г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95 (приёмная)

(0312) 97-93-93 (факс)

         Кыргызча   English   中文

Сегодня модно говорить о воде и ее роли в судьбе человечества в недалеком будущем. «Вода будет дороже нефти», - вот один из основных футурологических конструктов, который предлагается экспертами и учеными на многочисленных глобальных и региональных форумах и симпозиумах, в   постоянно тиражируемых ими публикациях и выступлениях на протяжении последних как минимум лет тридцати.

Но политологическая мода не породила, к сожалению, серьезных, продуманных проектов и рекомендаций на тему «что и как делать». Следует напомнить и признать, что уже к сегодняшнему дню, как было сказано, обнародованы весьма солидные опусы, в которых отчаянные алармистские прогнозы занимают центральное место. В этом контексте Центральная Азия не является исключением.

Для Кыргызстана проблема воды имеет два понятных всем аспекта обсуждений и действий – внутренний и внешний. Внутренний требует более внятного осмысления значения воды для страны, прежде всего, исходя из того посыла, что подземные, водоемные и ледниковые воды – это мощный ресурс для полноценного развития практически всех важнейших отраслей экономики Кыргызстана, в числе коих можно упомянуть сельское хозяйство, энергетику, здравоохранение, экологию и т.д.

Совершенно очевидно, что горы и вода являются той природной средой обитания людей нашей страны, но, с другой стороны, они же являются естественными основой и ресурсами обеспечения благополучия народа при правильном и разумном их использовании. Скажу больше, с моей точки зрения, именно горы и вода должны стать богоданным фундаментом формирования философии бытия кыргызов, которая требует абсолютно нового взгляда на эти субстанции в эпоху независимого развития. Было бы, наверное, правильным, например, улучшить среду обитания человека в горных условиях с помощью воды.

В конце концов, вода – это национальная ценностная емкость и ценностный ориентир.

Внешний фактор выстраивается в контексте полноценного осмысления того, что вода – это природно-географическое преимущество Кыргызстана и это должно быть понятно всем, в том числе и нашим соседям, точно также как и наличие углеводородов и иных минералов являются преференциями других стран, безотносительно к применению понятий возобновляемости и невозобновляемости ресурсов.

Но, с другой стороны, проблема воды имеет отношение к такой непростой формуле как конструирование отношений с соседями и в целом международной сетки сотрудничества в регионе. Пока в рамках водно-энергетических отношений между государствами Центральной Азии мы наблюдаем лишь взаимные претензии, сопровождаемые жесткими позициями «верхних» и «нижних» государств, и некоторые непринципиальные сезонные договоренности, которые к тому же не всегда и ни во всем исполняются.

Правда, центральноазиатские страны не одиноки в позиционировании столь пугающего людей водного противостояния. Ближний Восток, Средний Восток, Юго-Восточная Азия и т.д., во всех этих регионах существует водное противоборство. Обратите внимание, что эти проблемы, в основном, возникают там, где государства экономически несостоятельны либо в этих странах отсутствует развитие. Да и международно-правовая статусность и легитимность использования  воды требует, конечно, более четкой, мягко говоря, определенности.

Пора нам всем в Центральной Азии задуматься над тем, как и почему возбуждаются в наших странах  такие  непродуманные подходы к решению водных проблем.

Убежден, что нам, людям в Центральной Азии, пора садиться за «круглый стол» и, объявив, условно говоря, «водяное перемирие», начать выработку основных принципов, правил, процедур, условий и результирующих констант по использованию воды в интересах всего региона. Почему? Да, потому, что любое, даже самое незначительное движение в сторону многостороннего регионального соприкосновения, не говоря уже о воде, должно иметь соответствующие признаки и параметры цивилизованного международного сотрудничества. И вообще, как это понятно всем, формирование пространства международного сотрудничества  и межгосударственных отношений в Центральной Азии – это требование и императив сегодняшнего дня.

Очевидно, что в числе основополагающих принципов водных отношений должны стать принципы международного права, в том числе равенства, сотрудничества и справедливости, поддерживающим и движущим их механизмом должен стать гибкий, но конструктивный компромисс на основе всеобъемлющего учета интересов каждой из сторон.

При этом все участники переговорного процесса должны помнить о том, что общерегиональный интерес, который является ценностью многомерной для всех стран Центральной Азии, и который может проявить свою другую ипостась, могущей быть и совпадающей, и противоположной платформой, а иногда и той и другой в рамках работы над формулированием принципов.  

Речь идет не только об общих принципах. Но важны и специфические  принципы, которые, с одной стороны, дополняют общеизвестные, в том числе международные, а, с другой стороны, являются самостоятельными, с точки зрения географической привязанности, региональных норм, регулирующими водные отношения.

В этой связи я полагаю возможным изучить и взять на вооружение  п р и н ц и п    м е ж о т р а с л е в о г о     б а л а н с а    и н т е р е с о в.  Речь идет о том, что договоренности по водным вопросам должны быть неразрывны и совместимы с договоренностями сторон по транспортно-коммуникационнным и энергетическим проблемам. В то же время очевидно в данном случае то, что водные, энергетические и транспортные вопросы регулируются не совпадающими ни по форме, ни по содержанию международными и межгосударственными договоренностями. Но, с другой стороны, понятно то, что, например, для Кыргызстана эти отрасли экономики являются  взаимопроникающими и взаимосвязанными. Поэтому, с нашей точки зрения, одно неотделимо от другого.

Если посмотреть на карту Центральной Азии, то речные нити Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи как бы двумя клещами охватывают практически весь регион. Нет страны, по территории которой не протекала бы одна из упомянутых рек. Эта ситуация делает все страны взаимосвязанными. Сезонность и объем попусков воды,  изменения русла либо строительство каких-то каналов и водохранилищ меняет естественную картину бассейна рек и серьезным образом влияет на климат, состояние водного баланса, ледников, опустынивание и много другое.  Поэтому   п р и н ц и п   к о м п е н с а ц и и    чрезвычайно необходим для сохранения водно-экологического баланса. Предвидя серьезные возражения, выскажу одно соображение о том, что компенсаторный фактор важен для всех стран региона. В частности, накопление воды для удовлетворения потребностей стран «нижнего течения» вынуждает государства «верхнего течения» идти на определенные прямые и косвенные затраты, которые должны быть компенсированы общими усилиями и средствами всех стран, а не только «верхних». Например, внимание всех участников «водного процесса» должно быть обращено на то, что водные ресурсы региона – это не только трансграничные реки, но большое количество ледников, рек, естественных водоемов и подводных ресурсов, которые должны быть сохранены для всех стран региона. Но, как известно, проблема исчезновения ледников является задачей и соответствующими финансовыми и материальными затратами «верхних» государств. Крамольны ли мысли о необходимости участия всех стран Центральной Азии в этом процессе?

Очевидно и понятно то, что необходимые потребности «верхних» и «нижних» должны быть закрыты справедливо поделенными всеми ресурсами всего региона.

Разумеется, этот подход требует серьезного и тщательного изучения и, в случае предварительных договоренностей и комплексной доработки. 

Полагаю, что наступило время для формирования всеобъемлющей нормативно-правовой базы в целях использования горных систем, как наиболее уязвимой для человека среды обитания. В этом контексте было бы целесообразно политикам, юристам и иным специалистам и экспертам всего региона Центральной Азии подумать о разработке и адаптации Международного Горного права, в котором были бы отрегулированы основные положения и инструменты о трансграничных водных ресурсах в географической связке «горы-долины». Точно также как в Аральском комитете участвуют все страны региона.

Все страны региона должны четко и недвусмысленно придерживаться соответствующих принципов «водного» партнерства, но и определенных правил и процедур.

В частности, речь о важном  п р а в и л е  «и з б е г а т ь  в  о з н и к н о в е н и я  к о н ф л и к т о в». Превентивные действия стран региона должны предупреждать возможность проявления так называемых «сгустков напряженности». А для этого, как мне представляется, необходимо было бы открыть постоянно действующий «круглый стол»,  диалоговую площадку или что-то подобное, который должен заседать не менее одного раза в квартал с целью предупреждения проблем, и участниками которого могли бы стать представители правительств, общественных организаций и др. В целом требуется усилиями всех стран центральноазиатского региона сконструировать протяженный по времени и диалектике, плотный по юридической, политической и иной содержательной наполненности и гибкий, динамичный по набору механизмов коридор сотрудничества.

Применение правила «избегать возникновения конфликтов» требует действия другого п р а в и л а  «н е  н а в р е д и  с о с е д у». Транспарентность предусматриваемых акций, как, например строительство различных гидротехнических сооружений, изменения русла рек, неблагоприятные погодные явления, проведение военных учений, перемещение войсковых соединений и т.п. должно согласовано, во всяком случае, информация о такого рода действиях должно стать достоянием соответствующих служб соседних государств.   

С другой стороны, в развитии некоей ситуации необходимо применение п р а в и л а  «п е р е г о в о р ы   п р е ж д е   в с е г о». Такое правило обоснованно и оправдано во всех смыслах.

Речь понятным образом идет не только об официальных внешнеполитических или иных правительственных органах, но и об общественных организациях и общественной дипломатии. Однако, к сожалению, очевидно и другое: общественная дипломатия, как и дипломатия официальная, имеет определенные ограничения, правда границы той и другой очерчиваются по-разному.  Поэтому комплексное применение возможных вариантов имеет, разумеется, рациональный характер.

Понятно, что таких принципов, правил, процедур может, конечно, больше того, что упомянуто в данном опусе. Нужна серьезная совместная работа по формированию цивилизованного международного пространства в Центральной Азии.


 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

Программа правительства 2018-2023

VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

"Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле могут окупиться через 10-15 лет, тотализаторы на скачки могут стать одним из наиболее перспективных проектов при наличии соответствующей инфраструктуры и высокого качества племенного поголовья лошадей"

Новости НИСИ

Мероприятия НИСИ

Статьи

M-Report

Инфографика НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Внешние новости

Наши партнёры

 

                                                  

     
 
Яндекс.Метрика