г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Последние материалы

Новостной дайджест
Новостной дайджест

15.08.2022

  Военные учения в Узбекистане и...

ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ  По материалам центрально-азиатских изданий
ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ По материалам центрально-азиатских изданий

12.08.2022

Самый дорогой в Центральной Азии Интернет в...

Все материалы →

Вопросы взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти (на примере деятельности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 6-го

17.12.2021 1560

Темы: Статьи

Вопросы взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти всегда были в центре внимания практики государственного строительства и развития любой страны независимо от формы правления. Именно гармоничность этих взаимоотношений, развитость системы сдержек и противовесов напрямую влияло на успешность проводимых преобразований, на степень доверия общества к этим институтам власти.

     За период работы Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (в дальнейшем – Жогорку Кенеш) шестого созыва с ноября 2015 года по декабрь 2021 года Правительством Кыргызской Республики (ныне Кабинетом Министров) наработан значительный в целом позитивный опыт налаживания взаимоотношений с парламентом.

     В соответствии с решениями Правительства (Кабинета Министров) Кыргызской Республики (в дальнейшем – Правительство) были направлены в парламент 813 законодательных инициатив, по которым были проведены все необходимые процедуры прохождения законопроектов согласно Регламенту Жогорку Кенеша вплоть до их принятия и подписания. Тем самым были законодательно обеспечены основные реформы социально-экономического развития страны и государственного управления. Приняты важные законодательные акты, регулирующие экономические, социальные и общественные отношения.

     За отчетный период сложилась устойчивая практика конструктивного взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти исходя из коренных национальных интересов

     Благодаря этому за последние годы утверждение республиканского бюджета происходит за 30 дней до наступления последующего года строго в соответствии с Бюджетным Кодексом. Практически все законопроекты, инициированные Правительством и определенные в качестве неотложных, рассматриваютя и принимаются в Жогорку Кенеше оперативно, часто сразу в трех чтениях.

     О зримых проявлениях углубляющегося взаимодействия Жогорку Кенеша и Правительства  свидетельствует статистика последних лет.

     Всего за период с 28 октября 2015 года по 15 декабря 2021 года проведено 400 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 16 закрытых заседаний и 15 внеочередных заседаний.

     Инициировано:

- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 468 законопроектов;

- Президентом (10), Генеральной прокуратурой (5), Верховным судом (0) и Председателем Кабинета Министров (Правительством) Кыргызской Республики (814) – 829 законопроектов.

         Всего подписано 1091 законов (Правительство – 770, депутатская инициатива – 321). Возвращено с возражениями 79 законов.

I-сессия (28 октября 2015 года – 30 июня 2016 года)

         Проведено 68 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

         Инициировано:

- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 44 законопроекта;

- Правительством Кыргызской Республики – 141 законопроект.

         Подписано Президентом Кыргызской Республики 185 законов (Правительство – 141, депутатская инициатива – 44)

         Возвращено с возражениями – 8 законов.

II-сессия (1 сентября 2016 года – 30 июня 2017 года)

         Проведено 67 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 2 в закрытом режиме.

         Инициировано:

- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 126 законопроектов;

- Правительством Кыргызской Республики – 134 законопроекта.

         Подписано Президентом Кыргызской Республики 240 закон (Правительство – 136, депутатская инициатива – 104).

         Возвращено с возражениями – 10 законов.

III-сессия (внеочередная – 25 августа 2017 года)

         В связи с поступлением предложения Президента Кыргызской Республики, с целью формирования нового состава Правительства Кыргызской Республики (постановление № 1838-VI от 25 августа 2017 года) созвана внеочередная сессия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

IV-сессия (1 сентября 2017 года – 30 июня 2017 года)

         Проведено 65 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе внеочередных, 5 - в закрытом режиме.

         Инициировано:

- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 47 законопроектов;

- Правительством Кыргызской Республики – 140 законопроектов.

         Подписано Президентом Кыргызской Республики 156 законов (Правительство – 118, депутатская инициатива – 38).

         Возвращено с возражениями – 9 законов.

V-сессия (1 сентября 2018 года – 30 июня 2018 года)

         Проведено 66 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 3 - в закрытом режиме.

         Инициировано:

- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 73 законопроекта;

- Правительством Кыргызской Республики – 105 законопроектов.

         Подписано Президентом Кыргызской Республики 140 законов (Правительство – 98, депутатская инициатива – 42).

         Возвращено с возражениями – 2 закона.

VI-сессия (внеочередная – 8 августа 2019 года)

Состоялось внеочередное заседание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, на которой рассмотрены 2 вопроса:

- О ситуации, сложившейся в селе Кой-Таш Аламудунского района Чуйской области Кыргызской Республики 7 августа 2019 года (постановление № 3218-VI от 8 августа 2019 года);

- Об информации Премьер-министра Кыргызской Республики Абылгазиева М.Д. о ситуации на месторождении Солтон-Сары в Нарынской области (постановление № 3219-VI от 8 августа 2019 года).

VII-сессия (1 сентября 2019 года – 30 июня 2020 года)

         Проведено 72 пленарных заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 3 - в закрытом режиме.

         Инициировано:

- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 93 законопроекта;

- Кабинетом Министров (Правительством) Кыргызской Республики – 153 законопроектов

         Подписано Президентом Кыргызской Республики 180 закона (Правительство – 143, депутатская инициатива – 37).

         Возвращено с возражениями – 4 закона. 

VIII-сессия (1 сентября 2020 года – 30 июня 2021 года)

          Проведено 43 пленарных заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 5 – внеочередных, 3 - в закрытом режиме.

         Инициировано:

- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 66 законопроектов;

- Президентом (10), Генеральной прокуратурой (5), Верховным судом (0) и Председателем Кабинета Министров (Правительством) Кыргызской Республики (107) – 122 законопроекта.

         Подписано Президентом Кыргызской Республики 115 законов (Правительство – 93, депутатская инициатива – 35).

         Возвращено с возражениями – 23 закона.

IX-сессия (внеочередная 1 июля – 29 июля 2021 года)

         Проведено 6 внеочередных пленарных заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

         Инициировано:

- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 9 законопроектов;

-  Председателем Кабинета Министров (Правительством) Кыргызской Республики (14) – 14 законопроекта.

         Подписано Президентом Кыргызской Республики 30 законов (Правительство – 16, депутатская инициатива – 14).

         Возвращено с возражениями – 3 законов.

X-сессия (с 1 сентября 2021 года – до определения результатов выборов
(на 1декабря 2021 года)

         Проведено 11 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

         Инициировано:

- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 10 законопроектов;

- Председателем Кабинета Министров (Правительством) Кыргызской Республики (20) – 20 законопроектов.

         Подписано Президентом Кыргызской Республики 32 законов (Правительство – 25, депутатская инициатива – 7).

         Возвращено с возражениями – 20 законов.

      Особенно активизировалось взаимодействие Правительства и парламента в последние полтора года, характеризующиеся серьезными изменениями в общественно-политической жизни страны, досрочными выборами Президента, сменой правительства и принятием нового Основного закона – Конституции Кыргызской Республики. В октябре 2020 года, учитывая сложную политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, парламент принял решение о продлении работы депутатского корпуса. Жогорку Кенешем были приняты значимые законы, направленные на стабилизацию экономики в условиях пандемии и приведение национального законодательства в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики, принятой референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 года.

      В связи со сменой власти в октябре 2020 года парламентариями было принято решение о рекомендации на пост Премьер-министра кандидатуры С.Н. Жапарова. Сотрудники Представительства Правительства в Жогорку Кенеше принимали непосредственное участие в процедурах обсуждения кандидатуры на пост Премьер-министра, состава Правительства и программы действий. В парламент  были направлены предложения по составу Правительства и текст программы кандидата на пост Премьер-министра.  

      В результате депутаты дважды голосовали за предложенную кандидатуру и большинством голосов она получила одобрение.

      После досрочных президентских выборов, в результате которых убедительную победу одержал С.Н. Жапаров

      С утверждением нового состава Правительства началась детальная  разработка и реализация новых стратегически важных документов, среди которых антикризисная  Программы, представляющую собой первый и важный этап реализации Стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Представительство регулярно информировало депутатский корпус о ходе исполнения  данной Программы – внедрение электронных виз, открытие центров обслуживания населения и т.д. в разделе “Разное” полномочный представитель  Правительства в Жогорку Кенеше озвучил объемную информацию о работе Правительства.

      Организуя работу по взаимодействию Правительства (Кабинета Министров) с Жогорку Кенешем, учитывались новизна и своеобразие отношений между законодательной и исполнительной ветвями власти в условиях перехода к президентской форме правления. Благодаря активным действиям председателя, членов Кабинета Министров и представительства Президента и Кабинета Министров в Жогорку Кенеше (в дальнейшем –представительство)  отмечается значительное укрепление взаимоотношений Кабинета Министров с фракциями, комитетами, с депутатами и аппаратом  Жогорку Кенеша.

      Представительство проводит работу по повышению качества и соблюдению сроков представления законопроектов в парламенте, совершенствованию исполнения постановлений, решений комитетов и запросов депутатов, приглашает на беседы руководителей государственных органов и непосредственных исполнителей законопроектов, доводит до сведения руководства Кабинета Министров о фактах недисциплинированности со стороны министров и их заместителей.

      Основой внесения законопроектов в парламент является ежегодно разрабатываемый и утверждаемый постановлением Правительства План законопроектных работ. К сожалению, этот план не исполняется в должной мере из-за поверхностного отношения к составлению плана со стороны некоторых государственных органов.

      Так, анализ исполнения плана по итогам шестого созыва показал, что из предусмотренных планами внесения законопроектов исполняется лишь треть представленных министерствами и ведомствами предложений. Некоторые внесенные за прошедшие годы Правительством законопроекты возвращались в Аппарат Правительства из-за ошибок, несоответствия текстов на государственном и официальном языках, отсутствия экспертных заключений.

      Значительное место в работе занимает дача заключений на проекты законов, инициированных депутатами. По каждому документу Аппаратом Правительства готовились и направлялись в парламент заключения в виде постановлений Правительства и в виде письма.

      В целях совершенствования законопроектной работы представительством проводились совещания по вопросам совершенствования законопроектной работы, исполнения решений Жогорку Кенеша и запросов депутатов. С информациями на совещании выступал постоянный представитель Правительства в Жогорку Кенеше. В ходе совещаний подробно анализировались факты нарушения требований Регламента парламента по внесению законопроектов, их оформлению, даче заключений на проекты законов, подготовленных депутатами, а также работа по исполнению решений комитетов, фракций и депутатов. Вырабатывались соответствующие рекомендации отделам Аппарата Правительства, Министерству юстиции и сотрудникам государственных органов, отвечающих за законопроектную работу.

      В связи с принятием референдумом 11 апреля 2021 года новой   Конституции Кыргызской Республики, установлением президентской формы правления и нового порядка формирования органов исполнительной, законодательной и судебной власти Президент Кыргызской Республики 5 мая подписал Указ «О Кабинете Министров Кыргызской Республики». Согласно документу Правительство считается ушедшим в отставку и преобразовывается в Кабинет Министров. Согласно Указу было образовано 14 министерств и 2 государственных комитетов. Также образованы 3 государственных агентства и 1 государственная служба.

      29 июля Жогорку Кенеш принял в первом чтении четыре законопроекта, которые касаются деятельности Кабинета министров и местных органов самоуправления. Среди них – законопроекты: «О кабинете министров КР», «О местной государственной администрации», «О местном самоуправлении» и «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».

      За последний год принят 51 закон о ратификации международных договоров, инициированных Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

      За это же время поступило 33 постановленияя Жогорку Кенеша. По исполнению 14 постановлений направлена информация в Жогорку Кенешем. На исполнении находились – 19.

      С начала года поступило, взято на контроль   следующие контрольные документы, поступившие из парламента:

      Решений комитетов -139, из них направлена информация по 125, в том числе с нарушением сроков исполнения – 6;

      Решений фракций – 10, по всем решениям направлены информации в установленные сроки;

      Запросов фракций поступило – 39, по всем своевременно направлена информация в Жогорку Кенеш.

      Из 383 запросов комитетов по 351 направлена информация в ЖК, в том числе 22 - с нарушением срока исполнения, остальные находятся в работе. 

      Из 579 запросов   депутатов 539 исполнено и снято с контроля, в том числе 19 - с нарушением срока исполнения.

      По разделу «Разное» на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша с начала года в адрес Правительства озвучено 654 запроса, из них по 622 обращениям направлена информация депутатам.

      Представительство стремится оперативно и качественно исполнять поручения Жогорку Кенеша и депутатские запросы. Вошло в практику после проведения пленарных заседаний парламента по разделу “Разное”  доводить в тот же день наиболее актуальные вопросы, поставленные депутатами, до сведения руководства Правительства.

      Представительством практикуется система работы  с запросами депутатов, прозвучавшими в разделе “Разное”, согласно которой каждое обращение депутата фиксируется по стенограмме  и направляется с соответствующим поручением в органы исполнительной власти для реализации и подготовки ответа в течение 5 рабочих дней. Тем самым уже на следующее заседание парламента представляются готовые ответы на прозвучавшие вопросы депутатов.

      Депутатами наряду с критическими замечаниями неоднократно отмечалась оперативная и конкретная работа Представительства по реализации их запросов. Так, о положительном решении поставленных ими проблем с трибуны парламента неоднократно выступали депутаты Б.Ж. СубанбековА.Ж. Акматов, А.С. Токторов, Т.У. Шайназаров, М.И. Бакиров, К.Б. Орозова, Б.С. Турусбеков, М.А. Абдалиев и другие.

     Вместе с тем продолжают иметь место:

  • отписки со стороны государственных органов на запросы депутатов;
  • отзывы законопроектов, включенных в годовой план законопроектных работ Правительства, по причине недостаточной проработки;
  • факты опоздания и недостаточной подготовленности руководителей государственных органов к заседаниям комитетов и пленарным заседаниям Жогорку Кенеша;

      Представительство проводит работу по устранению названных недостатков, приглашает на беседы руководителей государственных органов и непосредственных исполнителей, участвующих в разработке  законопроектов и информаций, доводит до сведения руководства Кабинета Министров о фактах недисциплинированности со стороны министров и их заместителей.

      В связи с предсоящей работой седьмого созыва Жогорку Кенеша встает вопрос внесения существенных изменений в Регламент парламента и приведения его в соответствии с положениями новой Конституции Кыргызской Республики.В настоящее время разрабатываются соответствующие предложения, которые будут рассмотрены будущим составом парламената. Предстоит большая работа по налаживанию взаимодействия между двумя ветвями власти в новых условиях.

Э.М. Абдукаримов, научный сотрудник