г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95 (приёмная)

(0312) 97-93-93 (факс)

         Кыргызча   English   中文

Мир вступил в новую эпоху и быстро меняется. Все больше можно услышать вопросов о том почему мы живем в том мире, в котором живем. Развитие технологий быстрого сбора и передачи информации ускоряет процесс переосмысления и переоценки существовавшего и существующего порядка.  Кто мы, откуда мы пришли и что нам делать дальше? Что станет с суверенитетом государств, с правом на самоопределение и сохранение самобытности народов.

В настоящее время мир разрывается между разнонаправленными тенденциями, основными из которых являются глобализация и трайбализм (С. Хантингтон). В ходе такого противоречивого процесса происходит сближение и взаимопроникновение культур, люди объединяются по территориальным, политическим, религиозным и другим принципам, при этом сопротивляясь общемировой гомогенизации.

Эти тенденции не обошли стороной и нашу часть света – Азию. В частности, при рассмотрении Западной Азии, Восточной Азии и Центральной Азии можно увидеть культурно-историческую регионализацию. Например, зародившиеся в конце XIX и в начале XX веков пантюркизм и евразийство. Однако каждое из этих направлений охватывает только отдельный аспект более крупного объединения людей, которое идет после человечества в целом – это цивилизация.

Возникает закономерный вопрос, что такое цивилизация? Цивилизация может быть использована как синоним слова «культура» (А. Тойнби), как конечный этап развития отдельных культур (О. Шпенглер) и рассматриваться также в качестве самостоятельной формы жизни. Цивилизация определяется наличием определенной системы принципов взаимодействия внутри общества и с окружающим миром, основанной на своеобразном мышлении (Ф. Бродель) – мироощущении.

К какой же цивилизации относимся мы – кыргызы, с кем у нас общее мировосприятие, ощущение близости, в группировке с какими народами, нациями, странами может быть сконструирована цивилизация.

Возможно, учитывая подавляющее большинство мусульман в стране, мы относимся к «исламскому миру», или определяющим является то, что мы разговариваем на одном из тюркских языков и соответственно входим в «тюркский мир», в так называемый «Вечный Эл».

Однако немаловажным является тот факт, что кыргызы и некоторые другие народы от средиземного моря до тихого океана существуют гораздо дольше вышеназванных миров и скорее всего являются частью более древней цивилизации – Алтайской цивилизации.

 

Возрождение Алтайской цивилизации

 Идея о возрождении Алтайской цивилизации, дальнейшем ее изучении и популяризации идей единства народов, имеющих общие алтайские корни, прозвучала из уст Президента Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаева в ходе Международного Форума «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи».

За многие века существования нашей цивилизации народы разделились и частично или полностью ассимилировались другими культурами, или создали свои уникальные культуры. Однако основным посылом к возрождению Алтайской цивилизации является то, что мироощущение, базовые жизненные ценности и способ мышления у наших народов остались схожими, несмотря на влияние и наслоение элементов других цивилизаций.

Проектирование «новой-старой» цивилизации требует более глубокого понимания фундаментальных основ Алтайской цивилизации. По мнению к.ф.н. Абдрасулова С.М., важным аспектом является определение термина цивилизация, методологическое обоснование понятия Алтайская цивилизация и чем Алтайская цивилизация отличается от других цивилизаций. Необходимо также найти общий характер поведения, изучить особенности отношения между народами и государствами Алтайской цивилизации: якутами, тувинцами, хакасами, кыргызами, татарами, башкирами, казахами, уйгурами, турками, чувашами, туркменами, калмыками, монголами, бурятами, корейцами и японцами.

Народам Алтайской цивилизации предстоит найти новую модель взаимодействия и создать новые механизмы развития. Необходимо найти общий путь развития, сочетая этот процесс с традиционными ценностями и культурой, присущей нашим народам. В ходе интеграции народов Алтайской цивилизации каждому из нас необходимо принять на себя ответственность и обязательства в соответствии со своими особенностями, внести вклад в общее развитие.

Базируясь на общности языкового и культурного наследия, следует создать общую платформу для диалога и защиты культурного разнообразия народов Алтайской цивилизации, что даст синергетический эффект для образования полюса развития.

Устойчивость и дальнейшая интеграция в рамках Алтайской цивилизации зависят от многих аспектов, в частности, от поддержки политической и экономической элиты каждой из стран, и самое главное – примут ли народы новую идентичность.

Было бы замечательно, если бы мы смогли в ближайшее время создать зону свободной торговли и таможенный союз. Однако учитывая, что в основе человеческого развития и цивилизации лежат культура, образ жизни, системы ценностей, традиции и убеждения, то первым шагом на пути возрождения Алтайской цивилизации должна быть культурно-гуманитарная интеграция народов Алтайской цивилизации.

 

Культурно-гуманитарная интеграция народов Алтайской цивилизации

 До недавнего времени в большинстве интеграционных процессов принимались во внимание только экономические и политические аспекты. Не уделялось должного внимания культурной сфере.

В качестве уникального примера культурной интеграции можно рассмотреть Европейский союз. Однако в Европе не сразу пришли к выводу о важности культурной политики. Формирование экономических и политических основ Европейского союза заняло около 50 лет, при этом первый документ о культуре появился только в 1992 году при подписании Маастрихтского соглашения. Один из «отцов-основателей» Европейского союза Жан Моне сказал: «Если бы мы должны были сделать это снова, мы начали бы с культуры», тем самым признав, что интеграция стран и народов должна прежде всего начинаться с культуры, а только затем следуют политические и экономические процессы интеграции.

Европейская стратегия для сферы культуры основывается на трех принципах:

- культурное разнообразие и межкультурный диалог – обеспечение понимания и уважения культурного разнообразия Европы, а также продвижение межкультурного диалога и межкультурных компетенций. Для этого важно развивать трудоспособность, приспособляемость и мобильность деятелей и работников сферы культуры, и произведений искусств. При этом необходимо облегчить доступ граждан к культуре и продуктам культуры;

- культура как катализатор творчества – изучение и пропаганда роли культуры в поддержке и поощрении творчества и инноваций, так как творчество является основой для социальных и технологических инноваций и, следовательно, является важным фактором роста и конкурентоспособности Европейского союза;

- культура как ключевой компонент международных связей - способствование распространению знаний и понимания культур Европы во всем мире посредством межкультурного диалога со всеми странами и всеми регионами, используя, например, европейские языковые связи со многими странами.

Опыт современного процесса культурной интеграции европейских народов насчитывает более полувека, при этом официальная политика длится более 20 лет. В то время как мы только стоим на пороге «официальной» культурной интеграции народов Алтайской цивилизации.

В самом начале пути необходимо выработать принципы культурно-гуманитарной интеграции народов Алтайской цивилизации, затем определить основные направления совместной культурной политики.

Учитывая специфические условия и место Алтайской цивилизации в сознании наших народов, необходимо начать со знакомства, с познания друг друга заново. Исследование общих корней и в то же время изучение приобретенных уникальных черт и особенностей каждого из народов является также важным элементом интеграции. Взаимное изучение культур друг друга также поможет народам Алтайской цивилизации найти «забытые» частички своих культур в культурах других народов Алтайской цивилизации.  Сотрудничество и обмен знаниями позволит создать общий культурный рынок, что в свою очередь позволит лучше познать культурные особенности народов Алтайской цивилизации и будет содействовать улучшению социального и экономического благосостояния наших стран и народов.

 Культурно-гуманитарная интеграция народов Алтайской цивилизации может быть сосредоточена на следующих трех направлениях:

-      общие инициативы по сохранению и защите культурного наследия;

-      взаимопроникновение культур – создание возможностей для распространения продуктов культуры, проведения совместных культурных мероприятий и обеспечение доступа к ним населения, в том числе перевод книг;

-      продвижение и проведение национальных видов игр.

 

Центральный полюс развития

Другими важными аспектами возрождения Алтайской цивилизации являются образование и наука, которые также как культура способствуют распространению знаний и пониманию основ Алтайской цивилизации.

Основной функцией образования в проектировании цивилизации является формирование новой картины мира. Необходимо очертить, обрисовать свое миропонимание, дабы понять основы нашей цивилизации и выйти из-под влияния чуждых нам культур.

Все наши народы разрываются между противоборствующими системами миропорядка, навязываемыми другими цивилизациями. Если раньше, в доинформационную эпоху, чужие идеологии и религии распространялись долго и поверхностно, то в наше время это происходит очень быстро и проникает в основы нашего мировоззрения.

Борьба за сохранение своей идентичности должна вестись не только в сердцах, но и в умах наших людей.

Необходимо проводить совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в естественных и гуманитарных науках. Немаловажным является поддержка образовательной и научно-исследовательской инфраструктуры. Жизненно важным также является развитие современных информационных и коммуникационных технологий как основного инструмента трансляции смыслов и канала получения знаний.

Количественное и качественное совершенствование людских ресурсов в сфере образования, исследований и технологий превратит нашу цивилизацию в центральный полюс развития, что в свою очередь поможет народам Алтайской цивилизации получить толчок собственному развитию. 


 Данияр Бакчиев,

Заместитель директора

Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики

 

 

 

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

НИСИ КР

79% молодежи сдали биометрические данные и 76,5% примут участие в выборах Президента страны
VTEM skitter

НИСИ КР

74% молодежи определилась со своим выбором и ждет от будущего президента развитие экономики и борьбы с коррупцией
VTEM skitter

Программа правительства 2018-2023

VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

"Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле могут окупиться через 10-15 лет, тотализаторы на скачки могут стать одним из наиболее перспективных проектов при наличии соответствующей инфраструктуры и высокого качества племенного поголовья лошадей"

Новости НИСИ

Статьи

M-Report

Инфографика НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Новости мира

Наши партнёры

 

                                                       

     
 
Яндекс.Метрика