установил контакты с развитой земледельческой и ремесленной Бухарой.

            Во время Великого похода Манас использует взятого в плен Нескару как аргумент в переговорах с верховным кара-китайским правителем Эсеном. Кара-китаи без боя сдают Чет-Бейджин,  кыргызы избегают возможных потерь при штурме города.

            Современная внешняя политика Кыргызстана, как и манасовская, должна быть ориентирована на национальные интересы и потребности страны.      

В сумме ценность эпоса “Манаса” в сфере политики и управления состоит в следующих принципах: демократичный способ обсуждения вопросов и выработки решений, принятие решений с опорой на мнение компетентных советников, строгое исполнение принятых решений, меритократия в при подборе кадров, готовность к восприятию инноваций, ориентация в политике на общенациональные интересы.

Богатство образов Манаса и идей эпоса не ограничивается только вышеприведенными примерами.

Анализ идейной ценности «Манаса» с точки зрения управления и политики опровергает мнение о неактуальности и неприменимости эпоса. Проблема состоит в отсутствии соответствующего применения содержания этих идей.

Наша страна может творчески перетолковать и реализовать идейные активы великого эпоса. Содержательное внедрение идей “Манаса” приведет к его перерастанию из культурного феномена в общественный и политический. Социокультурные особенности должны рассматриваться как один из ключевых ресурсов для развития.

В настоящий момент многие страны мира переосмысливают свое культурное и историческое наследие и пытаются сформулировать на этой основе новые национальные модели развития. В этом отношении у Кыргызстана имеются огромные, еще пока, нереализованные возможности. 

Саламат Джыбыкеев

научный сотрудник НИСИ КР


 

Поделитесь этой статьей на своей страничке в соц.сетях

Вложения:
ФайлРазмер файла:СкачиванияСоздано
Скачать этот файл (Идейные активы эпоса «Манас»  для современного Кыргызстана..pdf)Идейные активы эпоса «Манас» для современного Кыргызстана..pdf372 kB1172016-09-12 11:18

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

Программа правительства 2018-2023

VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Второй неправительственный форум СВМДА

В поисках новых путей обеспечения безопасности в азиатском регионе
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле окупятся через 10-15 лет, тотализаторы на скачки принесут большие доходы...
Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики (НИСИ КР) объявляет о наборе кандидатов на стажировку из числа студентов старших курсов, выпускников, магистрантов ВУЗов, обучающихся за пределами Кыргызской Республики.

Новости Кыргызстана

Новости НИСИ

Статьи

M-Report

Экспертное мнение

Новости мира

Наши партнёры