hostgator domain coupon

Научный сотрудник НИСИ КР - (д.э.н., профессор Кожошев А.О.)

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Начиная с 1993 по 1998 годы, Кыргызская Республика считалась лидером по либерализации экономики и проведению рыночных реформ в постсоветском пространстве, институциональным отражением которого послужило вступление республики во Всемирную торговую организацию в 1998 году. Во-первых, Кыргызстан является первой страной на территории бывшего Союза, вошедшей в глобальную торговую систему. Кроме этого, необходимо отметить, что срок переговоров Кыргызской Республики считается самым коротким в истории вхождения сран ВТО, без малого три года, тогда, когда средний срок переговоров по вступлению стран в ВТО составляет 9,5 лет.

 

РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ В ВТО В ГЛОБАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЕ

ВТО, а также его предшественник - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), обеспечивают правовую основу для международной торговли. Ключевые элементы торгового режима в рамках ВТО заключаются в том, что торговля со всеми странами-членами организации должна вестись на равных условиях по принципу режима наибольшего благоприятствования (РНБ), и любые применяемые торговые ограничения должны быть прозрачными в форме импортных пошлин, которые не должны превышать связанную ставку, как прописано в Перечне уступок каждой страны при вхождении в ВТО. ВТО допускает исключения к указанным общим принципам ведения торговли между странами, позволяя вести дискриминационную политику в рамках соглашения о свободной торговле или таможенных союзов между странами, а также позволяется использование количественных ограничений или завышенных тарифов, но эти исключения четко прописаны в правилах ВТО.

Если страны нарушают данные правила, то имеет место действенный механизм разрешения споров ВТО, по итогам которого доказывается нарушение одной страны, а другая потерпевшая страна имеет право применить ответные меры. В этом отношении, система ВТО имеет важное значение для малых стран со слабой экономикой.

Сам факт того, что почти большинство стран мира уже вступили в ВТО, а оставшаяся часть находится в процессе переговоров, говорит о том, что членство в ВТО желательно и ценно. В 1947 году 23 стран подписали ГАТТ, и 60 лет спустя в январе 2007 года, Вьетнам стал юбилейным 150-м членом ВТО. Сегодня ВТО насчитывает 164 стран – членов. 

 

РАЗДЕЛ 2. ИТОГИ ПРЕБЫВАНИЯ КР В ЧЛЕНСТВЕ ВТО

20 декабря 2018 года Национальным институтом стратегических исследований КР совместно с Министерством экономик КР был организован Круглый стол, посвященный 20-летию Кыргызской Республики во Всемирной торговой организации (ВТО) «Кыргызстан: 20 лет в ВТО – сложности переходного периода и новые возможности».

В мероприятии приняли участие члены  переговорной группы по присоединению Кыргызстана в ВТО, представители госорганов, ответственные за реализацию соглашений ВТО,  а также бизнесмены, академические круги и экспертное сообщество.

На круглом столе были обсуждены итоги, упущенные возможности, текущий статус и новые перспективы участия Кыргызстана в многосторонней торговой системе в контексте интеграционных процессов, происходящих в регионе. 

 

Положительные эффекты системного характера

Среди основных выгод, полученных Кыргызстаном от членства в ВТО, отмечаются следующие:

  • экспорт кыргызских товаров и услуг пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) во всех странах–членах ВТО;
  • внутреннее торговое и налоговое законодательство гармонизировано с правилами и нормами ВТО;
  • вновь принимаемые нормативно-правовые акты разрабатываются в соответствии с международными требованиями;
  • создан предсказуемый режим для отечественных производителей и инвесторов – как в сфере торговли, так и в сфере услуг;
  • США в 2000 г. отменили по отношению к Кыргызстану поправку Джексона–Вэника;
  • географическое распределение торговли республики расширилось с 98 стран мира в 1998 г. до 135 стран в 2018 г.;
  • появился доступ к оперативной международной торговой информации;
  • у Кыргызстана появился доступ к механизму разрешения торговых споров ВТО;
  • существует возможность участия в выработке новых правил международной торговли;
  • запрещено вводит ограничительные меры наносящим ущерб другим членам ВТО;
  • нет необходимости подписания 2х сторонних торговых соглашений. 

 

Анализ торговой статистики со странами-членами ВТО

Начиная с 1998 года по 2017 г., после вступления в ВТО, товарооборот КР вырос в 4,5 раз с 1,404 млрд. Долларов США до 6,259 млрд долларов США.

Если проанализировать товарооборот с основными торговыми партнёрами как внутри, так и вне СНГ, то можно наблюдать следующую картину.

Начиная с 1998 года, товарооборот со странами с которыми наблюдалась львиная доля торговли, происходил на основе преференциального режима в рамках СНГ, и далее, в рамках экономического пространства ЕАЭС, то динамика роста товарооборота примерно составила столько же, сколько и рост товарооборота в целом по миру. К примеру, товарооборот с Российской Федерацией с 1998 года повысился в 5 раз c 287.8 до 1 498,4 млн. долларов США, а с Казахстаном в 4,9 раз с 160.7 до 789,1 млн., что показывает небольшой отрыв от среднего показателя торговли Кыргызстана в мире.

Что касается стран, с которыми КР пользовалась режимом наибольшего благоприятствования ВТО, то, к примеру с КНР, товарооборот повысился в 26 раз с 60 до 1 597.6 млн. долларов США, с Турцией в почти 8 раз с 44.8 до 356.1 млн. долларов США. Также наблюдается рост товарооборота с такими странами как США, Беларусь и др. Имеются относительно скромные показатели роста товарооборота с соседним Узбекистаном, всего в 1.9 раза, который до сих пор не вошел в ВТО, и в настоящее время ведет переговоры.

Таблица 1. Рост товарооборота Кыргызской Республики с основными торговыми партнерами (в млн. долларов США)

 

1998

2017

Рост

Мир

1 404.0

6 259.0

4.5

РФ

287.8

1498.4

5.2

Казахстан

160.8

789.1

4.9

Узбекистан

160.7

309.9

1.93

Беларусь

14.9

115.7

7.76

КНР

60.1

1597.6

26.58

США

48.5

156.3

3.22

Турция

44.8

356.1

7.95

 

В процентном соотношении к ВВП, если до вступления к ВТО, в процентном соотношении к ВВП, товарооборот в среднем по годам составлял 65.04% к ВВП, то с 1999 года по 2017 годы средний показатель товарооборота в процентах к ВВП составил 89.67 процентов. Это означает, что значимость международной торговли в экономике Кыргызстана значительно повысилась. В некоторые экономически активные годы, товарооборот Кыргызстана превышал его ВВП до 15%, что является крайне редким явлением, когда объем экономики уступает объему товарооборота особенно среди стран, не имеющих выхода к морю. 

Динамика развития торговли товарам и услугами
до и после вступления ВТО 1995 -2015 гг.

 Рис. 1 – торговля товарами (% ВВП, данные ВБ)

 

 

Рис. 2 торговля услугами (% ВВП, данные ВБ)

 

Следует обратить внимание, что торговля услугами прослеживается за весь период членства страны в ВТО достаточно динамично развивающейся и достигает более  60 % в структуре ВВП. Вместе с этим, участие страны в переговорах с ВТО в основном ориентировано на обеспечение доступа на рынок ВТО товаров, при этом рынок услуг остается до сих пор без особого внимания. Это прежде всего связано с отсутствием специфических знаний переговорщиков страны в данной сфере, т.к. многие вопросы находятся в компетенции Министерства труда и других отраслевых министерств.    

 

Влияние членства в ВТО на экономику в разрезе секторов

Таким образом, вхождение КР в ВТО за 20 лет повлияло на расширение географии торговли КР более чем в 2 раза из 98 до 135 стран и соответственно повысило номинальный объем торговли в 4.5 раза. Несмотря на расширение масштабов и географического размаха торговли КР, ввиду слабого уровня конкурентоспособности  секторов экономики, низкого уровня эффекта от масштаба по причине небольшого населения, члены ВТО оказались в более выигрышных позициях от доступа к потребительскому рынку Кыргызстана нежели кыргызские производители смогли получить выгоды от доступа к зарубежным рынкам, что внесло серьезные изменения в структуре импорта и экспорта и повлияло на перестраивание секторов экономики КР в зависимости от сравнительных преимуществ факторов производства и сырьевого потенциала Кыргызстана и стран – торговых партнеров.

Экспорт: Среди секторов, которые проявили наибольшую конкурентоспособность на международном рынке, можно выделить только 2 сектора: легкую промышленность, а именно готовую одежду и обувь, и сектор сельского хозяйства, который смог сохранить свои экспортные позиции на зарубежных рынках.

Если, к примеру в 1998 году экспорт товаров легкой промышленности достигал всего 40.9 млн. долларов США, то в 2017 году данный показатель достиг 181,3 млн. долларов США, увеличившись в 4,4 раза. Однако, развитию данной отрасли больше способствовали дешевые факторы производства в Кыргызстане такие как рабочая сила, электричество и благоприятная налоговая среда, нежели фактор членства КР в ВТО, так как покупателями одежды и обуви остаются традиционные партнеры по региону – РФ и РК. В этих странах популярны товары одежды сделанные в Кыргызстане ввиду наличия развитого канала поставок а также культурного и языкового сходства.  Если производство текстильной продукции занимало 7.7% в общей доле отечественного экспорта в 1998 году, то в 2017 году оно составило 10,3%.

Что касается сельхоз продукции, экспорт за 20 лет повысился в 6.3 раз с 25.8 в 1998 г. до 163,7 млн. долларов США в 2018 г. Основными факторами развития явились качественная сырьевая база и органическая чистота продуктов из КР. Нельзя однозначно связывать повышение экспорта сельхозпродукции со вступлением в ВТО, так как основными импортерами сырой кыргызской сельхозпродукции опять же остаются РФ и РК. Однако необходимо подчеркнуть, что членство в ВТО помогло кыргызской фасоли добраться до рынков Турции и некоторых стран Европейского союза, благодаря режиму наибольшего благоприятствования ВТО.

Среди секторов, которые наиболее сильно потеряли свои экспортные позиции на зарубежных рынках, можно выделить производителей готовой пищевой продукции, доли которых за 20 лет, сравнительно общего показателя кыргызского экспорта, снизились с 13.9% до 2.4%. Такая же участь снижения кыргызского экспорта  настигла и производителей тяжелой промышленности, вывезенная продукция которых в общей доле экспорта в 2017 г. упала с 9.1% до 2.3% из-на постепенного ослабевания конкурентоспособности за рубежом на фоне развития смежных отраслей в РФ и РК, а также технологического потенциала производителей третьих стран, таких как КНР, Турция и др. 

 

Импорт: В связи с применением режима наибольшего благоприятствования ВТО,  открылся широкий доступ на рынки КР для иностранных товаров промышленного и готового характера, производство которых характеризуется высоким уровнем капиталоёмкости и высокого эффекта от масштаба, что способствовало занять сильные позиции на отечественном покупательском рынке КР.

Среди секторов, которые имеют наибольший рост импорта в КР, можно выделить медикаменты, транспортные средства, машины оборудования, готовая пищевая продукция, металлические изделия и текстильные ткани.   К примеру, в выигрыше от членства КР в ВТО остались медикаменты из Индии и стран ЕС, автомобили из Германии, Японии и США, текстиль из Турции и КНР, бытовая химия из ЕС. От торговли на преференциальной основе вне зависимости от ВТО выиграли также готовая пищевая продукция и бытовая химия из РФ и РК.

Однако повышение импорта товаров от иностранных производителей на отечественном рынке можно рассматривать как с точки зрения упущенных возможностей для отечественных производителей, так и с точки зрения развития отдельных секторов экономики, в которых повысился спрос на отечественном рынке. К примеру, рост импорта металлов в 5.3 раза с 47.7 млн. в 1998 году до 250.7 млн.долларов в 2017 г., что показывает повышение спроса на продукцию из-за динамичного развития строительного сектора, а рост импорта текстильной ткани соответственно в 10 раз с 53 млн. до 551 млн. долларов США с развитием производства готовой одежды в КР.   

Отрицательные эффекты вхождения страны в ВТО

Процесс вхождения КР в ВТО был самым коротким в истории ВТО, и многие критиковали процесс переговоров КР за то, что они прошли в недостаточно полноценной манере, чтобы добиться максимальных результатов, отвечающих за реализацию интересов страны в рамках стратегической политики либерализации торговли.

В идеале, при переговорах по вступлению, Кыргызская Республика должна была изначально выстроить стратегию переговоров, определить тем самым, какие сектора отечественной экономики могли бы успешно конкурировать с мировой торговле и какие «недоросли» для открытой конкуренции, и после, выстроить формат переговоров так, чтобы максимально добиться у стран-членов ВТО защитные механизмы для тех слабых секторов, которые нуждались в защите от наплыва мировой конкуренции. Такого рода стратегия применяется практически всеми странами при вхождении в ВТО, включая и нашими соседями РФ и РК, срок переговоров которых длился более десяти лет ввиду множества сложных спорных моментов, где переговаривающиеся стороны не могут прийти к единому мнению. 

К сожалению, в процессе же переговоров по вступлению КР в ВТО, такая стратегия не наблюдалась, и республика была больше сфокусирована на том, чтобы поскорее завершить переговорный процесс и получить статус члена ВТО, тем самым предоставив значительные уступки по многим аспектам доступа товаров и услуг на рынки Кыргызстана.  Так к примеру, в перечне уступок КР по товарам перед ВТО связные ставки на импорт товаров в КР по всему перечню не превышали 20%, тогда когда к примеру, у Швейцарии  связные ставки по многим товарным линиям в сельском хозяйстве достигают до 300%. Если взять в пример Эстонию, то страна смогла при переговорах выторговать максимальные связные тарифные ставки на импорт до 69% по некоторым товарам сельхозназначения, которые нужно было защитить от иностранной конкуренции.

Также, касательно товаров сельхозназначения, которые считаются стратегически важными для аграрной республики, КР также не воспользовалась возможностью заложить механизмы специальных защитных мер ни для одной из сельхозпродуктов, хотя данный инструмент, по результатам Уругвайского раунда переговоров, был предоставлен для стран ВТО. Если сравнить с другими странами, то та же Швейцария заложила возможность защитить более чем 120 сельхозтоваров от чрезмерного импорта из-за рубежа.

Кроме этого, ввиду весьма короткого срока переговоров, страна взяла на себя множество обязательств на уровне стран с развитым уровнем экономики. К примеру, ВТО предоставляет право развивающимся странам поддерживать субсидиями и дотациями от государства сельскохозяйственный сектор максимально на уровне 10%, а для развитых стран, этот порог не превышает 5%. У Кыргызской Республики данный порог также, как и у развитых стран, составляет на уровне 5%, которую наша страна обязуется не превышать при поддержке сельхозпроизводителей государством (в связи с ограниченностью ресурсов в КР в настоящий момент субсидирование составляет не более 1,5%).

 

РАЗДЕЛ 3. АКТИВИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ КР НА ПЛАТФОРМЕ ВТО

Рекомендации на перспективу:

Присоединение Республики Узбекистана к ВТО

Следует отметить, что c 2005 года Узбекистан не проявлял никаких активных действий по присоединению к ВТО и находится в статусе наблюдателя, и тем не менее, страна продолжала модернизировать свое законодательство, чтобы соответствовать требованиям ВТО, а в 2013 году республика запросила содействия у Cекретариата ВТО для подготовки к возобновлению переговоров по вступлению в нее. Таким образом, 21 ноября 2017 года на прошедшем деловом форуме в Сеуле (Южная Корея), Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что Узбекистан возобновил переговоры об условиях своего членства во Всемирной торговой организации.

В свете значительных положительных сдвигов в развитии кыргызско-узбекских двухсторонних отношений за последнее время, а также учитывая что вхождение Узбекистана в ВТО должен дать огромный толчок в развитии торговых отношений с соседней страной и принимая во внимание возможный запуск процесса присоединения Республики Узбекистан к ВТО в обозримом будущем, Правительство должно принять активное участие в рамках Рабочей группы по присоединению Узбекистана в ВТО.

В первую очередь, Кыргызстану необходимо начать подготовку к выявлению и разработке товарных линий, по которому КР зарезервирует свои права на переговоры.

Во-вторых, необходимо будет максимизировать усилия по либерализации рынка услуг Узбекистана на всех уровнях поставки услуг, включая передвижение физических лиц.

 

Ускорение процесса присоединения КР к Соглашению о государственных закупках ВТО

Фундаментальной целью Соглашения по государственным закупкам ВТО является взаимное открытие рынков государственных закупок среди стран-участниц Соглашения. Для Кыргызской Республики, данное соглашение позитивно повлияет на экономику путем открытия доступа к рынку государственных закупок других стран-участниц Соглашения, а также усиления конкуренции и улучшения системы управления на отечественном рынке государственных закупок страны, присоединяющейся к Соглашению.

В дополнение, также имеются плюсы вступления по обеспечению прозрачности в процессе закупки, после вхождения в Соглашение, способствует в улучшении внутренней координации, а также и гармонизации политики в системе госзакупок среди стран. 

Во-вторых, членство в Соглашении рассматривается также как позитивный сигнал для имиджа страны, что может стимулировать приток прямых инвестиций в предприятия, имеющие потенциал исполнения госзаказов.

В-третьих, вступление в Соглашение придаст возможность участвовать и влиять на будущую эволюцию Соглашения путем дальнейших переговоров по совершенствованию положений Соглашения.

В настоящее время Кыргызская Республика начиная с 2016 года в лице Министерства финансов КР как уполномоченного органа, прорабатывает со странами странами-членами СГЗ страновое предложение, а также продолжает работу по улучшению национального законодательства в области госзакупок. Однако уже почти три года проработки процесс не выходит на окончательную стадию. Здесь необходимо обратить внимание на затянувшийся вопрос и дать соответствующие поручения.  Очень важно понимать, что присоединение к соглашению по государственным закупкам ВТО сделает расходы государства более прозрачным и эффективным, существенно снизит уровень коррупции а также улучшит рейтинги в сфере восприятия коррупции страны.    При этом, соглашение позволяет также осуществлять поддержку отечественных производителей в рамках оговоренных страной пороговых сумм (от 100 до 400 тыс. Долл. США).

 

Усиление роли электронной коммерции в сельской местности в КР

Всемирная торговая организация определяет электронную коммерцию как сделку по покупке и продаже товаров и услуг через электронные системы посредством методов, специально разработанных для целей получения и размещения заказов. Электронная коммерция (ЭК) имеет несколько ключевых преимуществ перед традиционными методами ведения торговли. Во-первых, ЭК снижает расходы ведения бизнеса, так как продавец требует минимальной физической инфраструктуры. Этим самым, ЭК улучшает доступ к рынку для торговцев, так как она соединяет сторону спроса со стороной предложения без каких-либо физических препятствий и издержек, связанных с ними. Во-вторых, ЭК улучшает качество сделок в связи с экономией времени и средств. Это помогает улучшить конкурентоспособность особенно среди малого и среднего бизнеса, который испытывают сложности в конкуренции с крупными поставщиками. Эти факторы делают ЭК существенным, и в то же время низко затратным инструментом по расширению торговых связей между поставщиками сельхозтоваров на уровне домохозяйств в сельской местности и выхода на крупные рынки городов, и вовлечению в международную торговлю.

Следующие вопросы по развитию системы электронной коммерции в сельской местности Кыргызстана требуют решение следующих вопросов.

(i) местные электронные платформы для купли-продаж в Кыргызской Республике имеют ограниченный потенциал по построению нужных бизнес-моделей для удовлетворения, в связи с местными условиями, потребностей в торговле сельхозтоварами, которые зависят от факторов сезонности, в большинстве являются скоропортящимися и носят мелкотоварный характер, а также точки поставок географически расположены весьма разрозненно.

(ii)  Законодательная база для электронной коммерции в сельской местности также находится в сыром виде, также, как и хромает координация между органами управления в реализации потенциала электронной коммерции; население не имеет элементарное представление в особенности в горных местностях.

(iii)  сельские местности КР не имеют достаточного технического потенциала и опыта в ведении коммерции через средства электронной торговли из-за отсутствия знаний в области маркетинга и использования интернета. Низкий уровень использования сельчанами электронных средств для торговли обуславливается также низким уровнем образования в области коммуникационных технологий.

(iv) уровень развития информационных технологий и компьютеризации в сельской местности отстает от уровня в городах

 

Для усиления роли электронной коммерции как важнейшего на данном этапе инструмента по продвижению торговли в сельской местности в КР, государству необходимо комплексно разработать единую государственную стратегию по развитию практических и приспособленных, а также отвечающих местным особенностям платформ, на базе которых, местные фермеры могли бы вести электронную торговлю. Стратегия должна охватывать всю совокупность действий начиная с проведения соответствующих исследований институциональных и законодательных основ, оценки имеющейся инфраструктуры, выявления проблем и ограничений, связанных с запуском такого рода бизнес-моделей в КР, подготовку рекомендаций по совершенствованию правовой основы для применения электронной торговли и рекомендаций по заполнению пробелов в инфраструктуре и совершенствованию цепочки создания стоимости сельскохозяйственной продукции в поддержку развития электронной торговли в горных районах.

Кроме этого, необходимо укрепление потенциала МСУ для развития электронной торговли в сельских районах. Нужно сформулировать общее институциональное укрепление и план создания потенциала для развития электронной торговли в сельских и горных районах с анализом пробелов и потребностей, а также подготовить учебные пособия, которые должны быть легко понятны и использоваться для сельских жителей; и организовать учебные семинары для пользователей электронной коммерции из горных районов для содействия взаимодействию и согласованию бизнеса между предприятиями электронной коммерции и сельскохозяйственными кооперативами с сельских и горных районов.

Одновременно, чтобы идти в ногу с современными тенденциями и использованием всех возможностей электронной коммерции, также необходимо совершенствовать правовое регулирование в сфере стимулирования развития информационных технологий с сельской местности. На основе анализа законодательства необходимо определить ключевые элементы правового механизма в сфере стимулирования развития и внедрения технологий в электронной коммерции. В частности, нужно законодательно закрепить положения о стимулировании развития ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в сельской местности, выявлении и устранении правовых и организационных барьеров их развитии. 

 

Использование возможностей в рамках Соглашения по упрощению процедур торговли

Бюрократические проволочки в таможенных органах стран-членов ВТО все еще создают препятствие для перемещения товаров через границы. Таким образом, упрощение процедур торговли, упрощение, модернизация и гармонизация экспортных и импортных процессов стало важным вопросом для мировой торговой системы, и было предметом долгих обсуждений на платформе ВТО.

На Конференции на уровне министров в г. Бали в 2013 году, страны-члены ВТО завершили переговоры по принятию Соглашения по упрощению процедур торговли, который вступил в силу 22 февраля 2017 года после его ратификации двумя третями членов ВТО. Соглашение содержит основные положения об ускорении движения, освобождении и разгрузке товаров, включая транзитные грузы. В нем также изложены меры по эффективному сотрудничеству между таможенными органами и другими соответствующими органами по вопросам упрощения процедур торговли и соблюдения таможенных правил. Кроме того, содержатся положения о технической помощи и наращивании потенциала в этой области.

Таким образом, Кыргызстану как стране, не имеющей выхода к морю и зависящей от транзитных путей для выхода на рынки дальнего зарубежья, необходимо извлечь максимальные выгоды по применению положений данного соглашения ВТО

В связи с этим, на текущий момент в КР имеются следующие проблемы, связанные с развитием международной торговли в КР:

Слабая осведомленность местного бизнеса в информации, связанной с правилами доступа товаров на своих товаров на международный рынок, обусловленной со сложностями в понимании информации, размещённой на мировых информационных ресурсах о правилах доступа товаров, включая слабые знания требований, предъявляемых к товарам при импорте со стороны контрольных органов стран, а также перечня документов, которые должны сопровождать поставку товаров на зарубежные рынки и сложность в понимании порядка получения в странах-импортерах документов необходимых для ввоза товаров.

При этом неудовлетворительно выстроен информационный обмен между таможенным органам КР и органами, контролирующими соблюдение требований к качеству и безопасности товаров.

Кроме того, нет информационного портала для экспортеров и импортеров, что усложняет доступ к получению актуальной информации о правилах импорта, экспорта и транзита товаров.

В практике работы экспортеров и импортеров Кыргызской Республики не используются современные международные стандарты и рекомендации по электронному информационному обмену. Повсеместно используется бумажный документооборот. Кроме того, выявлены существенные пробелы в знаниях о разработанных СЕФАКТ ООН международных стандартах и рекомендациях.

В этой связи, рекомендуется проведение серии обучающих тренингов среди как крупного бизнеса, так и для МСП и фермеров по международной торговле и разработка практического руководства для экспортеров Кыргызской Республики по торговле со странами-членами ВТО. В этом практическом руководстве, должны быть пошагово расписаны все особенности и сложные случаи процедур импорта в каждую потенциальную страну. Такое руководство должно быть оформлено в простой и доступной форме, содержать ответы на наиболее частые вопросы, а также отражать специфику работы с иностранными контрагентами.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Благодаря членству в ВТО, Кыргызстан получил новую модель экономического развития и правовую базу, соответствующую международным стандартам, которая стала основой для дальнейшего устойчивого развития КР;
  2. Вхождение в ВТО вызвало рост товарооборота КР с другими странами мира, значительно расширило географическое распределение торговли со странами, особенно с теми, с которыми пользовалась режимом наибольшего благоприятствования;
  3. Повысилась значимость международной торговли в экономике Кыргызстана, что привело к тому, что страна вошла в небольшой список стран, где товарооборот страны превысил ВВП в его активные годы;
  4. Сектора легкой промышленности и сельского хозяйства КР сырьевого характера смогли проявить конкурентоспособность в международном рынке, сохранив экспортные позиции, тогда, когда производители готовой сельхоз продукции, тяжелой промышленности оказали в сложном положении от членства страны в ВТО;
  5. Членство ВТО предоставила  доступ к потребительскому рынку КР, при этом открыла взаимно рынок ВТО для отечественных производителей.

В перспективе Кыргызской Республике необходимо:

  1. Активизировать участие на платформе ВТО при присоединении Республики Узбекистан к ВТО, при этом акцентировать внимание на переговорах с РУ в секторе услуг;
  2.  Очень важно ускорить процесс присоединения к Соглашению о государственных закупках ВТО, создать благоприятные условия для электронной коммерции и использовать возможности ВТО в рамках Соглашения по упрощению процедур торговли.
  3.  Законодательно закрепить положения о стимулировании развития ИКТ в сельской местности, в выявлении и устранении правовых и организационных барьеров их развитии. 
  1. Выработать позиции в секторе услуг для вступающих стран ВТО
  2. Инициировать переговоры по региональному соглашение в секторе услуг в рамках ВТО
  3. Продвигать ратификацию международных инструментов в сфере защиты прав мигрантов (рассматриваются как поставщики услуг в рамках соглашения ГАТС) 

 

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

Новости НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Гостевые встречи

СМИ о нас

Статьи

Инфографика НИСИ

Наши партнёры

 

                                                  

     
 
Яндекс.Метрика