г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Последние материалы

Новостной дайджест
Новостной дайджест

15.08.2022

  Военные учения в Узбекистане и...

ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ  По материалам центрально-азиатских изданий
ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ По материалам центрально-азиатских изданий

12.08.2022

Самый дорогой в Центральной Азии Интернет в...

Все материалы →

Складывающаяся религиозная ситуация в Кыргызской Республике

28.12.2021 1351

Темы: Статьи

Состояние религии в Кыргызстане, как и во всем СССР раньше было как всем известно, запретным. Начиная со второй половины восьмидесятых годов прошлого века началась «оттепель» в свете перестройки и гласности. Атеистическая машина не смогла уничтожить религию полностью и оставила многонациональному суверенному Кыргызстану в наследство традиционно-обрядовую роль религии в общественных отношениях.

      Рост религиозности в стране стал наблюдаться с первых дней суверенности, особенно среди молодежи, на что указывало принятие закона о свободе вероисповедания в 1991 году, увеличивающееся количество мечетей и религиозных учебных заведений, а также практикующих религиозный образ жизни. Затем, в 2008 году, Президентом страны того времени был подписан новый закон о свободе вероисповедания, который должен был остановить все время увеличивающийся рост различных религиозных течений, движений и направлений, в т.ч. деструктивного и сектантского характера. Далее, в рамках «Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы», Советом Обороны КР в 2014 году были приняты решения, обращенные ко всем органам власти, в том числе ДУМК об ошибочности государственной политики дистанцирования от регулирования процессов в религиозной сфере, а также срочном формировании системы регулирования по обеспечению прав человека в данной сфере на основе Конституции страны.

      Сегодня Кыргызстан переживает процесс «религиозного возрождения», и это вполне можно назвать началом процесса плавного перехода к развитию религиозной культуры в стране. Для этого необходима поддержка государства, на которую граждане имеют полное право, а именно право на «поддержку -  регулирование», а не на «регулирование - контроль» государства в данной сфере.

      Существует такая классификация-термин в экспертной среде, которая берет свои корни в востоковедении или в более узком направлении - исламоведении, как «традиционный Ислам», который делится на «традиционность» и «ортодоксальность». «Традиционность» присуща для страны или региона, а также «традиционность» - т.н. «народный Ислам», который вбирает в себя очень много элементов тенгрианства, что ещё отождествляется с кыргызским, национальным и культурным наследием.

      Культурно-историческая особенность Центральной Азии в том числе Кыргызстана, это суннитский ислам, матуридитское вероучение и ханафитский мазхаб, за исключением некоторых кавказских национальностей проживающих в стране, которые являются приверженцами ашаритского вероучения и шаафиитского мазхаба. В стране также проживает и небольшое количество азербайджанцев, являющихся умеренными шиитами – джаафаритами, проживающими компактно, особенно в Чуйской области.

      Однако, в период суверенности страны, стали появляться джамааты, которые традиционно не существовали на территории не только Кыргызстана, но и во всем пространстве постсоветских республик. Некоторые из этих не традиционных джамаатов в чем-то соответствуют религиозным традициям в стране, а некоторые не соответствуют совсем. Например «Таблиги Джамаат», «Нурситы», «Хизмет», «Сулейманиты» несмотря на то, что они являются суннитами, матуридитами и ханафитами, с имеющимися пакистанскими и турецкими национальными элементами не соответствуют религиозной традиции Кыргызстана. Это то, что называют импортным Исламом, то есть европейским, турецким, пакистанским Исламом и т.д. Другой пример тому, что также не подходит традиционности страны, из тех, что относятся к суннитскому Исламу, но уже не являются матуридитами и ханафитами, это - «Салафизм» и «Хизбут Тахрир аль-Ислами» (запрещена в КР с 2003 года). «Салафизм» для Кыргызстана является не традиционным как вероучение и мазхаб. «Хизбут Тахрир аль-Ислами» - суннитская политическая партия, сама по себе внутри не ограничивает своих приверженцев в вероубеждениях и мазхабах, однако ограничивает в политических убеждениях, даже внутри Ислама, не говоря о плюрализме политических воззрений вообще и конституционном строе, чем является нетрадиционной для Кыргызстана как мусульманский джамаат. Также существует на территории страны сектантский Ислам – это «Ахмадиты» - отделившаяся от суннитов секта, «Бахаиты» - отделившаяся от шиитов секта, относились к крайним шиитам, а позже стали называть себя отдельной религией. Наконец «неохариджиты» - «неосалафиты» - «псевдосалафиты» - «псевдоджихадиты», крайне радикальные джихадистско-такфиритского толка религиозные организации (джамааты), могущие называть себя по-разному, например, как «Жайшуль Махди» (запрещена в КР с 2012 года), что в переводе означает войско Имама Махди, который по суннитским преданиям должен прийти перед концом света в помощь Пророку Иса.

      Заключение: сегодня Кыргызстан переживает процесс «религиозного возрождения» и это вполне нормальное явление, так как без «религиозного возрождения» не будет религиозной культуры в стране. Однако если государство не урегулирует «спонтанность» в процессе «религиозного возрождения», то эта спонтанность может вылиться из «религиозного возрождения» в более ярко выраженный религиозный радикализм, экстремизм и даже в терроризм. Процесс «религиозного возрождения» может рассматриваться как потенциальный ресурс для позитивных перемен, так и источником риска развития негативных последствий. Это будет зависеть от того, как государство и религиозные общины в стране будут взаимодействовать друг с другом, существующей политической системы и конкретных действий государства в религиозной сфере.

 

Научный сотрудник Тологонов Э.Б.

 

      P.S. При подготовке статьи использовались данные, взятые из открытых источников.

Мнения, выраженные в этой публикации, не обязательно отражают точку зрения официальных органов власти.