г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Последние материалы

Новостной дайджест
Новостной дайджест

15.08.2022

  Военные учения в Узбекистане и...

ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ  По материалам центрально-азиатских изданий
ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ По материалам центрально-азиатских изданий

12.08.2022

Самый дорогой в Центральной Азии Интернет в...

Все материалы →

Досудебное производство в ракурсе цифровизации

28.01.2022 890

Темы: Статьи

Аннотация:

           В статье на базе процесса цифровизации деятельности органов следствия изучены некоторые моменты регулирования цифровизации досудебного производства в Кыргызской Республики.

          Ключевые слова:

         Досудебное производство, единый реестр преступлений, цифровые технологии, цифровизация, следствие.

         Инновационное применение цифровых технологий во всех сферах исполнительной власти Кыргызской Республики также затронула процесс ведения досудебного производства органами следствия, как одной из начальных стадий уголовного судопроизводства имеющий ключевое значение.

         Совершенствование процесса ведения досудебного производства также необходимо рассматривать в ракурсе цифровизации для ее различной оценки.

         Целью государства в уголовном судопроизводстве, является создание более продвинутых в техническом плане эффективных информационно-аналитических платформ и интерфейсов.

         Цифровизация должна обеспечить на должном уровне защиту законных прав и интересов всех участников уголовного процесса.

         Продолжающаяся политика судебно-правовой реформы в Кыргызской Республике обозначает контуры цифровизации уголовно-процессуального законодательства.

         Согласно действующего Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики начало досудебного производства определяется со времени регистрации заявления, сообщения о преступлении в Едином реестре преступлений.

         Как основное звено цифровизации в досудебном производстве в настоящее время можно рассматривать практику успешной разработки и внедрения автоматизированной информационной системы «Единый реестр преступлений» которая несколько лет уже широко применяется всеми следственными органами.

        Ранее понятие Единый реестр преступлений именовался в старой редакции Уголовно-процессуального кодекса, как Единый реестр преступлений и проступков, однако со вступлением в силу в конце 2021 года новой редакции Уголовно-процессуального кодекса, а также утратой силы Кодекса о проступках понятие проступок законодательно было исключено.

       Внедрение автоматизированной информационной системы «Единый реестр преступлений» способствовало усилению процессуального контроля за своевременным учетом всех заявлений и сообщений о преступлениях что привело к улучшению уголовно-правовой статистики, а также контроля движения уголовных дел на стадии досудебного производства как внутри следственных органов, так и на уровне межведомственного взаимодействия.

       Держателем автоматизированной информационной системы «Единый реестр преступлений» является Генеральная прокуратура Кыргызской Республики.

        Автоматизированная информационная система «Единый реестр преступлений» это своеобразный инструмент формирования цифровой картины совокупности процессуальных действий и решений органов следствия.

        Талон уведомление с QR-кодом, который генерируется автоматизированной информационной системой «Единый реестр преступлений» после регистрации заявления или сообщения о совершении преступления в электронном журнале, учете информации стало основным новшеством позволяющий отслеживать статус уголовного дела всем заинтересованным участникам уголовного процесса.

        В будущей перспективе, гипотеза цифровизации досудебного производства диктует, чтобы также были разработаны и внедрены кроме автоматизированной информационной системы «Единый реестр преступлений»  целый комплекс цифровой экосистемы объединяющий в себе алгоритм аудиовизуальной фиксации данных всех следственных действий с правом просмотра в режиме реального времени проводимых в рамках досудебного производства  с архивацией на электронных криптографических носителях и их интеграцией с другими автоматизированными информационными системами сферы правосудия.

        Создание в будущем цифровой экосистемы досудебного производства позволит осуществлять в полноценной мере следственными судьями судебный контроль и прокурорам, прокурорский надзор за ходом следствия и пресекать неправомерные действия должностных лиц органов следствия, что влияет на качество и полноту процесса досудебного производства.

        Параллельно с проблемой внедрения различных цифровых решений в досудебном производстве, остро стоит вопрос обеспечения безопасности персональных  данных участников уголовного процесса от угроз их утечки, утечка персональных данных влияет на ход самого следствия и раскрытия  преступлений в целом.

       Глобальная сеть интернета со всеми его потенциальными рисками и угрозами не может быть гарантией канала передачи аудиовизуальных данных.

       В мире повышается тенденция кибератак на автоматизированные информационные системы государственных органов, в частности на сервера судебных и правоохранительных органов.

       Государство должно при построении цифровизации досудебного производства обеспечить в первую очередь кибербезопасность всей инфраструктуры обмена данных, чтобы гарантировать конституционные и процессуальные права и свободы всех участников уголовного процесса, а также обеспечить их полную конфиденциальность.

      Для транзита на более совершенный уровень процесса цифровизации досудебного производства есть все технологические условия перехода на разработку и внедрение комплексных автоматизированных информационных систем на платформе нейронных сетей с признаками искусственного интеллекта.

      В частности, весьма будут интересны разработка таких проектов, как “Цифровой следственный судья”, Цифровой следователь”, “Цифровой прокурор”, “Цифровой адвокат” и “Цифровой судебный эксперт”.

     Министерство цифрового развития Кыргызской Республики как флагман органов исполнительной власти, целью которого является создание всех условий для процесса цифровизации при сотрудничестве с государственными органами имеющих функции проведения досудебного производства как Министерством внутренних дел, Государственным комитетом национальной безопасности, Службой исполнения наказаний при Минюсте, Генеральной прокуратурой, Государственной таможенной службой при Минфине должно предлагать достаточно мобильные цифровые решения применимые в досудебном производстве.

       В новой редакции Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики закреплено понятие электронный документ.

       Законодательное ведение понятие электронный документ позволит минимизировать   риски бюрократической бумажной волокиты и утери бумажных уголовных дел, которые имеют частый характер и создаст условия для рационального использования служебного времени в следственных органах.

      Кроме, этого уголовные дела будут расследоваться более оперативнее так, как стандартные формы процессуальных документов будут предусмотрены в самих опциях   электронных документов.

      Цифровизация досудебного производства позволит улучшить подготовки процессуальных документов, сбора доказательств и снизит риск фальсификации и фабрикации материалов уголовного дела.

      Главной отдачей цифровизации досудебного производства станет снижение рабочей нагрузки на следственные органы, в которых человеческие ресурсы очень ограничены.

      С целю избавиться от бумажной волокиты, Президент  Кыргызской Республики Садыр Жапаров 25 декабря 2021 года  на заседании Кабинета Министров дал поручение ускорить внедрение электронного документа  во всех государственных органах и органах местного самоуправления и обозначил необходимость принятия мер по полному отказу от бумажного документаоборота с переходом на электронный документооборот   с  использованием электронной цифровой подписи с 1 июля 2022 года.

      Очень важным в рамках цифровизации досудебного производства будет в ближайшее время:

      -Цифровизация формата всех следственных и специальных следственных действий с применением широкого спектра технических инструментов аудиовизуальной фиксации, интерпретации и хранения информации;

      -Использования дистанционного формата проведения следственных действий с участием всех заинтересованных лиц уголовного процесса;

     -Внедрение электронного документа и электронной цифровой подписи для удостоверения процессуального документа, генерирующегося в рамках досудебного производства.

     Актуальным с ракурса цифровизации и правового регулирования будет разработка и внедрение проекта Цифрового кодекса, так как Уголовно-процессуальный кодекс не может полноценно регулировать цифровизацию досудебного производства в силу ограниченности определенных моментов процессуальных действий и решений с уголовно-правовой точки зрения.

    Цифровой кодекс должен стать концептуальной моделью правового и технологического регулирования процесса цифровизации всех сфер деятельности государства, включая от норм кибербезопасности и заканчивая досудебным производством.

    Цифровизация досудебного производства в Кыргызской Республики в современных реалиях глобальной цифровой трансформации требует от Кабинета Министров Кыргызской Республики консолидации всех ресурсов для выработки и реализации единой политики по дальнейшему совершенствованию цифровизации досудебного производства.

 

Научный сотрудник Суйунбек уулу С.