г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Последние материалы

Новостной дайджест
Новостной дайджест

15.08.2022

  Военные учения в Узбекистане и...

ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ  По материалам центрально-азиатских изданий
ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ По материалам центрально-азиатских изданий

12.08.2022

Самый дорогой в Центральной Азии Интернет в...

Все материалы →

Водные ресурсы и вопросы водопользования государствами Центральной Азии

08.04.2022 600

Темы: Статьи

На территории Центральной Азии расположены две основные речные системы - Амударья и Сырдарья. В настоящее время бывшие границы союзных республик превратились в государственные. Природные ресурсы оказались по разным сторонам этих границ, что требует разработки новых современных и справедливых правил их эффективного и рационального использования. После распада СССР имевшийся хозяйственный механизм совместного управления водными ресурсами был нарушен. По этой причине возникла необходимость переосмысливания и переоценки всех нормативных документов (действующих с периода СССР) в сфере вододеления и водопользования трансграничных водных ресурсов.

По международной классификации трансграничными водами являются поверхностные или подземные водные ресурсы, которые протекают (пересекают государственную границу) по территории двух или более государств. В Кыргызстане все реки, за исключением рек Иссык-Кульского бассейна, относятся к этой категории.

На территории Кыргызстана берут начало крупнейшие трансграничные водотоки Центрально-азиатского региона: Амударья, Сырдарья, Талас, Тарим, Чу, Каркара, которые обеспечивают водой не только Кыргызстан, но и сопредельные государства: Казахстан, Китай, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Суммарные поверхностные водные ресурсы бассейна Арала составляют 116,5 км3/год, на Амударью - 79,3 км3 (68%), Сырдарью –37,2 км3 (32%). Участие (долевое) государств ЦАР в формировании водных ресурсов Аральского моря: Туркменистан – 1,2%, Казахстан – 2,1%, Узбекистан – 9,6%, Афганистан и Иран – 18,6%, Кыргызстан - 25,1%, Таджикистан – 43,4%. По трансграничным рекам Чу, Талас и Каркара соотношение водных ресурсов, следующее: Казахстан формирует – 0,11 км3 (3,0%), Кыргызстан – 3,84 км3 (97%) по р.Чу, по р.Талас – 0,11 (6,0%) и 1,72 км3 (94%), по р. Каркара 0,23 (38%) и 0,37 км3 (62%) соответственно Казахстан и Кыргызстан. Величина среднемноголетнего стока рек бассейна Тарим оцененная в границах КР составляет 6,99 км3.

История совместного водопользования исчисляется веками. Широкомасштабное освоение водных и земельных ресурсов началось в 60-х годах 20-го столетия и к 2000г.площадь орошаемых земель достигла 8,0 млн. га, что и привело к экологической катастрофе – к высыханию (деградации) Аральского моря.

После 1960г. значительный рост объемов водопотребления имел место в Туркменистане, Узбекистане, Казахстане и был обусловлен возрастающими потребностями экономики Союза ССР в хлопке, рисе, а благоприятные климатические условия этой зоны и наличие земельных ресурсов позволили реализовать эти планы. Значительно ниже динамика водопотребления и орошения в горных республиках: Кыргызской и Таджикской, которым уже в 60-е годы был определен приоритет развития гидроэнергетической отрасли с созданием на их территории водохранилищ многолетнего регулирования стока рек Амударья и Сырдарья.

К концу 60-х годов оросительная способность этих рек, на базе существующих водохранилищ была исчерпана, и увеличить ее было возможно только за счет строительства новых крупных водохранилищ многолетнего регулирования – Токтогульского на р.Нарын и Нурекского на р.Вахш. За период 1967-1987гг. (после ввода крупных водохранилищ) площадь орошаемых земель увеличилась в Узбекистане на 1млн. 364 тыс. га, Казахстане – 1млн. 354 тыс. га, а в Кыргызстане лишь на 189 тыс. га.

Тогда, как участие Кыргызстана в формировании водных ресурсов реки Сырдарья составляет 74%, а используется лишь 10,5%, по реке Амударья соответственно 2,0 и 0,3, р.Талас – 94 и 50%, р.Чу – 97 и 52%.

Во времена Советского Союза конфликтные ситуации между республиками при использовании воды трансграничных рек практически отсутствовали. Трансграничная вода рассматривалась как общественная собственность. Была разработана система компенсационных мероприятий, включающих восполнение республикам, на территории которых были построены водохранилища всех ущербов, связанных с их сооружением. Это – поставки энергоносителей и сельхозпродукции эквивалентные объемам зимней недовыработки электроэнергии на ГЭС и потерь на землях, попавших в зону затопления. Компенсационные поставки безотказно выполнялись и действовали до распада Союза ССР.

Централизованным управлением, проводимым Министерством водного хозяйства и мелиорации Союза и подчиненными ему республиканскими министерствами, осуществлялся четкий контроль межреспубликанского вододеления и за использованием водных ресурсов внутри стран Союза.

После провозглашения независимости и объявления суверенных прав на все природные, в т.ч. и водные ресурсы, между республиками Центрально-азиатского региона возникли противоречия. Так, до настоящего времени продолжает действовать лимитированная система вододеления, что является одной из основных причин возникших разногласий между странами региона.

Другая проблема – отсутствие экономической составляющей в использовании трансграничных водных ресурсов между республиками ЦА. В Кыргызстане построено несколько гидротехнических сооружений межгосударственного значения, с использованием которых осуществляется водоподача в соседние государства. За счет средств собственного бюджета осуществляется их эксплуатация и обслуживание, что в условиях рыночной экономики является нонсенсом.

Третья проблема - режим работы Токтогульского водохранилища, причиной возникновения которой является преимущественно ирригационный режим сработки объёма Токтогульского водохранилища, в чём заинтересованы расположенные в равнинной части Казахстан и Узбекистан. Ирригационный режим работы был определен проектным заданием. С прекращением дотационных поставок и возникшим энергетическим кризисом в КР встал вопрос о необходимости более эффективно использовать собственные гидроэнергетические мощности каскада Нижне-Нарынских ГЭС. Было рассчитано, что если половину ежегодного объема Токтогульского водохранилища срабатывать по энергетическому зимнему режиму, то выработку зимой можно увеличить на 2,2 млрд.кВт.час. К такому простому и эффективному варианту Республика не может прибегнуть, так как выполняет свои обязательств по подаче воды в летнее время в нижерасположенные государства в соответствии с заключенными Соглашениями. Собственное зимнее энергопотребление Кыргызстан обеспечивает выработкой электроэнергии на ТЭЦ. Только в отдельные годы при дефиците энергоносителей на ТЭЦ, республика увеличивала зимнюю сработку Токтогульского водохранилища для получения дополнительной электроэнергии.  

 

Научный сотрудник Тологонов Э.Б.

 

     P.S. При подготовке статьи использовались данные, взятые из открытых источников.

Мнения, выраженные в этой публикации, не обязательно отражают точку зрения официальных органов власти.