г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95 (приёмная)

(0312) 97-93-93 (факс)

         Кыргызча   English   中文

Аннотация

 Данная статья является краткой версией отчета «Оценка интернет-среды  Кыргызской Республики», который представляет анализ текущей ситуации интернет-среды, подчеркивает расхождение между уровнем доступа в Интернет по стране и проникновением и отмечает как возможности, так и потенциальные барьеры для будущего развития Интернета в регионе.

 Вопросы развития Интернета на сегодняшний день являются  актуальными во всем мире. Интернет представляет собой уникальную платформу для инноваций, экономических возможностей и развития коммуникационных технологий. Сегодня практически все развитые и многие развивающиеся страны сделали свой выбор, приняв национальные программы развития информационного общества.

Для лучшего понимания ситуации в сфере развития информационно-коммуникационных технологий и Интернета в Кыргызстане одна из ведущих международных неправительственных организаций, занимающаяся развитием и обеспечением доступности сети Интернет, – Общество Интернет (Internet Society, ISOC) провело исследование «Оценка интернет-среды Кыргызской Республики»и презентовало результаты исследования в ноябре 2015 года.

Стоит отметить, чтоISOC ежегодно проводит глобальное исследование о состоянии интернет-среды в мире и в редких случаях проводит страновые исследования. Кыргызстан является первой страной в Центральной Азии, где Общество Интернет провело исследование такого уровня.

Целью подготовки отчета явилось желание принять участие в реализации мер по развитию Интернета в Кыргызской Республике посредством предоставления результатов анализа существующей интернет-среды и предложения рекомендаций по укреплению местной экосистемы Интернета. Предполагается также, что данный отчет послужит исходной информацией для региональных обсуждений развития интернет-инфраструктуры, которые будут способствовать экономическим и социальным успехам по всей Средней Азии.

Этот проект является результатом успешного сотрудничества на протяжении более чем 18 месяцев ряда заинтересованных сторон Кыргызской Республики и региона, среди которых в первую очередь следует отметить Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики (НИСИ КР), Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, Государственное агентство связи, а также основных поставщиков услуг Интернета, членов научного сообщества, гражданского общества, ряд международных финансовых институтов и организаций развития.

Сравнительные показатели развития Интернета

 Показатели уровня распространения Интернета в Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане (рис. 1) довольно отличаются друг от друга. Так, Казахстан и Россия значительно опережают другие страны региона. За ними следует Узбекистан. Кыргызская Республика опережает Таджикистан и Туркменистан. Эти различия частично связаны с демографическими и экономическими факторами, которые будут раскрыты далее.

 Ключевые факторы, влияющие на развитие экосистемы Интернета в каждой стране

 Рассматриваемая группа стран имеет разные показатели и факторы, которые могут влиять на развитие Интернета и возможность доступа в Средней Азии. К примеру, существует заметная разница между Россией и Казахстаном с одной стороны и остальными странами Средней Азии с другой по большинству категорий (рис.2). В частности, Россия и Казахстан имеют самый высокий уровень дохода на душу населения, существенно опережая остальные страны. Кроме того, обе эти страны имеют самую низкую плотность населения, что может приводить к повышению стоимости доступа в Интернет; это компенсируется высоким уровнем урбанизации, особенно в России.

 Кыргызская Республика имеет сравнительно более высокую плотность населения и низкий уровень урбанизации, что более соответствует показателям соседних стран. Возможно, наиболее показательными являются различия в уровне дохода на душу населения в странах Средней Азии. Валовой внутренний продукт (ВВП) Кыргызской Республики составляет не более 7,2 млрд. долл. США, что является самым низким показателем. Страна также находится на предпоследнем месте по численности населения и ВВП на душу населения: 5,83 млн. и 1269,10 долл. США соответственно. Очевидно, что относительно небольшой по сравнению с соседними странами размер и объем экономики Кыргызской Республики влияют на уровень участия в работе Интернета.

 Показатели развития ИКТ

 Показатель развития информационных и коммуникационных технологий (IDI) Международного союза электросвязи (ITU) является мерой оценки технологического развития определенной страны. Сравнивая данные о показателе IDI стран региона, можно получить признаки существования цифрового разрыва между этими странами (разницы в развитии ICT в этих странах)[2]. Кыргызская Республика со значением показателя IDI 3,78 в 2013 г. находится на уровне ниже среднего глобального показателя 4,77.[3]

 Соотношение значений показателя сетевой готовности из Глобального отчета по информационным технологиям (Global Information Technology Report, GITR) Всемирного экономического форума (WEF) соответствует соотношению значений показателя IDI союза ITU. Показатель сетевой готовности является количественной оценкой готовности страны к использованию преимуществ информационных технологий в интересах своей экономики и ее дальнейшего роста по шкале от 1 до 7[4]. По показателю сетевой готовности, согласно Глобальному отчету по информационным технологиям (GITR), Кыргызская Республика отстает от России и Казахстана (рис. 3).

 Кроме того, Кыргызская Республика занимает 108 место из 166 стран по показателю ICT IDI союза ITU и 98 место из 143 стран по последним данным о показателе сетевой готовности из отчета GITR.

 Пропускная способность внешних Интернет-каналов

 Для более непосредственной оценки развития связи и доступа в Интернет были сравнены показатели пропускной способности внешних интернет-каналов Кыргызской Республики с показателями соседних стран. Это важнейший показатель для стран, не имеющих выхода к морю, поскольку он определяет стоимость и качество обмена данными с остальной частью глобальной сети Интернет.

 Хотя пропускная способность внешних каналов Кыргызской Республики сравнима с уровнем Таджикистана, отмечается чрезвычайно низкий объем исходящего из страны интернет-трафика, а также недостаточный уровень участия в работе Интернета. Одной из причин этого может быть высокая стоимость пользования пропускной способностью внешних каналов передачи данных в Кыргызской Республике, особенно по сравнению с Казахстаном и Россией.

 Затраты, связанные с пропускной способностью внешних каналов передачи данных, важны, так как они перекладываются на конечных пользователей. Кроме того, если стоимость пользования внешними каналами передачи данных высока, существует тенденция предоставления недостаточной пропускной способности, что приводит к существенным задержкам (запаздыванию) при доступе и загрузке контента, находящегося за рубежом.

 Согласно данным одного из источников, стоимость пользования пропускной способностью внешних каналов в Кыргызской Республике оценивается на уровне 100 долл. США за Мбит/с в месяц; это существенно выше стоимости в Казахстане  (4 долл. США) и России (15 долл. США). На рис. 4 показана взаимосвязь между средними затратами на транзит в месяц и имеющейся пропускной способностью внешних каналов связи. Как и следовало ожидать, затраты и имеющаяся пропускная способность находятся в прямой зависимости.

 Рис.4. Пропускная способность внешних интернет-каналов и стоимость транзита. (Источники: TerabitConsulting, TeleGeography, InternetSociety).

 Кыргызская Республика не имеет выхода к морю; требуется доступ по суше к станциям вывода подводных кабелей на берег, откуда кабели обеспечивают связь с остальным миром. Необходимость получить доступ по территории другой страны повышает стоимость – Кыргызская Республика должна покупать пропускную способность у соседней страны, чтобы пропускать интернет-трафик через сети этой страны. Эти затраты на доступ к подводным кабелям могут увеличиваться в зависимости от количества стран, которые необходимо пересечь для доступа к ним. Сегодня Кыргызская Республика очень существенно зависит от покупки пропускной способности у Казахстана и России для доступа в Западную Европу.[5]

Доступ в Интернет и проникновение

 Результаты исследования показывают, что в Кыргызстане доступ в Интернет опережает проникновение. Ключевым индикатором развитости любой интернет-среды является процентное соотношение населения, пользующегося Интернетом. В Кыргызстане к Интернету подключено примерно 25% граждан Кыргызской Республики, и только 20% населения являются пользователями Интернета. 75% населения страны не обеспечено доступом в Интернет. Данный показатель ниже, чем в соседних странах, таких как Казахстан и Россия.

  Цепочка формирования стоимости интернет- инфраструктуры

 На рис. 6 показано, что наличие возможностей доступа в Интернет в Кыргызской Республике значительно превосходит уровень его использования. Это является результатом широкого распространения мобильных сетей – феномен, отмечаемый в большинстве (если не во всех) странах. В Кыргызской Республике почти 90% страны охвачено мобильной сетью, и многие граждане являются абонентами мобильной связи. Стоимость обновления оборудования сети мобильной связи для обеспечения доступа в Интернет относительно невелика, если сравнивать с затратами на первоначальное развертывание сети. Как показано на рис. 5, 50% населения Кыргызской Республики в настоящее время охватывается широкополосной сетью мобильной связи 3-го поколения (3G). Однако лишь 20% населения являются пользователями Интернета, и в подавляющем большинстве они представлены абонентами мобильной связи.

  Согласно анализу, существует две причины такой большой разницы между уровнем технической доступности Интернета и уровнем его использования – это ценовая доступность и востребованность. Ценовая доступность как показатель, оцениваемый союзом ITU и Комиссией по широкополосной связи для цифрового развития ЮНЕСКО10, – это стоимость широкополосного доступа как доля среднего дохода на душу населения в месяц. Комиссия определила целевое значение этого показателя на уровне 5%. По последним данным союза ITU, стоимость мобильной широкополосной связи в Кыргызской Республике немного превышает 10% среднего дохода; а стоимость стационарной широкополосной связи находится на уровне 2,4%.

 Низкая стоимость стационарной широкополосной связи позволяет предположить, что количество пользователей должно быть больше. Соответственно данные свидетельствуют об относительно низкой доступности стационарной широкополосной связи, особенно в сравнении с доступностью мобильной широкополосной связи.

 Внешняя пропускная способность

 Внешние каналы связи крайне важны для стран с развивающимися экосистемами Интернета. Согласно данным опроса двух специалистов, 80% интернет-трафика в Кыргызской Республике составляет внешний трафик, а внутренний – 20%. Эти цифры показывают, что доступ в Интернет зависит от качества и стоимости связи с внешним миром.

 Кыргызская Республика зависит от двух факторов – от мест выхода подводных кабелей на берег и от необходимости в наземных каналах связи, пересекающих территорию более одной страны, для доступа к станциям выхода подводных кабелей на берег.[6] Помимо прямого доступа через Китай, минимум две страны оказываются между Кыргызской Республикой и станцией выхода подводного кабеля на берег.

 Существуют следующие варианты доступа к станциям выхода подводных кабелей на берег:

  •  На востоке транзитный трафик через Китай подвергается обработке теми же брандмауэрами, что и внутренний трафик Китая. Этот маршрут не является предпочтительным, потому что не дает полного доступа к открытому Интернету.
  •  На юге Индия, Пакистан и Иран имеют доступ к нескольким подводным кабелям. Но для доступа к этим странам и их кабелям необходим канал связи как минимум через Таджикистан, а также, возможно, через Афганистан. Возможно, существуют каналы из Кыргызской Республики в Таджикистан, но неясно, проходят ли они дальше на юг в другие страны.[7]
  •  На западе станции выхода подводных кабелей на берег есть в Турции и Грузии. Однако доступ к этим странам зависит от каналов связи через несколько стран. Насколько нам известно, соответствующего наземного кабеля не существует.
  •  На севере доступ в Россию привлекателен по двум причинам: благодаря общему языку возможен доступ к значительному объему востребованного контента в России; а также относительный размер экосистемы Интернета России обеспечивает достаточную связь из России в Европу и дальше. Канал доступа в Россию должен проходить через территорию Казахстана.

 Большая часть пропускной способности каналов связи с внешним миром из Кыргызской Республики проходит через Казахстан в Россию. Учитывая зависимость поставщиков услуг Интернета (ISP) Кыргызской Республики от этих каналов связи с внешним миром, цена внешней пропускной способности является существенным фактором. Цена также является показателем уровня конкуренции в стране и связанных с внешней пропускной способностью сложностей нормативно-правового характера.

 Учитывая имеющиеся цифры по цене, можно сказать, что в Кыргызской Республике существует  значительная наценка по сравнению с ценой транзита в России и Казахстане. Это означает, что рынок еще не стал динамичным.

 Связь внутри страны

 Как указывалось выше, следует полагать, что несколько операторов создали пропускную способность от Бишкека к границе с Казахстаном, и как минимум один оператор создал пропускную способность к китайской границе. Более того, любой владелец лицензии свободно может создавать дополнительную пропускную способность и, следовательно, повышать конкуренцию и расширять выбор.

 Также, по итогам интервью с поставщиками услуг Интернета (ISP), создалось впечатление, что внутренняя пропускная способность имеет относительно высокую цену, а качество оптоволоконной сети низкое. В связи с этим альтернативным вариантом является использование СВЧ-диапазона для передачи сотового трафика, а также построение новой оптоволоконной сети для создания конкуренции и обеспечения дополнительного дублирования каналов в стране.

 Точки обмена трафиком Интернета (IXP) также являются элементом инфраструктуры связи внутри страны. Точки IXP особенно важны для снижения цены и уменьшения времени задержки, так как они обеспечивают обмен интернет-трафиком внутри страны без использования внешних каналов связи.

 В Кыргызской Республике точка IXP существует в Бишкеке с 2002 г., когда она была создана при поддержке Фонда Сороса. Управление и распоряжение точкой IXP Кыргызской Республики осуществляет Ассоциация операторов связи Кыргызской Республики (далее – «Ассоциация операторов»). Согласно правилам Ассоциации, доступ к точке IXP предоставляется членам ассоциации; по информации, размещенной на веб-сайте ассоциации, существует 18 членов, обменивающихся трафиком через точку IXP.

 Большинство операторов обмениваются трафиком через точку обмена трафиком в многостороннем и (или) двухстороннем порядке (обязательный многосторонний пиринг не обеспечивается). В настоящее время, согласно правилам Ассоциации операторов связи Кыргызской Республики, иностранные поставщики услуг интернета (ISP), поставщики контента и операторы центров обработки данных не имеют права обмениваться трафиком через точку IXP ассоциации. По мнению ISOC, это ограничивает возможности развития Интернета в Кыргызской Республике.

 Связь на «последней миле»

 Существует значительная конкуренция между поставщиками услуг Интернета (ISP), в основном в Бишкеке и Чуйской области, использующими технологию беспроводной связи. Главное ограничение в пределах Бишкека, вероятно, связано с распределением частотного спектра, в частности диапазона 800 МГц для расширенной службы LTE, который станет доступен после переключения цифрового телевещания. Кроме того, по мнению ISOC, совместное использование инфраструктуры связи, включая вышки, кабельные каналы и сети радиодоступа (RAN), что могло бы способствовать снижению затрат, мало распространено.

 Контент

 Создание местного контента – отличный способ повысить полезность интернета для тех, кто уже пользуется им, а также для привлечения граждан, не пользующихся интернетом, к подключению. Большинство контента в сети предлагается на английском языке, но этим языком владеет только малая часть населения. Также значительное количество интернет-контента доступно на русском языке, однако контент на кыргызском языке, который имеет большое значение для привлечения пользователей из регионов страны, сильно отстает от других.

 Рекомендации

 На основании данного исследования и последующих консультаций с заинтересованными сторонами, ISOC выработал ряд рекомендаций по принятию политик и нормативно-правовых актов для развития связи и расширения использования Интернета в Кыргызской Республике.

 1.     Улучшение международной связи

Краткосрочные.Рекомендуется провести исследование со стороны Кыргызской Республики, почему в настоящее время существует такая разница между ценой пропускной способности в Казахстане и в Кыргызской Республике; а также провести работу по устранению каких-либо существующих препятствий для снижения цены в Кыргызской Республике. Рекомендуется также избегать монополизации на границе, даже если цены в результате будут регулироваться.

 Среднесрочные.Правительству организовать оптовую покупку внешней пропускной способности с соответствующей скидкой за объем, и дальнейшую передачу этой скидки поставщикам услуг Интернета (ISP) и прочим операторам связи (возможно, с помощью международных донорских организаций).

 Долгосрочные.Проводить работу с международными финансовыми организациями для согласования региональных проектов развития связи и электроснабжения, включая наземный кабель, проходящий по территории Кыргызской Республики на юг и обеспечивающий связь с Пакистаном в рамках проекта электропередачи или отдельной сети. Если это будет сделано, важнейшим условием обеспечения открытого доступа к полученной пропускной способности должно быть недопущение возникновения искусственных «узких мест», приводящих к повышению цен.

 2.     Улучшение связи внутри страны

По мнению ISOC, самым эффективным способом повышения внутренних возможностей связи является совместное использование инфраструктуры за счет следующих двух стратегий:

 Правительство должно обеспечить пригодность существующих и новых национальных сетей для развертывания оптоволоконной сети.Это касается дорожных сетей и электросетей, которые могут прокладываться с учетом создания оптоволоконных каналов. Поскольку Правительство строит новую дорогу в Ош, мы рекомендуем параллельно монтировать канал для оптоволоконных кабелей с открытым доступом.

 Стимулирование операторов к совместному использованию доступа.Когда операторы строят собственные сети, им следует разрешить (или даже рекомендовать) делить расходы на их строительство для создания большей пропускной способности и обеспечения конкуренции. Все развертывания с  использованием государственных ресурсов должны включать требования о предоставлении открытого доступа другим операторам по обоснованным тарифам.

 3.     Устранение связи на «последней миле»

Нижеизложенные рекомендации, по мнению ISOC, принесут пользу поставщикам услуг Интернета, которые смогут воспользоваться увеличением внутренней и внешней пропускной способности и более низкими ценами. Кроме того, местные заинтересованные стороны могут принять несколько дополнительных мер для развития и улучшения связи в удаленных и сельских районах Кыргызской Республики.

 Важно обеспечить: (1) доступность для мобильных операторов достаточного спектра частот; а также (2) предоставление частот с учетом обеспечения конкуренции, эффективного использования и справедливого доступа, включая публикацию таблиц частот в соответствии с предложением Международного союза электросвязи (ITU), соответствующего оптимальной практике, используемой в мире.

 Правительству следует рассмотреть возможность принятия или пересмотра нормативно-правовых актов, разрешающих совместное использование инфраструктуры, включая вышки, транзитные сети и сеть радиодоступа (RAN) (или даже способствующих этому).

 Местные проекты по развитию связи и государственно-частные партнерства могут помочь в подключении и предоставлении возможностей местным общинам. Проект «Беспроводная связь для местных сообществ» (Wireless for Communities) в Индии, инициированный организацией Internet Society и Фондом расширения цифровых возможностей (Digital Empowerment Foundation, DEF), является примером создания устойчивых местных предприятий и предоставления доступа в Интернет школам и общественным центрам.

 Кроме того, Проект CASA-1000 и прочие текущие инфраструктурные проекты могут обеспечить средства для предоставления дополнительных вариантов энергоснабжения и развертывания дополнительных оптоволоконных сетей.

 В заключении стоить отметить, что заинтересованным сторонам, включая Правительство, частный сектор и международные организации необходимо совместно работать над дальнейшей либерализацией инфраструктуры связи и обеспечением местным и иностранным операторам более доступного подключения. В Кыргызстане существуют возможности для использования современных технологий, государственных политик, а также регулирующих мер для обеспечения в стране более высокого уровня доступа в Интернет, создания региональных мостов в Средней Азии и России, а также улучшения связи в регионе.

[1] Более детальные и развернутые выводы и рекомендации можно прочитать в отчете Оценка интернет-среды Кыргызской Республики http://www.nisi.kg/ru-analytics-1628   

[2] Отчет MIS 2014, ITU

[3] Там же

[4] GTIR 2015, WEF

[6] Доступный по цене доступ по наземным оптоволоконным кабелям к станциям выхода подводных кабелей на берег является исключительно важным фактором, обеспечивающим снижение местных цен

[7] Проект передачи гидроэлектрической энергии Casa-1000 может обеспечить инфраструктурную платформу для дополнительной связи, так как должен связать Кыргызскую Республику, Таджикистан, Пакистан и Афганистан, http://www.casa-1000.org/.


 

 

 

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

Программа правительства 2018-2023

VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

"Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле могут окупиться через 10-15 лет, тотализаторы на скачки могут стать одним из наиболее перспективных проектов при наличии соответствующей инфраструктуры и высокого качества племенного поголовья лошадей"

Новости НИСИ

Статьи

M-Report

Инфографика НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Новости мира

Наши партнёры

 

                                                  

     
 
Яндекс.Метрика