Последние материалы

ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ По материалам центрально-азиатских изданий
12.08.2022
Самый дорогой в Центральной Азии Интернет в...
Вопросы взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти (на примере деятельности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 6-го
17.12.2021 1560
Вопросы взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти всегда были в центре внимания практики государственного строительства и развития любой страны независимо от формы правления. Именно гармоничность этих взаимоотношений, развитость системы сдержек и противовесов напрямую влияло на успешность проводимых преобразований, на степень доверия общества к этим институтам власти.
За период работы Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (в дальнейшем – Жогорку Кенеш) шестого созыва с ноября 2015 года по декабрь 2021 года Правительством Кыргызской Республики (ныне Кабинетом Министров) наработан значительный в целом позитивный опыт налаживания взаимоотношений с парламентом.
В соответствии с решениями Правительства (Кабинета Министров) Кыргызской Республики (в дальнейшем – Правительство) были направлены в парламент 813 законодательных инициатив, по которым были проведены все необходимые процедуры прохождения законопроектов согласно Регламенту Жогорку Кенеша вплоть до их принятия и подписания. Тем самым были законодательно обеспечены основные реформы социально-экономического развития страны и государственного управления. Приняты важные законодательные акты, регулирующие экономические, социальные и общественные отношения.
За отчетный период сложилась устойчивая практика конструктивного взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти исходя из коренных национальных интересов.
Благодаря этому за последние годы утверждение республиканского бюджета происходит за 30 дней до наступления последующего года строго в соответствии с Бюджетным Кодексом. Практически все законопроекты, инициированные Правительством и определенные в качестве неотложных, рассматриваютя и принимаются в Жогорку Кенеше оперативно, часто сразу в трех чтениях.
О зримых проявлениях углубляющегося взаимодействия Жогорку Кенеша и Правительства свидетельствует статистика последних лет.
Всего за период с 28 октября 2015 года по 15 декабря 2021 года проведено 400 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 16 закрытых заседаний и 15 внеочередных заседаний.
Инициировано:
- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 468 законопроектов;
- Президентом (10), Генеральной прокуратурой (5), Верховным судом (0) и Председателем Кабинета Министров (Правительством) Кыргызской Республики (814) – 829 законопроектов.
Всего подписано 1091 законов (Правительство – 770, депутатская инициатива – 321). Возвращено с возражениями 79 законов.
I-сессия (28 октября 2015 года – 30 июня 2016 года)
Проведено 68 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Инициировано:
- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 44 законопроекта;
- Правительством Кыргызской Республики – 141 законопроект.
Подписано Президентом Кыргызской Республики 185 законов (Правительство – 141, депутатская инициатива – 44)
Возвращено с возражениями – 8 законов.
II-сессия (1 сентября 2016 года – 30 июня 2017 года)
Проведено 67 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 2 в закрытом режиме.
Инициировано:
- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 126 законопроектов;
- Правительством Кыргызской Республики – 134 законопроекта.
Подписано Президентом Кыргызской Республики 240 закон (Правительство – 136, депутатская инициатива – 104).
Возвращено с возражениями – 10 законов.
III-сессия (внеочередная – 25 августа 2017 года)
В связи с поступлением предложения Президента Кыргызской Республики, с целью формирования нового состава Правительства Кыргызской Республики (постановление № 1838-VI от 25 августа 2017 года) созвана внеочередная сессия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
IV-сессия (1 сентября 2017 года – 30 июня 2017 года)
Проведено 65 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 2 внеочередных, 5 - в закрытом режиме.
Инициировано:
- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 47 законопроектов;
- Правительством Кыргызской Республики – 140 законопроектов.
Подписано Президентом Кыргызской Республики 156 законов (Правительство – 118, депутатская инициатива – 38).
Возвращено с возражениями – 9 законов.
V-сессия (1 сентября 2018 года – 30 июня 2018 года)
Проведено 66 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 3 - в закрытом режиме.
Инициировано:
- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 73 законопроекта;
- Правительством Кыргызской Республики – 105 законопроектов.
Подписано Президентом Кыргызской Республики 140 законов (Правительство – 98, депутатская инициатива – 42).
Возвращено с возражениями – 2 закона.
VI-сессия (внеочередная – 8 августа 2019 года)
Состоялось внеочередное заседание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, на которой рассмотрены 2 вопроса:
- О ситуации, сложившейся в селе Кой-Таш Аламудунского района Чуйской области Кыргызской Республики 7 августа 2019 года (постановление № 3218-VI от 8 августа 2019 года);
- Об информации Премьер-министра Кыргызской Республики Абылгазиева М.Д. о ситуации на месторождении Солтон-Сары в Нарынской области (постановление № 3219-VI от 8 августа 2019 года).
VII-сессия (1 сентября 2019 года – 30 июня 2020 года)
Проведено 72 пленарных заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 3 - в закрытом режиме.
Инициировано:
- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 93 законопроекта;
- Кабинетом Министров (Правительством) Кыргызской Республики – 153 законопроектов
Подписано Президентом Кыргызской Республики 180 закона (Правительство – 143, депутатская инициатива – 37).
Возвращено с возражениями – 4 закона.
VIII-сессия (1 сентября 2020 года – 30 июня 2021 года)
Проведено 43 пленарных заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе 5 – внеочередных, 3 - в закрытом режиме.
Инициировано:
- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 66 законопроектов;
- Президентом (10), Генеральной прокуратурой (5), Верховным судом (0) и Председателем Кабинета Министров (Правительством) Кыргызской Республики (107) – 122 законопроекта.
Подписано Президентом Кыргызской Республики 115 законов (Правительство – 93, депутатская инициатива – 35).
Возвращено с возражениями – 23 закона.
IX-сессия (внеочередная 1 июля – 29 июля 2021 года)
Проведено 6 внеочередных пленарных заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Инициировано:
- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 9 законопроектов;
- Председателем Кабинета Министров (Правительством) Кыргызской Республики (14) – 14 законопроекта.
Подписано Президентом Кыргызской Республики 30 законов (Правительство – 16, депутатская инициатива – 14).
Возвращено с возражениями – 3 законов.
X-сессия (с 1 сентября 2021 года – до определения результатов выборов
(на 1декабря 2021 года)
Проведено 11 пленарных заседаний Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Инициировано:
- депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 10 законопроектов;
- Председателем Кабинета Министров (Правительством) Кыргызской Республики (20) – 20 законопроектов.
Подписано Президентом Кыргызской Республики 32 законов (Правительство – 25, депутатская инициатива – 7).
Возвращено с возражениями – 20 законов.
Особенно активизировалось взаимодействие Правительства и парламента в последние полтора года, характеризующиеся серьезными изменениями в общественно-политической жизни страны, досрочными выборами Президента, сменой правительства и принятием нового Основного закона – Конституции Кыргызской Республики. В октябре 2020 года, учитывая сложную политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, парламент принял решение о продлении работы депутатского корпуса. Жогорку Кенешем были приняты значимые законы, направленные на стабилизацию экономики в условиях пандемии и приведение национального законодательства в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики, принятой референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 года.
В связи со сменой власти в октябре 2020 года парламентариями было принято решение о рекомендации на пост Премьер-министра кандидатуры С.Н. Жапарова. Сотрудники Представительства Правительства в Жогорку Кенеше принимали непосредственное участие в процедурах обсуждения кандидатуры на пост Премьер-министра, состава Правительства и программы действий. В парламент были направлены предложения по составу Правительства и текст программы кандидата на пост Премьер-министра.
В результате депутаты дважды голосовали за предложенную кандидатуру и большинством голосов она получила одобрение.
После досрочных президентских выборов, в результате которых убедительную победу одержал С.Н. Жапаров
С утверждением нового состава Правительства началась детальная разработка и реализация новых стратегически важных документов, среди которых антикризисная Программы, представляющую собой первый и важный этап реализации Стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Представительство регулярно информировало депутатский корпус о ходе исполнения данной Программы – внедрение электронных виз, открытие центров обслуживания населения и т.д. в разделе “Разное” полномочный представитель Правительства в Жогорку Кенеше озвучил объемную информацию о работе Правительства.
Организуя работу по взаимодействию Правительства (Кабинета Министров) с Жогорку Кенешем, учитывались новизна и своеобразие отношений между законодательной и исполнительной ветвями власти в условиях перехода к президентской форме правления. Благодаря активным действиям председателя, членов Кабинета Министров и представительства Президента и Кабинета Министров в Жогорку Кенеше (в дальнейшем –представительство) отмечается значительное укрепление взаимоотношений Кабинета Министров с фракциями, комитетами, с депутатами и аппаратом Жогорку Кенеша.
Представительство проводит работу по повышению качества и соблюдению сроков представления законопроектов в парламенте, совершенствованию исполнения постановлений, решений комитетов и запросов депутатов, приглашает на беседы руководителей государственных органов и непосредственных исполнителей законопроектов, доводит до сведения руководства Кабинета Министров о фактах недисциплинированности со стороны министров и их заместителей.
Основой внесения законопроектов в парламент является ежегодно разрабатываемый и утверждаемый постановлением Правительства План законопроектных работ. К сожалению, этот план не исполняется в должной мере из-за поверхностного отношения к составлению плана со стороны некоторых государственных органов.
Так, анализ исполнения плана по итогам шестого созыва показал, что из предусмотренных планами внесения законопроектов исполняется лишь треть представленных министерствами и ведомствами предложений. Некоторые внесенные за прошедшие годы Правительством законопроекты возвращались в Аппарат Правительства из-за ошибок, несоответствия текстов на государственном и официальном языках, отсутствия экспертных заключений.
Значительное место в работе занимает дача заключений на проекты законов, инициированных депутатами. По каждому документу Аппаратом Правительства готовились и направлялись в парламент заключения в виде постановлений Правительства и в виде письма.
В целях совершенствования законопроектной работы представительством проводились совещания по вопросам совершенствования законопроектной работы, исполнения решений Жогорку Кенеша и запросов депутатов. С информациями на совещании выступал постоянный представитель Правительства в Жогорку Кенеше. В ходе совещаний подробно анализировались факты нарушения требований Регламента парламента по внесению законопроектов, их оформлению, даче заключений на проекты законов, подготовленных депутатами, а также работа по исполнению решений комитетов, фракций и депутатов. Вырабатывались соответствующие рекомендации отделам Аппарата Правительства, Министерству юстиции и сотрудникам государственных органов, отвечающих за законопроектную работу.
В связи с принятием референдумом 11 апреля 2021 года новой Конституции Кыргызской Республики, установлением президентской формы правления и нового порядка формирования органов исполнительной, законодательной и судебной власти Президент Кыргызской Республики 5 мая подписал Указ «О Кабинете Министров Кыргызской Республики». Согласно документу Правительство считается ушедшим в отставку и преобразовывается в Кабинет Министров. Согласно Указу было образовано 14 министерств и 2 государственных комитетов. Также образованы 3 государственных агентства и 1 государственная служба.
29 июля Жогорку Кенеш принял в первом чтении четыре законопроекта, которые касаются деятельности Кабинета министров и местных органов самоуправления. Среди них – законопроекты: «О кабинете министров КР», «О местной государственной администрации», «О местном самоуправлении» и «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».
За последний год принят 51 закон о ратификации международных договоров, инициированных Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
За это же время поступило 33 постановленияя Жогорку Кенеша. По исполнению 14 постановлений направлена информация в Жогорку Кенешем. На исполнении находились – 19.
С начала года поступило, взято на контроль следующие контрольные документы, поступившие из парламента:
Решений комитетов -139, из них направлена информация по 125, в том числе с нарушением сроков исполнения – 6;
Решений фракций – 10, по всем решениям направлены информации в установленные сроки;
Запросов фракций поступило – 39, по всем своевременно направлена информация в Жогорку Кенеш.
Из 383 запросов комитетов по 351 направлена информация в ЖК, в том числе 22 - с нарушением срока исполнения, остальные находятся в работе.
Из 579 запросов депутатов 539 исполнено и снято с контроля, в том числе 19 - с нарушением срока исполнения.
По разделу «Разное» на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша с начала года в адрес Правительства озвучено 654 запроса, из них по 622 обращениям направлена информация депутатам.
Представительство стремится оперативно и качественно исполнять поручения Жогорку Кенеша и депутатские запросы. Вошло в практику после проведения пленарных заседаний парламента по разделу “Разное” доводить в тот же день наиболее актуальные вопросы, поставленные депутатами, до сведения руководства Правительства.
Представительством практикуется система работы с запросами депутатов, прозвучавшими в разделе “Разное”, согласно которой каждое обращение депутата фиксируется по стенограмме и направляется с соответствующим поручением в органы исполнительной власти для реализации и подготовки ответа в течение 5 рабочих дней. Тем самым уже на следующее заседание парламента представляются готовые ответы на прозвучавшие вопросы депутатов.
Депутатами наряду с критическими замечаниями неоднократно отмечалась оперативная и конкретная работа Представительства по реализации их запросов. Так, о положительном решении поставленных ими проблем с трибуны парламента неоднократно выступали депутаты Б.Ж. Субанбеков, А.Ж. Акматов, А.С. Токторов, Т.У. Шайназаров, М.И. Бакиров, К.Б. Орозова, Б.С. Турусбеков, М.А. Абдалиев и другие.
Вместе с тем продолжают иметь место:
- отписки со стороны государственных органов на запросы депутатов;
- отзывы законопроектов, включенных в годовой план законопроектных работ Правительства, по причине недостаточной проработки;
- факты опоздания и недостаточной подготовленности руководителей государственных органов к заседаниям комитетов и пленарным заседаниям Жогорку Кенеша;
Представительство проводит работу по устранению названных недостатков, приглашает на беседы руководителей государственных органов и непосредственных исполнителей, участвующих в разработке законопроектов и информаций, доводит до сведения руководства Кабинета Министров о фактах недисциплинированности со стороны министров и их заместителей.
В связи с предсоящей работой седьмого созыва Жогорку Кенеша встает вопрос внесения существенных изменений в Регламент парламента и приведения его в соответствии с положениями новой Конституции Кыргызской Республики.В настоящее время разрабатываются соответствующие предложения, которые будут рассмотрены будущим составом парламената. Предстоит большая работа по налаживанию взаимодействия между двумя ветвями власти в новых условиях.
Э.М. Абдукаримов, научный сотрудник