г. Бишкек, ул.Саманчина, 6

(0312) 97-95-95 (приёмная)

(0312) 97-93-93 (факс)

         Кыргызча   English   中文

Доклад директора НИСИ КР А. Дикамбаева на тему «Трансцендентные основания развития в Центральной Азии» на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» в г. Самарканд, Узбекистан, 10-11 ноября 2017 г.

Существующий миропорядок находится в системном кризисе. Универсалистская и однополярная модель глобализации не сумела включить в себя все цивилизационное многообразие народов мира и рождаемый ими многоуровневый формат взаимодействия, который выходит за рамки прагматических выгод.  

Как следствие, нарастает понимание необходимости формирования полицентричного и многоукладного мироустройства. Одним из индикаторов данного процесса выступает усиление интеграции и кооперации на региональном уровне в различных частях мира. Сегодня в мире идет активный процесс переосмысления принципов глобального мироустройства и поиск новых фундаментальных основ для выстраивания отношений между государствами и регионами.

Практика показывает, что для долгосрочного и содержательного сотрудничества между народами и странами недостаточно одних прагматических интересов. Регионы, которые имеют духовно-культурную общность, демонстрируют более высокий уровень кооперации и интеграции. Поэтому новая парадигма взаимодействия между государствами Центральной Азии (ЦА) должна включать в себя формирование культурно близкого и самостного пространства для утверждения новых парадигм реальности.

В этом отношении Центральная Азия, безусловно, обладает всем набором необходимых предпосылок и условий. Единая география, общее историческое прошлое, этнокультурное родство местных этносов, схожесть ценностных и мировоззренческих установок образуют прочную основу для развития сотрудничества между государствами региона.

Центральная Азия, в лоне которой сложились современные народы региона, представляет собой особый мир, органически сочетающий в себе ландшафты степи, гор, леса и речных долин. Обширное пространство региона вместе с многообразием его природно-климатических форм способствовало возникновению у центральноазиатских народов широты восприятия жизни и мысли, а также физических и метафизических условий для сосуществования и сотрудничества различных этносов, культур, укладов, религий, политических и социальных систем. Цивилизационная общность мироощущения кыргызского, узбекского и других народов региона находило воплощение в широкой многоукладности традиций и отражалось как на материальной, так и на духовной сферах.

Исторически в Центральной Азии мирно сосуществовали различные социальные, культурные и хозяйственные уклады. Центральноазиатское месторазвитие обусловило открытость и комплементарность кыргызов и узбеков к диалогу с другими культурами и этносами. Поэтому в регионе постоянно происходил процесс аккумуляции и синтеза разнородных социокультурных компонентов: религиозных верований, традиций, ценностей и социальных норм. В результате в Центральной Азии возник ряд уникальных цивилизационных явлений: от Великого Шелкового пути до богатого устного и письменного творчества местных народов.

Благодаря вышеуказанным цивилизационным свойствам в прошлом Центральная Азия длительное время была одним из самых культурно и экономически развитых регионов на Шелковом пути, а также одним из влиятельных центров в системе международных отношений того времени. Сохранение современными центральноазиатскими странами этих качеств является главной предпосылкой для повторного расцвета региона. И первым шагом на пути к такому возрождению является расширение сотрудничества между государствами нашего региона.  

На формирование цивилизационной общности современных народов ЦА – кыргызов, узбеков, казахов, таджиков, туркменов и др. – большое влияние оказали особенности регионального месторазвития. С географической точки зрения Центральная Азия есть единый целостный регион, объединенный системой двуречья Сырдарьи и Амударьи. Именно благодаря этим рекам наш регион пригоден для проживания людей. В то же время ЦА сочетает в себе несколько разных ландшафтов: степь, пустыни, речные долины, горы, поросшие лесом. Это воплотилось в принципе единства в многообразии, который свойственен всем народам региона. Как результат, в нашем регионе всегда мирно и органически сосуществовали различные культуры, этносы, конфессии, политические, социально-экономические и ценностные уклады. Эта цивилизационная особенность месторазвития – единство в многообразии – сформировала близость онтологических основ мироотношения центральноазиатских этносов и культур.

Центральноазиатское мироотношение отличается пространственным типом духовной и практической деятельности, где широта восприятия жизни образует духовную среду для развития различных форм и их взаимного сосуществования. Пространственное мироотношение исключает наличие одного онтологического центра, что утверждает развитие и гармоничное сосуществование разных форм. Широта пространственного мировосприятия выражается в многоукладной полицентричной традиции через единство духовного и материального: комплексный хозяйственный уклад и различные деятельностные практики, ценностное разнообразие норм и идеалов, сочетание мировоззренческих и религиозных убеждений, сетевой принцип общественных организаций и устойчивое многообразие социальных кластеров, а также открытость к культурному и цивилизационному диалогу.

Отсутствие онтологического центра в пространственных системах Центральной Азии обусловило полицентричный способ существования местных народов. Фундаментальной особенностью пространственных систем является высокий уровень адаптивности за счет сохранения многообразия духовных и деятельностных практик, которые органично вписаны в широту пространственного мироотношения.

Благодаря принципу полицентризма в Центральной Азии органично сочетались природоцентричные, антропоцентричные и монотеистические идейные системы. Это предполагало высокий уровень согласия между человеком и окружающим миром путем укрепления социальной справедливости, порядка и гармонии. Широта пространственного мироотношения позволяла каждой идейной системе находить свое место в полицентричной культурной среде ЦА, а также достигать своего оптимального состояния в развитии. Именно полицентричный характер местных центральноазиатских культур не позволял проникать в регион тем идейным системам, которые отрицали сам принцип онтологического многообразия.

В пространственном мироотношении народов Центральной Азии развитие осуществляется снизу вверх, из глубинных трансцендентных оснований, определяющих принципы трансформации социумов с устойчивым набором базовых характеристик, от кочевого к оседлому, от скотоводства к земледелию, от прироцентричных систем к монотеизму, сохраняя при этом связь с априорной идеей месторазвития. В условиях отсутствия единого онтологического центра, развитие в полицентричных системах обеспечивается путем создания комплексной духовно-материальной среды. Среда как духовно-материальный субстрат единовременно включает в себя как архитектурные принципы обустройства пространства, так и ценностного и коммуникационного наполнения в соответствии с многоукладной традицией месторазвития. 

Благодаря этому возникает содержательное пространство для вариативности развития. Сама среда в пространственных системах заключает онтологическое предусловие для целостного раскрытия духовного многообразия центральноазиатских народов.   

Центральноазиатский регион являет собой уникальный пример сопряжения пространственно-временных принципов, где многообразие сочетает в себе качественное развитие и, возможно, заключает в себе важный онтологический механизм в формировании новой модели регионального взаимодействия. Большое строится из малого. Важно, чтобы мы осознали свое цивилизационное предназначение и предложили путем кооперации новые механизмы международных взаимоотношений.

Центральная Азия, как особый регион, обладает своей логикой развития и демонстрирует тип цивилизационного единства между народами, который основан на принципах многообразия, мирного сосуществования и соразвития различных этносов и культур, межгосударственного подхода к сотрудничеству.

Процесс восстановления в регионе взаимосвязей на новом историческом витке развития позволит сохранить и укрепить цивилизационную самобытность народов Центральной Азии. В условиях нарастающего исчезновения традиционных укладов, как показывает практика, противостоять этому процессу в одиночку невозможно. Единственный способ сохранить отдельным народам свою цивилизационную самобытность лежит в восстановлении более глубинных цивилизационных оснований комплементарности с близкими в духовном плане народами.

Единство и близость центральноазиатских народов не ограничивается только географией и историей. Главным сплачивающим народы и страны региона началом является духовная общность народов. Сходство цивилизационных оснований народов Центральной Азии обусловлено единством их исторической судьбы.

Центральноазиатская модель интеграции основывается на развитии и углублении отношений между государствами региона по следующим стратегическим линиям: сохранение и наращивание культурного наследия и духовного многообразия народов, сохранение и развитие традиционных религий, укрепление будущего национального генофонда и развитие человеческих возможностей, а также углубление сотрудничества в торгово-экономической сфере и расширение взаимодействия в вопросах безопасности региона.

Ввиду вышесказанного углубление двустороннего сотрудничества между Кыргызстаном и Узбекистаном следует рассматривать не только как диалог близких в цивилизационном плане народов, но и в контексте создания региональной платформы для долгосрочной консолидации центральноазиатских стран.


 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Здравствуйте уважаемые пользователи сайта НИСИ. При написании комментариев просим соблюдать следующие правила:
- Комментарии пишутся только по теме!
- Запрещено затрагивать нацию и национальность!
- Любые комментарии оскорбительного характера будут незамедлительно удалены!
- Запрещено посредством комментариев вести рекламную деятельность на сайте!
За нарушение вышеизложенных правил вы будете незамедлительно заблокированы!


Защитный код
Обновить

VTEM skitter

Программа правительства 2018-2023

VTEM skitter

НИСИ КР

Улучшение инфраструктуры поможет развитию туризма в Кыргызстане
VTEM skitter

Новый офис НИСИ

В апреле 2017 года НИСИ переехал в новый офис
VTEM skitter

НИСИ КР

Молодежь назвала те страны, с которыми Кыргызстану следует сотрудничать в первую очередь
VTEM skitter

НИСИ КР:

"Инвестиции на строительство ипподрома на Иссык-Куле могут окупиться через 10-15 лет, тотализаторы на скачки могут стать одним из наиболее перспективных проектов при наличии соответствующей инфраструктуры и высокого качества племенного поголовья лошадей"

Новости НИСИ

Мероприятия НИСИ

Статьи

M-Report

Инфографика НИСИ

Экспертное мнение - Аналитика

Внешние новости

Наши партнёры

 

                                                  

     
 
Яндекс.Метрика