г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95 (приёмная)

(0312) 97-93-93 (факс)

         Кыргызча   English   中文

Тезисы выступлений

Игорь Шестаков, политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», модератор:

- Сегодняшняя конференция имеет важное значение для участия Кыргызстана в ЕАЭС в ближайшие годы.  Стоит отметить, что окончание  срока президентства Алмазбека Атамбаева совпало с председательствованием Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе.  Лидер нашего государства  многое сделал для того, чтобы Кыргызстан не просто на формальном уровне вошел в это экономическое объединение, но и стал полноценным участником Евразийской интеграции.

По инициативе Президента КР работа в сфере Евразийских интеграционных процессов осуществляется на основе четырех  основных принципов: свободы движения товаров, услуг, финансов и трудовых ресурсов, благодаря чему за последний год в рамках ЕАЭС были приняты важные решения в экономическом, в том числе и агропромышленном секторе, в энергетике, в вопросах таможенного взаимодействия, в торговле.

Благодаря решению этих вопросов,  сегодня можно говорить о том, что Кыргызстан демонстрирует уверенный выход своих производителей на рынки союза и значительный рост экспорта продукции в страны ЕАЭС. Об этом свидетельствуют последние данные, которые были обнародованы осенью текущего года, которые демонстрируют положительную динамику. А это один из основных итогов нашего участия в интеграционном союзе, поскольку главной целью вступления в ЕАЭС была реанимация промышленного производства и сельского хозяйства, а также создание конкурентоспособной продукции. Кыргызстан пока не добился в этом особо больших успехов, но бизнес-сообщество Кыргызстана использует для этого наращенный потенциал.

В рамках председательствования Кыргызстана в органах ЕАЭС в 2017 году государственные органы, бизнес и экспертное сообщество  республики проводили активную деятельность, направленную на всестороннее углубление Евразийской  интеграции – в экономике, в культурно-гуманитарном направлении, в вопросах обеспечения безопасности. Кыргызстан встречал президентов, глав правительств и вице-премьеров стран Евразийского союза, а также провел заседание Делового Совета ЕАЭС. По инициативе деловых кругов и экспертов  в Кыргызстане прошел ряд международных форумов, конференций и телемостов, также нацеленных  на углубление взаимодействия между участниками Евразийской интеграции.

Подводя предварительные итоги, можно отметить, что период председательствования КР в ЕАЭС ознаменовался рядом позитивных достижений – снятие барьеров во взаимной торговле, подписание Таможенного Кодекса, обеспечение льготного пребывания трудовых мигрантов.

 

Ирина Карамушкина, депутат ЖК КР:

- Кыргызстан обладает большими перспективами. Но любая экономическая деятельность должна быть защищена. Территория ЕАЭС, объединяющая наши государства, и имеющая своей целью экономический рост и обеспечение благополучия своих граждан подвержена угрозам экстремизма и терроризма. Проявление этих вызовов постоянно растет. В зоне сирийского конфликта находятся граждане из стран ЕАЭС. Боевики получают террористический опыт и возвращаются на родину, тем самым представляя собой огромную опасность дестабилизации ситуации внутри наших стран. Открытой войны не будет, но изнутри подорвать ситуацию могут. Это уже происходит. Сегодня идет информационная война и довольно-таки успешно со стороны радикальных групп. 

Например, в социальных сетях активно проводит информационную войну группа «Кыргызстан против Таможенного союза», фактически против ЕАЭС.   Из социальных сетей она вышла на улицу. Дай им оружие, и они начнут войну. Отряды боевиков — это граждане наших республик. Вербовка направлена на трудовых мигрантов. Более того, преподаватели вузов ведут агитацию против ЕАЭС. Экономика экономикой, но не стоит закрывать глаза и на эти угрозы.  Поэтому ключевым вопросом функционирования ЕАЭС должна стать безопасность. Если мы сейчас не обратим на это внимание, то в дальнейшем наши экономические достижения исчезнут, и мы будем говорить о других вещах. Возможно, нужно восстановить агентурные сети и связи, которые были утрачены с распадом СССР.



 Евгения Строкова, депутат ЖК КР:

- При множестве «плюсов», которые несет Евразийский союз, мы пока не преодолели ряд «минусов», в частности, до сих пор до конца не решены вопросы и проблемы в части ветеринарного контроля на границе с Казахстаном. Кроме того, мы не научились пользоваться техническими регламентами ЕАЭС и не вполне соответствуем международным стандартам.

По последним данным, денежные переводы наших граждан – трудовых  мигрантов увеличились на 18%. С одной стороны, это хороший показатель, но, с другой – это свидетельствует о слабом внутреннем рынке труда в нашей стране. Следовательно, необходимо развивать кыргызстанскую производственную отрасль, что впоследствии влечет увеличение рабочих мест и трудовую занятость наших граждан. Кыргызстан не должен быть поставщиком рабочей силы в другие страны.

Нам необходимо проводить соответствующую работу в сфере инвестиционной политики, в направлении инвестиционной привлекательности Кыргызстана для представителей бизнес-сообщества зарубежных стран, чтобы они были уверены в сохранности своих финансовых вложений.

Отдельно хочу отметить, что в области образования еще мало сделано. Если мы создаем единое экономическое пространство, то и сфера образования тоже должна быть единой.

Проводиться недостаточная работа в регионах страны. Жители окраин мало знают об ЕАЭС, его достижениях. Особая критика в этом вопросе направлена КРФР.

 

Толкунбек Абдыгулов, первый вице-премьер-министр КР:

- Основной задачей в рамках председательства в органах ЕАЭС в 2017 году Кыргызстан считает углубление экономической интеграции и снятие барьеров во взаимной торговле между государствами. 

Приоритетными направлениями являются активизация инвестиционной политики, подписание договора о пенсионном обеспечении трудящихся и членов их семей, принятие стратегии формирования цифрового пространства, промышленное сотрудничество, либерализация рынка услуг, скоординированная транспортная политика а также разработка концепции формирования общего финансового рынка.

По итогам I полугодия уровень инфляции в странах ЕАЭС составил 3,5% - 3,7%, а в Кыргызстане - 3,8%. При этом экономический рост восстановился во всех странах союза ЕАЭС, в результате улучшилась торговля.

Кыргызстан продвигает один из ключевых вопросов в ЕАЭС — создание цифрового пространства. Уже разработан и принят план единой информационной системы ЕАЭС на 2017-2018 годы, в котором определены процессы формирования единого цифрового пространства.  11% от совокупного роста ВВП к 2025 году будет обеспечивать реализация цифровых проектов и инициатив.

В 2018 году вступит в силу Договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран ЕАЭС. Граждане Кыргызстана получат возможность формировать, сохранять и реализовывать пенсионные права, приобретенные ими во время работы в странах ЕАЭС. Документ предусматривает решение вопроса по экспорту пенсий и учету стажа работы, полученному в другом государстве ЕАЭС.

Евразийское экономическое пространство сейчас охватывает новые торгово-инвестиционные маршруты, формирующие глобальную экономическую архитектуру с новыми финансовыми и торговыми центрами, среди которых должен быть и ЕАЭС. Это наша ключевая цель. В этой связи соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом открывает новые перспективы для работы с большим Азиатско-Тихоокеанским регионом, насчитывающим более 600 миллионов жителей.  Реализация этого соглашения позволит к 2020г. увеличить товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом до 8-10 млрд. долларов (сейчас – 4 млрд. долларов). Кроме того, изучается возможность создания зон свободной торговли с Ираном, Индией, Сербией, Египтом, Индонезией, Израилем, Сингапуром. 

Кроме того, ЕАЭС планирует заключить соглашение, которое позволит расширить торгово-экономическое сотрудничество с КНР. Соглашение будет охватывать таможенное и отраслевое сотрудничество, электронную торговлю, техническое регулирование, конкурентную политику, защиту интеллектуальной собственности. Планируется не просто сформулировать торговые правила на уровне ВТО, но заложить основу для применения наиболее современных, прогрессивных стандартов торгового регулирования.  Для Кыргызстана это соглашение выгодно, так как позволит расширить отраслевое сотрудничество в рамках совместных проектов, прозрачность механизмов внешнеторговой деятельности, что будет способствовать развитию электронной торговли и позволит совместно решать возникающие проблемы.

 

Нурсулу Ахметова, заведующая отделом финансово-экономического анализа и мониторинга развития Аппарата Президента КР:

-Присоединение Кыргызстана к ЕАЭС было продиктовано экономической необходимостью. Существовало несколько причин для этого шага:

- наличие опасности потери экономических связей

- наличие большого количества трудовых мигрантов, работающих в России.

Кыргызстану в рамках вступления в ЕАЭС необходимо менять модель экономки от реэкспортной к производственной.  Наша страна обладает отраслями, которые имеют потенциал для создания региональных производственных цепочек. В этой связи  развитие сельского хозяйства, поддержка агросектора является приоритетным направлением, в связи с чем принята программа по поддержке АПК.

Особый акцент КР в ЕАЭС — это создание энергетического рынка, а также развитие транспортной политики как для страны, не имеющей выхода к морю. В перспективе необходимо создать общий финансовый рынок. Кыргызстан должен определить, какую продукцию он должен производить, которая была бы интересна странам ЕАЭС, а также определить, чем КР привлекательна для инвесторов. Законодательство КР достаточно конкурентное.  При наличии политической стабильности Кыргызстан имеет большой потенциал для привлечения инвесторов и создания совместных предприятий, деятельность которых будет направлена на сопряжение проектов ЕАЭС и «Один пояс – один путь», поскольку КНР является нашим стратегическим партнером. 

Решение вопросов социального сектора – это следующий этап интеграционного процесса евразийского пространства.


 Олег Панкратов, экс-вице-премьер-министр КР:

- При вступлении в ЕАЭС были большие ожидания по решению многих проблем из-за высокой политизированности данного вопроса.  Но быстрых изменений не произошло ввиду общего экономического кризиса, затронувшего и наши государства. Позже ситуация разрешилась, и некоторые проблемы были сняты с повестки дня. Но это не означает, что бизнес ничего не должен делать. Необходимо проявлять активность и понимать, что создание условий не означает преференции в конкурентной работе. В соседних странах бизнес также нацелен на захват новых ниш, а  государства сами должны создавать благоприятные условия.

В итоге интегрирования в ЕАЭС Кыргызстан получил:

- значительное облегчение условий пребывания и работы наших трудовых мигрантов в странах ЕАЭС

- создание единого рынка оборота товаров.

Во время председательствования КР в ЕАЭС была проведена работа по инвентаризации барьеров и ограничений, существующих на внутреннем рынке. В результате было идентифицировано более 100 барьеров. В процессе этой работы была сформирована так называемая «белая книга», в которой страны подтвердили 60 барьеров и был определен порядок действий для их снятия.

Во время председательствования Кыргызстаном были определены следующие главные посылы, которые были поддержаны странами – членами ЕАЭС:

- развитие бизнеса

- развитие цифровой экономики (проект «Таза Коом»)

- переход к единому энергетическому рынку.

На данном этапе активно обсуждается вопрос перехода к единому энергетическому рынку ЕАЭС. Следующим шагом планируется создание биржевых площадок для торговли электрической энергией. Практически решение по данному вопросу уже принято и определены две площадки. Это позволит Кыргызстану решать проблемы с электроэнергией, периодически возникающие перед страной. В случае перепроизводства электроэнергии в Кыргызстане, у нас не будут возникать проблемы по ее экспорту, выставляя данный товар на бирже по рыночной цене. В случае дефицита не надо будет искать производителя и покупать электроэнергию по завышенной цене, мы выйдем на свободный рынок и закупим ее по минимальной рыночной цене, сформированной на основе баланса спроса и предложения.

 

Семен Уралов,  шеф-редактор журнала «Однако» (Россия):

- Базовый принцип политэкономии — страны юга кормят северные страны, а те в ответ обеспечивают безопасность и ресурс, однако он мало работает в ситуации с Кыргызстаном.

Рынки России, на которых Кыргызстан может закрепиться:

- продовольствие (молочные продукты, овощи, фрукты, мясо, соки)

- готовая одежда (швейные изделия)

- алкоголь (водка, коньяк)

Для Кыргызстана главная задача - не поиск инвесторов, а превращение в экспорто-ориентированное государство. К примеру, темпы прироста импорта коньяка в России за 2016-2017гг. составили 133%. Замороженные продукты поставляются из Беларуси, Сербии и Китая. Из Кыргызстана – нет.

Кыргызстан поставил в Россию молочную продукцию на 4,2 млн. долл., а Германия, не входящая в состав ЕАЭС, в 2 раза больше. Беларусь (10 млн. граждан) поставила молочной продукции на 488,8 млн. долл. С Кыргызстаном (6 млн. населения) она на равных условиях. Это примеры только по одной товарной позиции, которые демонстрируют неиспользованный потенциал Кыргызстана и тех людей, которые задействованы в сфере услуг.

Если провести анализ по всем товарным группам, то выяснится, что Кыргызстану есть что предложить членам союза.  Республика должна ориентироваться на Урал, Сибирь и Север, а не нацеливаться только на Москву. Именно в этих регионах не хватает продовольствия, готовой одежды и алкоголя.

Интересны будут поставки замороженных овощей и фруктов в силу климатических особенностей  северных регионов России. На севере не хватает соков. Особое внимание необходимо уделить поставкам меда, орехов и конины. Например, в Норильске килограмм картофеля стоит 10 долларов. Кроме того, в России идет процесс модернизации армии, поэтому появляется потребность в спецодежде. Кыргызстан может участвовать в государственных закупках. Не стоит бояться и высококачественного копирования, чем успешно занимаются китайские предприниматели.

Очевидно, что Узбекистан не войдет в ЕАЭС, но произведенную в республике продукцию можно поставлять через Кыргызстан. Казахстан уже претендует на эту роль. Тот, кто первым освоит нишу, получит огромную прибыль. Учитывая визиты нового президента, налаживание контактов, Кыргызстану сделать это несложно.

 Особое внимание Кыргызстану необходимо уделять созданию брендов своего товара для российского рынка и развивать перерабатывающую промышленность, иначе страна так и останется аграрно-сырьевым придатком.  

Необходимо переориентировать работу посольств и консульств на продвижение национального товара (примером может служить работа Посольства Республики Беларусь по продвижению БелАЗов). А государственным органам необходимо проводить работу по созданию государственных корпораций, поскольку частникам намного сложнее решать вопросы по продвижению выпускаемого товара.

 

Токон Мамытов, председатель Ассамблеи народов Кыргызстана, экс-председатель Государственной пограничной службы КР:

- Нельзя забывать высказывание Хилари Клинтон: «Мы не позволим на постсоветском пространстве развиваться интеграционным процессам». ЕАЭС — проект глобального масштаба. Кроме него есть такие проекты, как «Один пояс — один путь», БРИКС, ШОС. У таких союзов и проектов всегда есть и будут противники. На каждый такой проект создают новые альтернативные проекты для торможения развития. Необходимо быть готовым к альтернативным проектам, которые будут противодействовать дальнейшей интеграции Кыргызстана в ЕАЭС.

Необходимо брать пример с китайцев. Они свои проекты связывают с вопросами безопасности. Без стабильности ни один проект не будет развиваться. Поэтому и ЕАЭС надо рассматривать как глобальный проект, требующий особого внимания вопросам обеспечения безопасности в целях обеспечения стабильной работы. 

 

Улан Шамшиев, начальник Департамента по трудовой миграции Государственной службы миграции при Правительстве КР:

- Госслужба миграции при ПКР, МИД КР и Министерство экономики КР предлагают внести изменения в договор о ЕАЭС. Согласно действующей норме, после расторжения договора трудовой мигрант может находиться в стране пребывания 15 дней, в течение которого мигрант должен представить либо новый трудовой договор, либо покинуть страну. Как показывает практика, этот срок достаточно мал для поиска нового места работы. Для формализации процедур требуется более долгий срок и  Кыргызстан предлагает увеличить его до 30 дней.

 

Кубат Рахимов, председатель комитета  Торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики:

 - Очень слабо освещается в СМИ работа по интеграционным процессам в странах ЕАЭС. К примеру, недавний запуск полностью восстановленного магистрального газопровода Бухарский газоносный район — Ташкент — Бишкек — Алматы (I и II очереди) средства массовой информации отразили это как двусторонний проект Кыргызстана и российского "Газпрома", хотя практически – это евразийский проект. Он  позволяет перевести алматинскую ТЭЦ-2 на газ, автоматически решаются вопросы экологии. Это яркий пример евразийской интеграции. Нам алматинцы еще спасибо скажут, что мы им экологию улучшаем. 

 Можно эмоционально относиться к вопросу по ветеринарному контролю со стороны Казахстана, но в результате, это «встряхнуло» нашу отрасль и заставило наш бизнес ответственно подходить к этому делу.

 В целях повышения эффективности интеграционных процессов необходимо сделать столицу ЕАЭС «кочующей» по очереди. Это позволит теснее и интенсивнее, а значит и оперативнее, взаимодействовать между собой  специалистам и государственным органам (национального и межстранового масштаба), ответственным за интеграционные процессы. Кроме того, надо «цифровизировать» наши международные конференции, проводить их в он-лайн формате посредством интернетной связи.

 

Джумакадыр Акенеев, доктор экономических наук, заслуженный экономист КР, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»:

 - Председательствование Кыргызстана в ЕАЭС было успешным. Нам удалось решить множество вопросов в пользу Кыргызстана. Например, вступление в силу единого Таможенного Кодекса, которое должно было состояться 1-го июня этого года, по предложению Кыргызстана перенесено на 1-е января 2018 года. Относительно техрегламентов, по отдельным позициям льготы для КР также продлены до 1-го января, т.е. мы получили отсрочку в полгода, опять же благодаря тому, что Кыргызстан председательствовал в ЕАЭС и имел возможность эти вопросы включать в повестку дня. Что еще немаловажно,  некоторые заседания проходили не только в столице Кыргызстана в Бишкеке, но и на Иссык-Куле, что позволило нам продемонстрировать высшему руководству ЕАЭС, большой потенциал  Кыргызстана в сфере туризма.   

 

Юрий Погиба,  президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР, полковник ГКНБ в отставке:

- На современном этапе интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС особо актуальными становятся вопросы формирования идеологии нашего союза. Это значимо для молодого поколения.  С разрушением системной работы с молодежью, сформированной в советский период, до сих пор не создан комплексный подход в этом вопросе. Участие в сирийском конфликте граждан стран ЕАЭС свидетельствует об отсутствии идеологической работы со стороны наших государственных органов. В Кыргызстане, например, функционируют образовательные учреждения, учредителями которых являются зарубежные организации (Оксфордская школа, турецкие школы и ВУЗы, Кэмбридж скул и т.п.) – все это является инструментами идеологической обработки подрастающего поколения. Почему бы не создать Евразийскую школу, как центр формирования человека с евразийским сознанием. Без правильной идеологической работы у страны не будет человеческого ресурса.

 

Марс Сариев, эксперт:

- Разница евразийства и Запада заключается в методологии подхода к формированию нравственных устоев. Мы живем в парадигме нравственных критериев. Англо-саксонская парадигма характеризуется их отсутствием, что позволяет им находится в выигрышной позиции. Опасность для ЕАЭС, так и Центральной Азии в целом, заключается в ресурсном подходе. Любой ресурс можно использовать как в качестве положительного, так и  в качестве негативного. Если мы упустим молодежь, не будем с ней системно работать, то  она будет массово уходить в религию, «в мечети» из-за идеологического вакуума.

 

Александр Евграфов, эксперт (Москва):

- Ввиду того, что общество на современном этапе становится все более цифровым, то вопрос обеспечения информационной безопасности для стран ЕАЭС становится во главу угла. Необходимо проводить работу по обеспечению четкой информированности о том, что происходит на евразийском пространстве, в обществе, в государстве, в деятельности государственных и общественных органов, задействованных и ответственных за интеграционные процессы. Иначе – это становится поводом для создания фейковых сайтов, вбрасывающих в информационное пространство негатив. Следовательно, информационная работа должна быть:

- централизованной

- охватывать не только центральные части государства, но и распространена на все регионы без исключения.

Государственные органы должны осознавать и понимать важность, что помимо экономического аспекта, информационный сегмент играет очень важную роль в интеграционных процессах.

 

Рекомендации по итогам:

Правительству КР:

Ø  усилить работу по формированию и развитию перерабатывающих предприятий

Ø  проработать вопрос поставок кыргызстанского товара для северных регионов Российской Федерации

Ø  совместно с МИД КР решить вопросы по открытию и функционированию Домов торговли отечественного товара на территории стран ЕАЭС

Ø  провести работу по брендированию кыргызстанских товаров

Ø  совместно с ТПП КР, КСПП проводить системную работу по аккумулированию и реализации бизнес-предложений по продвижению кыргызстанского товара на рынки стран ЕАЭС. 

 

Информация предоставлена: Клуб региональных экспертов КР «Пикир» 


 

 

 

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

Программа правительства 2018-2023

VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

"Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле могут окупиться через 10-15 лет, тотализаторы на скачки могут стать одним из наиболее перспективных проектов при наличии соответствующей инфраструктуры и высокого качества племенного поголовья лошадей"

Новости НИСИ

Статьи

M-Report

Инфографика НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Новости мира

Наши партнёры

 

                                                  

     
 
Яндекс.Метрика