г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Последние материалы

Новостной дайджест
Новостной дайджест

15.08.2022

  Военные учения в Узбекистане и...

ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ  По материалам центрально-азиатских изданий
ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ По материалам центрально-азиатских изданий

12.08.2022

Самый дорогой в Центральной Азии Интернет в...

Все материалы →

Кадры решают все или о ключевых моментах ротации акимов и формирования муниципального резерва кадров в Кыргызской Республике

27.12.2021 1528

Темы: Статьи

Аннотация:

      В настоящей статье проведен обзор проводимых организационно-правовых мер процесса формирования муниципального резерва кадров в Кыргызской Республике в соответствии с нормами Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и местном самоуправлении» и   решений Президента Кыргызской Республики Жапарова С.Н.  относительно новой государственной кадровой политики.

      Актуальность вопросов, рассмотренных в подготовленной статье вызвано тем, что объявлены первоочередные конкурсы по формированию муниципального резерва кадров в целях укомплектования руководящего звена органов местного самоуправления.

      Кроме, этого в настоящей статье отражена существующая проблематика, связанная с процессом формирования муниципального резерва кадров и ротации Акимов в условиях новой государственной кадровой политики.

 

Ключевые слова:

      Муниципальный резерв кадров, конкурс, глава айыл окмоту, аким, местное сообщество.

      В Кыргызской Республике на фоне конституционной реформы еще не полностью завершены политико-правовые процессы формирования мунициального резерва кадров и проведения ротации акимов.

      Процесс формирования муниципального резерва кадров в Кыргызской Республике является актуальным как беспорное продолжение курса  новой государственной кадровой политики и преопределенно  со вступлением в силу Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и местном самоуправлении».

      Относительно  актуальности  проблемы найма и оценки качественного, профессионального состава муниципального резерва кадров и ротации акимов вспоминается очень легендарная дефиниция  “Кадры решают все”  произнесенная  И. Сталиным которая не теряет смысловое  историческое значения до настоящего времени.

      Дефиниция  “Кадры решают все”  в условиях новой государственной кадровой политики в  Кыргызской Республике должна стать строгим постулатом призывающий к решительным действиям и создающий условия по привлечению через конкурс компетентных управленческих кадров в муниципальную службу для комплектования руководящих звеньев органов местного самоуправления на уровне городов областного и районного значения,  а также айылных аймаков которые является первичной очень важной ступенью в карьерном планировании для многих перспективных молодых кадров.

      Кроме, этого на заседании Кабинета Министров Кыргызской Республики которая прошла 26 декабря 2021 года под председательством Президента Кыргызской Республики Жапарова С.Н., подведя важные итоги работы исполнительной ветви власти, Президент сделал очень важное критическое заявление перед народом Кыргызстана и чиновниками всех рангов имеющий ключевой момент по продолжению реализации новой государственной политики относительно новой второй волны ротации акимов, которая ожидается в самое ближайщее время.

      Для публичности следует заметить, что первая волна ротации акимов была проведена Указом Президента  Кыргызской Республики Жапаровым С.Н., от  22 мая 2021 года, как один из основных инструментов продолжения  реализации Указа Президента  «О новой государственной политике».

      Причины подобной ротации акимов можно воспринимать как одну из эффективных управленческих ходов Президента в плоскости антикризисного менеджмента.

      Если, просто интерпретировать решение Президента по ротации акимов,  то можно понять что она проводилась Президентом из-за низкой результативности социально-экономического развития районов и возникла острая необходимость в проведении системной и продуманной ротации Акимов для своевременного и скоординированного исполнения решений центра на местах,  а также предупреждения коррупции и конфликта интересов, исключения трайбализма на уровне районов.

      Сложилась плачевная ситуация, когда кадровый корпус акимов элементарно не направлял свой потенциал на развитие районов и как обозначил Президент, акимы долго пребывали на одной должности 12-15 лет, не решая системно поставленные задачи.

      На этапе формирования профессионального управленческого звена районного уровня, ротация акимов является одним главных приоритетов новой государственной политики.

      Перед проведением ротации Акимов, в целях привлечения и закрепления в кадровый корпус акимов и компетентных кризис-менеджеров в качестве первоочередных и неотлаженных мер была проведена аттестация акимов.

      Аттестация как процедура кадрового менеджмента должна была пропустить через фильтр не отвечающих квалификационным требованиям акимов и исключить из ротации.

      Для проведения объективной и беспристрастной аттестации была создана комиссия с участием также представителей гражданского общества.

      Аттестация акимов в начале 2021 года стала одним из организационных мер по обеспечению прозрачности процедур отбора действительно достойных и образованных кадров на пост акимов.

      Этапы проведения аттестации сопровождались широкой информационной компанией в СМИ:

        1) Прохождения компьютерного тестирования на знание законодательства;

        2) Собеседования и презентации каждым кандидатом своей программы развития района;

        3) Прямой трансляции этапа собеседования в прямом эфире.

      В результате аттестация и ротация акимов первой волны стала тем самым барьером чтобы исключить к приходу к местной власти случайных и не профессиональных кадров, обладающих низкой компетентностью.

      Если сделать вывод, конечно, моментального эффекта от первой волны ротации Акимов пока временно не предвидится, так как она взаимосвязана с ожиданием по проведению второй уже решающей волны ротации акимов после формирования муниципального резерва кадров.

      Нормой Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и местном самоуправлении» установлена правовая мера что аким назначает по согласию местных кенешей глав органов исполнительной власти местного самоуправления, то есть глав  айыл окмоту, что повышает персональную ответственность и подотчетность главы айыл окмоту в решении социально-экономических проблем айылного аймака, как  первичного уровня административно-территориального управления, как перед местным сообществом, так и перед акимом.

      Кроме этого, бинарной нормой в указанном законе является то, что глава айыл окмоту назначается исключительно из муниципального резерва кадров.

      Роль акима и его эффективная деятельность, как носителя исполнительной власти на уровне района полностью напрямую теперь будет зависит от его волевой кадровой политики  и решений относительно подбора и расстановки глав айыл окмоту  из муниципального резерва кадров.

      Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и местном самоуправлении» квалифицирует акима, как политическую фигуру так как, в соответствии с этим законом Президент сам назначает акима.

      Муниципальный резерв кадров по сути станет кадровой обоймой в управленческом арсенале акима по решению всех организационных вопросов в создании своей управленческой команды, ведь аким уже наделен всеми властными полномочиями и ему остается лишь работать результативно или сложить свои полномочия и подать в отставку.

      Сконцентрированные кадровые решения акима из муниципального резерва могут создать все организационно-правовые условия, которые были ранее недостаточными для установления современной  политико-административной дихотомии на уровне района, которая будет служит смычком партнерской модели взаимодействия местной государственной администрации и местного самоуправления во благо социально-экономического развития районов, как опорной базы развития регионов в целом.

      Ко второй волне ротации акимов нужно подходить очень гибко и при ротации направлять в самые слаборазвитые районы наиболее подготовленных кандидатов, имеющих серьезный управленческий опыт, инновационное видение, навыки кризис менеджера и высокую личную мотивацию для достижения результативности.

      Президент очень ответственно понимает и нацелен на результативность принимаемых ими решений, что для завершения новой государственной политики не представляется возможным без формирования самого качественного состава муниципального резерва кадров и второй волны масштабной ротации акимов.

      Дифференцированный подход через призму сочетания второй волны ротации акимов и формирования муниципального резерва кадров, станет ключевым моментом под девизом «Кадры решают все» в завершении новой государственной политики проводимой Президентом для обеспечения процветания Кыргызстана в ближайшее время.

 

Научный сотрудник Суйунбек уулу С.