г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

НАУЧИТЬ УЧИТЬ или о «цифровой» компетенции учителей

30.05.2022 1174

Темы: Статьи

Мир постепенно становится «цифровым». Интернет, мобильные технологии, системы автоматизации – эти и многие другие технологии стали частью нашей повседневной деятельности в учебе и в работе.

Что интересно, для многих развивающихся стран цифровые технологии считаются важнейшим катализатором, позволяющим стране «прыгнуть» вперед в области применения технологий, пропустив некоторые этапы развития и стать членом постиндустриального общества.

Осознание критической значимости цифровых технологий дал толчок процессам поэтапной цифровизации всей образовательной системы страны.  В стране была принята Программа развития образования в Кыргызской Республике до 2040 года и утверждены планы его реализации в ближайшие годы. Государственным органом в сфере образовательной политики приняты решения, которые направлены на кардинальное изменение отношения к образованию в целом.

В свете происходящих изменений стало очевидным, что традиционная педагогическая модель должна претерпевать существенные изменения. И вопрос не в том, применять или не применять эти технологии, и даже не в том, как их применять, а в том, как найти новое прочтение учебного процесса, в котором любое развитие новых технологий расширяло бы возможности педагогики.

В связи с этим перед системой образования будет все больше возрастать необходимость повышения компьютерной грамотности среди педагогов, улучшения образовательной инфраструктуры с учетом цифровых технологий, усиления дистанционных и других форм предоставления образования, через меняющуюся технологическую среду.

Таким образом для учительства пути назад нет. Им придется стать квалифицированными пользователями, уважающими системный подход в построении образовательной среды. Перед огромной армией педагогов стоит задача – изменить взгляд, практику и содержание образования.

По этой причине многие эксперты заявляют, что развитие навыков цифрового обучения – это вызов, который должен быть решен в условиях быстрого технического прогресса, в котором мы живем.

Развитие цифровой педагогической компетентности остается проблемой, которую должна решать система образования. В цифровом контексте, в котором мы находимся сегодня, общество требует от педагога достаточный багаж цифровых навыков.  Поэтому видится целесообразным, чтобы образовательные организации поощряли обучение цифровой педагогической компетентности путем совершенствования текущей подготовки учителей. Это единственный способ добиться реальных изменений в преподавании и обучении. Между тем, трудностей, с которыми сталкиваются педагоги при реальном контакте с цифровыми технологиями имеется предостаточно.

Так, в исследовании проведенном Национальным институтом стратегических исследований КР в первом полугодии текущего года на тему: «Цифровизация школьного образования Кыргызской Республики: реальность и перспективы» касательно компетенции педагогов в овладении цифровыми инструментами  отмечается, что почти половина, а точнее 45,2% опрошенных педагогов ответили, что они не обучались методам цифрового обучения по инициативе руководства школы или МОиН КР.

Более того, 54,6% опрошенных учителей думают, что они на данный момент не обладают достаточной компетенцией для проведения уроков в цифровом формате. Нужно также отметить, что 10,5% респондентов ответили, что они и вовсе не владеют цифровыми техническими навыками.

В ходе опроса, было также выявлено, что у 76,4% учителей дома имеются компьютеры с доступом к интернету. Однако нужно отметить, что у 23,6% опрошенных педагогов нет компьютера с доступом к всемирной сети, что является большим препятствием для цифровизации школьного образования.

Опросы также показали, что в школах республики не существует единой системы [программного обеспечения] для замещения традиционного метода преподавания. Отсутствует система приема и передачи домашних заданий и других раздаточных материалов в виде электронных книг и медиа файлов, о чем свидетельствует ответ респондентов, касательно вопроса о платформах, которые они использовали во время дистанционного обучения в период пандемии 2019-2020 гг. Между тем, образовательные онлайн платформы как «Гугл уроки», «Blackboard», «Canvas» уже являются незаменимой частью обучающего процесса во многих школах мира.

Таким образом, проведенная в ходе исследования диагностика возникающих проблем в системе образования, связанных с цифровизацией образования позволяет сделать вывод о том, что существующее обучение цифровым технологиям нуждается в совершенствовании с целью повышения уровня цифровой компетентности учителя. В этом смысле необходимо сосредоточиться на важности цифровой грамотности педагогов, поскольку, большое число преподавателей ранее не получали никакой подготовки в области цифровых технологий, чего не должно быть в образовательной системе, где технологии играют все более важную роль. Поэтому, для того чтобы продолжить путь совершенствования цифровизации образования необходимо развивать подготовку учителей в области цифровой компетентности педагогов. Ведь, в реалиях XXI века ключевыми ресурсами являются актуальная, достоверная информация, способность ее искать, анализировать и корректно использовать. Грамотное восприятие и обработка полученной информации позволит учителям более эффективно и продуктивно организовывать процесс обучения…

 

 

Сейитжан Апышев, научный сотрудник НИСИ КР