Последние материалы

Предварительные данные о промышленном и сельскохозяйственном производстве в ЕАЭС за 4 месяца 2022г.
20.06.2022
В январе–апреле 2022г. объем промышленного...

Дайджест актуальных новостей и событий социальной направленности, нашедшие отражение в центрально –азиатских интернет-изданиях
17.06.2022
УЗБЕКИСТАН Страны на замену. Турция и...
Институт следственного судьи в Кыргызстане
30.05.2022 1241
Аннотация:
В отмеченной статье рассмотрены некоторые вопросы института следственного судьи в Кыргызстане.
Ключевые слова:
Следственный судья, судебный контроль, досудебное производство.
Институт следственного судьи в Кыргызстане был внедрен законодательно в рамках проводимой судебно-правовой реформы в 2019 году с ведением в силу новой редакции Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики.
Институт следственного судьи как инновационное решение в уголовном процессе по своей концепции должен быть направлен на улучшение уголовного судопроизводства.
Следственный судья как нововведённое должностное лицо и участник уголовного процесса в пределах своих полномочий на этапе досудебного производства должен осуществлять судебный контроль за органами следствия, прокурором, ведением следственных действий, избирать меру пресечения и разрешать другие процессуальные действия в рамках судебного контроля.
С 2019 года в районных и городских судах полномочия и функции следственных судей были возложены на основе совместительства на судей местных судов.
Институт следственного судья наиболее широко применяется в судебной системе стран ближнего зарубежья как Украина, Грузия, Эстония, Латвия и др. где имеется успешный опыт судебно-правовых реформ в постсоциалистическом пространстве.
В новой редакции Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики который, вступил в силу в конце 2021 года институт следственного судьи тоже функционирует.
Прошло несколько лет как следственные судьи осуществляют судебный контроль на этапе досудебного производства и вопрос эффективности их деятельности стоит открытым.
В настоящее время стоит ряд проблем, которые возникли с ведением института следственных судей такие как:
- Не хватка штата следственных судей для осуществления судебного контроля;
- У следственных органов уходит много времени на получение санкций у следственных судей;
- Следственные судьи не успевают рассматривать материалы прокуроров и следователей, так как раньше уголовные дела рассматривал обычный судья если не успевал, то передавал другому судье;
- В заседании следственного судьи обязательно участие прокурора, следователя и др. участников досудебного производства;
Однако, с другой стороны ведение института следственного судьи усиливший судебный контроль на этапе досудебного производства может эффективно гарантировать конкуренцию и служить альтернативой произволу прокурорского надзора.
Следственный судья в качестве арбитра при условии соблюдения принципа беспристрастности может позволить эффективно проводить регулирование правоотношения между участниками уголовного процесса.
Особенность процессуальной роли следственного судьи в досудебном производстве характеризуется в следующих формах судебного контроля:
- Разрешение ходатайств следователя и прокурора которые направлены на ограничение прав и свобод граждан;
- Рассмотрение жалоб на действия, бездействия следователя и прокурора;
- Изучение соответствия и качества доказательной базы;
Функционирование института следственного судьи дает такие ключевых основания:
-Позволило на этапе досудебного производства разрешать жалобы на действие следователя и прокурора;
-Исключило участие судьи который разрешал ход уголовного на этапе судебного производства.
Роль следственного судьи было бы более результативным, если бы в правоприменительной практике судебный контроль обеспечивал бы равноправность всех участников досудебного производства.
Таким образом зависимость следственных судей от сложившейся правовой конъюнктуры не дает возможности следственному судьи осуществлять объективное досудебное производство и разрешать вопросы отнесённые к его полномочиям.