г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95 (приёмная)

(0312) 97-93-93 (факс)

         Кыргызча   English   中文

Актуальность статьи обосновывается сложившейся ситуацией, когда ранее функционировавшая реэкспортная модель, обеспечивавшая некоторую стабильность в получении доходов и занятость населения, исчерпала себя, получаемые доходы от разработки месторождения «Кумтор» также не являются гарантом стабильного источника дохода в долгосрочной перспективе, приток денежных средств мигрантов в страну не может быть основой для обеспечения развития в стране. Мир меняется, и скорость, с которой развиваются интеграционные процессы, технологические изменения и их влияние во всем мире приводят к тому, что Кыргызстану необходимо найти свое место в новом мировом укладе, найти новые пути решения задач торгового баланса, безработицы и т.д.

В данном случае целесообразным видится интенсивная интеграция в региональную систему разделения труда (РРТ). В качестве основного фактора, определяющего эффективность включения в РРТ, может выступать степень и качественные параметры стадии участия страны в глобальных цепочках создания стоимости (ГЦСС).

На данный период Кыргызстан взял курс на устойчивое развитие. Исходя из международного опыта структурных преобразований, у развитых стран[1] были два направления – экспортоориентация и импортозамещение. В статье рассматривается импортозамещение как один из этапов структурных преобразований страны.

 

Сущность импортозамещения

Говоря об импортозамещении, некоторые ученые связывают его с понятием «автаркия». Согласно философскому словарю «автаркия» – это самодостаточность и независимость от вещей внешнего мира или от других людей. В экономическом контексте термин «автаркия» означает замкнутое хозяйство, не имеющее внешнеторговых связей, а также экономическую политику хозяйственного обособления государства от экономик других стран с целью создания самообеспечивающейся (замкнутой, автономно функционирующей) экономики. В более строгом экономическом смысле автаркия может подразумевать т.н. «идеальный» нулевой (или стремящийся к нулевому) уровень импорта[2]. В политическом контексте термином «автаркия» называют политическую установку на международную самоизоляцию государства, а также обслуживание этой тенденции – институциональное, идеологическое и прочее. Примерами стран, которые проводили такую политику, могут быть Народная Социалистическая Республика Албания, Северная Корея, СССР,  и др. Однако необходимо отметить, что автаркия в чистом виде практически отсутствует. Исходя из опыта некоторых стран, некоторые ученые выступают против политики импортозамещения, подразумевая под ней автаркию.

Долгое время не было термина импортозамещение, но существовало осознание необходимости поддержки отечественной промышленности, работавшей под серьезным давлением иностранной конкуренции. Истоки концепции импортозамещения заложены в работах меркантилистов Т. Мана, У. Петти и других, которые обосновывали меры протекционизма необходимостью обеспечения государством роста национальной промышленности. Так, в XIX веке немецкий ученый Фридрих Лист говорил о взаимосвязи экономического роста страны и необходимости создания собственной производственной базы для полноценного обеспечения потребностей внутреннего рынка. Он утверждал, что экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам, и потому для каждой страны характерна своя «национальная экономия», задача которой заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил данной нации.

В свою очередь Н.Д. Кондратьев в исследовании цикличности экономики отмечал, что рост городов, благосостояния населения и т.д. определяется темпом развертывания производства, и в частности промышленного производства[3].

В 60-70 годах 20 века представители неокейнсианской школы (М. Бруно, Х. Ченери, Н. Картер, А. Страуг) относили реализацию импортозамещения в сфере промышленности к числу ключевых направлений развития экономики страны. Согласно разработанной ими модели экономического роста с двумя дефицитами, экономическое развитие – это постепенное вытеснение внешних источников финансирования внутренними и замена импортных товаров отечественными. Преодоление дефицита сбережений и торгового дефицита в данном случае становится возможным при привлечении внешних инвестиций (вложений), а внутренние ресурсы государства для данных целей не учитывались[4]

Позднее, в исследовании международной конкурентоспособности стран М. Портер сделал вывод, что активная поддержка национальных товаропроизводителей будет эффективна лишь при соблюдении трех условий[5]:

1. Эффективное соперничество на внутреннем рынке.

2. Условия спроса, способствующие развитию долговременных преимуществ.

3. Ограниченное время подобной активной государственной поддержки.

 

Сам термин «импортозамещение» появился впервые в середине XX века для обозначения экономической политики развивающихся стран, которая была направлена на стимулирование индустриализации страны с помощью протекционистских мер, ориентированных на защиту от конкуренции со стороны импортеров. В дальнейшем ключевая идея данного понятия претерпела изменение.

Анализируя результаты и опыт предшественников, некоторые ученые расценивают импортозамещение в качестве значимого механизма осуществления структурных преобразований в национальной экономики. Ряд экономистов подчеркивает, что импортозамещение представляет собой разновидность экономической политики, требующей активного вмешательства органов государственной власти. Другие ученые представляют импортозамещение как естественный процесс, который вызван формированием потребности в ее реализации на фоне определенных сложившихся рыночных условий.

У различных стран мира был более или менее успешный опыт проведения идеи (политики) импортозамещения. В большинстве своем данный процесс проходил путем замены импортных продуктов питания, изделий легкой промышленности и несложной технологической продукции. К примеру, по этому направлению развивалась стратегия импортозамещения в странах Восточной Азии, Мексике, Бразилии, Индии, Китае и т.д. В дальнейшем пути развития процесса импортозамещения данных стран разошлись.

Опыт зарубежных стран показывает, что наибольших успехов в реализации политики импортозамещения добились страны Восточной Азии, сделавшие ставку на сочетание основанного на импортозамещении протекционизма с товарной и географической диверсификацией экспорта. Страны же Латинской Америки, реализовавшие лишь стратегию импортозамещения, в итоге столкнулись с общим ухудшением экономической ситуации, вылившейся в раскрутку инфляции, снижение объемов сбережений и как следствие – сокращение инвестиционной активности, дефицит платежного баланса и обострение проблем международной валютной ликвидности.

 

Импортозамещение в Кыргызстане

В Кыргызстане была попытка проведения политики импортозамещения в 1998 г., накануне присоединения к ВТО. Была принята Государственная программа «Экспорт-импорт до 2002 года», направленная на увеличение и развитие экспорта, совершенствование его структуры, а также на развитие производства импортозамещающей продукции, на уменьшение зависимости республики от импортных поступлений. Значительное импортозамещение предусматривалось в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности и в машиностроительной отрасли. Аналогичные программы в стране принимались в 2002 и 2007 гг. Необходимо отметить, что приоритетным направлением внешнеторговой политики КР также было развитие экспорта. В Плане Правительства КР по развитию экспорта на 2015–2017 годы были определены секторы экономики, нуждающиеся в государственной поддержке:

  • o туристическая индустрия;
  • o производство овощей и фруктов;
  • o производство мясной и молочной продукции;
  • o производство текстиля и швейных изделий;
  • o производство бутилированной воды.

 

Основными направлениями поддержки экспорта согласно плану является финансирование торговли, упрощение процедур для экспортеров, поддержка и развитие инфраструктуры качества, обеспечение доступа к торговой информации и продвижение товаров на внешние рынки. Особенность программы поддержки экспорта в стране заключается в ориентации в основном на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно официальным данным, импорт страны стабильно превышает экспорт на протяжении нескольких лет (хронический торговый дефицит). Высокий уровень проникновения импорта в экономике частично объясняется закономерностью, описанной в аналитической публикации ОЭСР: «Уровень проникновения импорта обычно выше в малых экономиках, так как они более открыты в мировой экономике и имеют особенности в специализации. Они становятся более зависимыми от импорта, поскольку не могут специализироваться во многих отраслях. В долгосрочном периоде, если проникновение импорта растет более быстрыми темпами, чем внутренний спрос, и не сопровождается эквивалентным ростом экспорта, это может означать ухудшение конкурентоспособности». Потому проводить политику импортозамещения в малых странах нецелесообразно.

 

Кыргызстан в ЕАЭС

Со вступлением Кыргызской Республики в ЕАЭС общая емкость рынка составила 182,7[8] миллиона человек (порядка 2,5% от мировой численности населения), которые объедены устойчивыми торговыми связями, потому есть предпосылки для развития производственной кооперации в различных отраслях промышленности. В целях решения задач импортозамещения желательно увеличение качества и количества производимой продукции. В этой связи целесообразно развитие кооперационных отношений стран-участниц ЕАЭС для проведения эффективной политики импортозамещения на Общем рынке.

В 2016 году емкость Общего рынка продукции обрабатывающей промышленности в долларовом выражении составила 644,3 млрд. долл. США (рис.1). Ее величина в стоимостном выражении сократилась к уровню 2015 года на 1,8%. В 2015 году сокращение емкости было более значительным и составило 29,4%, в 2014 году – 10,5%. В целом за 2013-2016 гг. продажи на рынке сократились на 48% к уровню 2013 года.

 

Рис.1. Емкость Общего рынка продукции обрабатывающей промышленности

 Отмеченные особенности динамики позволяют сделать следующие выводы:

  1. Масштаб Общего рынка и его привлекательность для инвестиций международных компаний сократились, потому как сокращение внутренних долларовых цен существенно увеличило сроки окупаемости потенциальных инвестиционных проектов[9].
  2. Впервые за четыре последних года сокращение (в долларовом выражении) емкости Общего рынка государств-членов ЕАЭС практически прекратилось. Отмеченная тенденция свидетельствует о переходе конъюнктуры рынка ЕАЭС из состояния депрессии в фазу восстановительного роста. Помешать этому могут только масштабные внешние события, способные резко ухудшить конъюнктуру российского рынка.

Одной из задач всех стран союза является увеличение доли на Общем рынке ЕАЭС и стремление к постепенному повышению локализации производства. В неявном виде решение этой задачи подразумевает снижение доли импорта из третьих стран на Общем рынке. В целях выявления потенциальной ниши для КР при проведении политики импортозамещения в рамках ЕАЭС рассмотрим структуру Общего рынка продукции обрабатывающей промышленности государств-членов ЕАЭС в 2016 г. (см. Табл. 1).

Таблица 1 Структура Общего рынка продукции обрабатывающей промышленности государств-членов ЕАЭС в 2016 г.

 

Доля импорта из третьих стран

Доля кыргызской продукции на Общем рынке

Доля российской продукции на Общем рынке

Доля казахстанской продукции на Общем рынке

Доля белорусской продукции на Общем рынке

Доля армянской продукции на Общем рынке

Обрабатывающая промышленность

27,8

0,32

65,59

2,28

3,79

0,19

производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака

12,9

0,29

73,41

3,7

8,97

0,77

текстильное и швейное производство

59,1

0,36

33,14

1,16

6,4

-0,14

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

77,2

0,09

16,9

-0,22

6,04

0

обработка древесины и производство изделий из дерева

16,2

0,2

73,35

2,01

8,19

0,06

целлюлозно-бумажное производство. Издательская деятельность

15,7

0,11

79,71

1,24

2,89

0,35

производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

1

0,07

96,27

0,87

1,76

0

химическое производство

50,2

-0,01

46,77

1

2,03

0,04

производство резиновых и пластмассовых изделий

35,3

0,12

56,77

2,1

5,43

0,23

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

12,1

0,66

76,18

4,81

5,95

0,27

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

18,3

1,82

71,17

6,63

1,94

0,16

 

Согласно вышеприведенной таблице, товары производителей стран ЕАЭС в 2016 г. занимали слабые конкурентные позиции на Общем рынке (доля импорта из третьих стран – более 50% от емкости) в следующих отраслевых сегментах:

-        продукция текстильного и швейного производства (доля импорта из третьих стран –59,1% от емкости отраслевого сегмента);

-        кожа, изделия из кожи и обувь (доля импорта из третьих стран – 77,2%);

-        машины и оборудование (56,0%);

-        электрические машины, оптика и электроника (55,5%);

-        продукция химического производства (импорт из третьих стран составил 50,2% от емкости сегмента).

 

Однако положительным моментом является то, что есть потенциал для наращивания производства КР в следующих отраслях:

  • Текстильное и швейное производство.
  • Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви.

 

Таблица 2 Вклад страновых сегментов в прирост физического объема продаж Общего рынка в 2016 г. к 2015 г.[10]

 

Вклад страновых сегментов в разрезе отраслей в прирост физического объема продаж
Общего рынка, п.п.

Беларусь

Россия

Казахстан

Кыргызстан

Обрабатывающая промышленность

-0,01

4,5

-0,1

0,05

производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака

0,32

0,6

0,1

0,15

текстильное и швейное производство

0,16

4,3

0,0

2,27

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

2,38

-5,8

-1,1

18,73

обработка древесины и производство изделий из дерева

-1,23

9,8

-0,6

1,85

целлюлозно-бумажное производство. издательская деятельность

-0,35

-0,2

0,2

-0,04

производство нефтепродуктов и ядерных материалов

0,39

14,9

0,2

-0,06

химическое

производство

0,06

10,2

0,7

-0,11

производство резиновых и пластмассовых изделий

0,12

-0,7

0,2

0,38

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

-0,61

-3,1

0,3

0,05

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

-0,20

-1,3

-0,8

-0,05

производство машин и оборудования

-1,59

5,1

1,6

0,00

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

0,32

3,4

0,9

0,05

производство транспортных средств и оборудования

-0,12

6,5

-0,8

-0,03

прочие отрасли

промышленности

3,41

-3,7

0,7

0,05

 

Кроме того, необходимо обратить внимание на возросшие продажи товаров легкой промышленности при сокращении реальных доходов населения в ЕАЭС и относительно высоком росте цен на обувь в России (111,2%, при индексе потребительских цен 107,1%). Физический объем продаж в сегментах легкой промышленности сократился в России (на 7,3%) и в Казахстане (на 25,2%). Под влиянием отмеченных факторов продажи товаров легкой промышленности должны были в 2016 году снизиться. Однако емкость в физическом выражении Общего рынка в сегменте изделий из кожи и обуви возросла на 14,3% благодаря росту емкости этого сегмента в Кыргызстане (в 4 раза) (см. Табл.2).

Согласно таблице 2, сравнительно большой вклад в отраслевые сегменты Общего рынка имеют те отраслевые сегменты рынка КР, которые соответствуют развитым в нашей стране видам деятельности обрабатывающей промышленности, которые базируются на местных сырьевых ресурсах.  Необходимо отметить, что присоединение к Союзу Кыргызстана и Армении дало заметный (выше среднего[11]) прирост емкости Общего рынка в сегменте текстильной и швейной продукции (на 4,0%); в сегменте кожи, изделий из кожи и обуви (на 6,9%); в сегменте продукции обработки древесины и изделий из дерева (на 4,1%); а также в сегменте продукции металлургического производства (на 2,7%).

 

Оценка параметров рынка продукции обрабатывающей промышленности КР

На мировой арене Кыргызстан представлен горнодобывающей промышленностью, обрабатывающей и электроэнергетикой. Структура промышленности КР включает в себя 17 отраслей, из них две отрасли – в горнодобывающей промышленности; 14 отраслей – в обрабатывающей промышленности и электроэнергетика как отдельная отрасль промышленности. Наиболее объемной отраслью, ведущим звеном экономического развития страны является обрабатывающая промышленность, доля которой в общем объеме валового внутреннего продукта в настоящее время варьируется в пределах от 12 до 16 %.

Удельный вес обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства составляет свыше 80 процентов.  Необходимо отметить, в 2011-2016 гг. доля продукции обрабатывающего производства с учетом производства пищевых продуктов снижалась. Доля обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции без учета предприятий по производству пищевых продуктов в 2016 г. возросла по сравнению с 2011 г. с 70,9% до 84,7%, что объясняется сокращением объема производства пищевой продукции.

Необходимо отметить, что в анализируемом периоде определен почти двукратный рост объема инвестиций, направляемых на развитие обрабатывающей промышленности: 8,5 млрд. сомов в 2013 г. и 17,8 млрд. сомов – в 2015 г. Вместе с тем этих средств недостаточно для эффективного развития отрасли, что подтверждается показателями износа основных фондов, которые отражают высокую степень их физического и морального износа в данном секторе экономики. Недостаточные темпы обновления основных производственных фондов привели в последние годы к тому, что удельный вес изношенных основных средств, находящихся в эксплуатации, составил в 2015 г. в целом по промышленности более 47,7%, в обрабатывающей промышленности еще выше – 64,6%.

Говоря об импортозамещении в КР необходимо обратить внимание, что наибольший удельный вес в монетарном выражении в структуре импорта республики из третьих стран занимают:

  • товары текстильного производства (одежда, ткани, обувь, нитки, подошвы, сумки дорожные, косметические, рюкзаки и т.д.);
  • части и принадлежности для промышленной сборки (тракторов и пр.);
  • различного вида оборудование для телекоммуникационного рынка;
  • системы навигационные инерционные и прочее для гражданской авиации;
  • мешки и пакеты из полос или лент, или аналогичных форм полиэтилена или полипропилена;
  • оборудование для переработки плодов, орехов или овощей и т.д.

 

При этом в общей структуре производства промышленных товаров в КР текстильное производство и производство одежды занимает значительную долю. В 2015 году было произведено продукции на сумму 82,19 млн. долл. США, что на 28% меньше по сравнению с 2014 годом, а по сравнению с 2013 годом сокращение составило 53,3% (рис.3).

  

Рисунок 3. Динамика производственного показателя продукции текстильного производства; производства одежды и обуви, кожи и прочих кожаных изделий

 Данную отрицательную динамику можно объяснить тем, что значительная часть продукции легкой промышленности под брендом «Сделано в Кыргызстане» экспортируется в Россию и Казахстан.

Эксперты отмечают, что существует ряд факторов, которые сдерживают развитие данной отрасли:

  • отсутствие стимулирования инвестиционного процесса;
  • слабое развитие местной сырьевой базы;
  • отсутствие налаженной логистики в сфере производства и транспортировки продукции и т.д.

 В целях решения вышестоящих сдерживающих факторов Ассоциацией предприятий легкой промышленности КР «Легпром» (целью которой является защита прав предпринимателей и продвижение изделий, произведенных субъектами легкой промышленности КР, на внутреннем и международных рынках) был инициирован инвестиционный проект по строительству «Технополиса» для швейной и текстильной промышленности. В целях государственной поддержки по стимулированию и увеличению экспортного потенциала страны Правительством КР проект одобрен и заложен в Программе Правительства Кыргызской Республики «Доверие и единство». На данный момент утверждена концепция и прорабатывается вопрос о выделении земельного участка в двух местах.

В рамках исследования наличия, предпосылок и барьеров промышленного сотрудничества был проведен анкетный опрос организаций обрабатывающей промышленности КР, за исключением предприятий пищевой отрасли. В результате было получено 26 результативных анкет.

Согласно результатам опроса, производственных коопераций в виде создания совместного производства нет. Вместе с тем осуществляется взаимодействие (экспортно-импортные операции товаров, сырья, оборудования и прочее) отечественных предприятий с зарубежными, в основном с предприятиями Российской Федерации, Республики Казахстан, реже – с предприятиями Республики Беларусь, а также с компаниями третьих стран (КНР, Германия, Узбекистан, Турция и т.д.).

При этом необходимо отметить зависимость производства продукции обрабатывающей промышленности республики от импорта сырья, поскольку 63% опрошенных предприятий обрабатывающей промышленности импортируют сырье, материалы и комплектующие для своего производства. Из них 50% респондентов обозначили, что более 31% импортируемого сырья приходится на третьи страны.  Из стран-участниц ЕАЭС, предприятия обрабатывающей промышленности закупают сырье в России и Казахстане. Намного реже ввозится сырье из Беларуси, и отсутствует ввоз сырья из Армении. Респонденты отметили, что закупку сырья и материалов компании КР осуществляют у третьих стран целенаправленно:

  • во-первых, из-за отсутствия данных материалов на территории стран ЕАЭС;
  • во-вторых, из-за отсутствия информации о сырье из стран-участниц ЕАЭС (продукция текстильной промышленности, такие как нити, материалы и т.д.);
  • в-третьих, из-за того, что они предпочитают закупку материалов и комплектующих у международных компаний из третьих стран, которые отличаются более высоким качеством от производимых на территории стран-участниц ЕАЭС.

 

Наряду с этим респонденты подчеркнули, что экспортируют готовую продукцию преимущественно в Россию и Казахстан.В третьи страны респонденты экспортируют в среднем 15% от произведенной продукции.

Согласно опросу. 95% респондентов отметили наличие определенных барьеров производственной кооперации. Среди обозначенных барьеров респонденты отмечают:

-        нехватку оборотных средств для развития кооперационных отношений с предприятиями (68,4 %);

-         большое расстояние и затраты на транспорт, ведущие к удорожанию продукции (58%);

-        отсутствие информации о потенциальных партнерах (57,9%);

-        отсутствие информации об их компании на рынках стран-участниц ЕАЭС (50%).

 

Национальными факторами, препятствующими реализации форм промышленного сотрудничества Кыргызстана, были отмечены:

-        слабая защита от импорта аналогичной продукции из третьих стран в результате действующих таможенных тарифов на внешних пропускных пунктах (44,4% респондентов);

-        отсутствие информационного центра по поиску партнеров по кооперации (29,6% респондентов);

-        затруднения в предоставлении ответа на вопросы относительно барьеров (27,6% респондентов).

 

В большинстве своем респонденты отмечают рынки России и Казахстана наиболее привлекательными для кооперации.

Однако согласно результатам анализа национальных программ Беларуси, Казахстана и России в сфере промышленности, проведенного Евразийской экономической комиссией, национальные программы стран-участниц ЕАЭС по импортозамещению носят автономный, автаркический характер, они все еще не учитывают возможности евразийской интеграции. Пока еще сохраняется настороженное отношение к конкуренции на внутренних рынках со стороны стран-партнеров. Общий внутренний рынок рассматривается государствами-членами союза с позиции доступного и емкого экспортного рынка, тогда как свои национальные рынки предусматриваются ими для импортозамещения собственной продукцией.

 

Выводы

Для Кыргызстана реализация политики импортозамещения в рамках своего национального рынка является малоэффективной, т.к. небольшая емкость внутреннего рынка не позволяет достичь эффекта от масштаба и выйти на безубыточные объемы производства по большинству товарам.

Для проведения политики импортозамещения в рамках союза Кыргызстану необходимо наращивать объемы производства и повышать качество производимой продукции, потому промышленное сотрудничество (развитие кооперационных отношений) с субъектами стран-участниц ЕАЭС видится необходимым условием для проведения успешной политики импортозамещения. 

 

Страны ЕАЭС объединены устойчивыми торговыми отношениями на протяжении многих лет, в этой связи сохраняются благоприятные предпосылки для развития производственной кооперации. На основании вышеизложенного существует необходимость эффективного использования потенциала Общего рынка с целью выхода на устойчивую положительную динамику производства. Для реализации потенциала Общего рынка необходимо проведение скоординированной промышленной политики государствами-членами ЕАЭС. Конкуренция между производителями должна сочетаться с достижением межправительственных договоренностей о рациональной региональной промышленной специализации. Возможно именно степень обеспечения баланса интересов стран-участниц союза определит успешное практическое применение политики импортозамещения в ЕАЭС.



[1]Четыре «волны» новых индустриальных стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

[2] Novak j. l’idée de l’autarcie économique.

[3] Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избранные труды. 2002. Режим доступа: http://noocivil.esrae.ru/pdf/2012/1/879.pdf

[4] Р.М.Нуреев «Экономика развития: модели становления и модернизации рыночной экономики» Учебник, Москва 2008. Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/82220045

[5] Портер М. Конкурентные преимущества стран. 2005. Режим доступа: http://seinstitute.ru/Files/Veh6-35_Porter.pdf

[6] Миронова О. А. «Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России». Международный научно-исследовательский журнал 2015. Режим доступа: https://research-journal.org/economical/importozameshhenie-zarubezhnyj-opyt-i-uroki-dlya-rossii/.

[7] Measuring Globalisation: OECD Economic Globalisation Indicators 2010. Режим доступа: http://www.oecd.org/sti/sci-tech/measuringglobalisationoecdeconomicglobalisationindicators2010.htm

[8] Актуально на 1 января 2016 г. Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20160520/1435654528.html

[9] В ЕАЭС отсутствуют многие производства технологического оборудования. Оно импортируется, в основном, из стран Европейского союза.  Цены на технологическое оборудование на мировых рынках не снизились столь же значительно, как внутренние долларовые цены в ЕАЭС, что увеличило сроки окупаемости проектов, ориентированных на Общий рынок.

[10] Вклады рассчитаны сотрудниками НИЭИ МЭ РБ, исходя из прироста физического объема продаж отраслевого сегмента на национальном рынке, и взвешены на долю этого национального сегмента в отраслевом сегменте Общего рынка.

[11] В среднем прирост емкости Общего рынка в долларовом выражении после присоединения Кыргызстана и Армении составил 1,41%.

[12]  Аналитическая справка «О результатах анализа национальных программ Беларуси, Казахстана и России в сфере промышленности», ЕЭК. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/search/results.aspx?k=%22%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%85%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%22

 

Автор: Научный сотрудник НИСИ КР - Ж. Имантурова


 

 

 

 

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

НИСИ

В Бишкеке прошел 3-й Форум развития аналитических центров ЦАРЭС
VTEM skitter

Форум

Перспективы КР - КНР отношений
VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

"Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле могут окупиться через 10-15 лет, тотализаторы на скачки могут стать одним из наиболее перспективных проектов при наличии соответствующей инфраструктуры и высокого качества племенного поголовья лошадей"

Новости НИСИ

Мероприятия НИСИ

Статьи

M-Report

Инфографика НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Наши партнёры

 

                                                  

     
 
Яндекс.Метрика