г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Последние материалы

Новостной дайджест
Новостной дайджест

15.08.2022

  Военные учения в Узбекистане и...

ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ  По материалам центрально-азиатских изданий
ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ По материалам центрально-азиатских изданий

12.08.2022

Самый дорогой в Центральной Азии Интернет в...

Все материалы →

Снижение качества образования: факторы, проблемы, тенденции

20.12.2021 2184

Темы: Аналитика

На протяжении 30 лет предпринимаются попытки реформировать образование. За эти годы было принято бесчисленное множество стратегий, программ, большинство из которых так и остались на бумаге, а выделенные международными организациями средства ушли в песок, а точнее в бесконечные круглые столы, презентации и прочие мероприятия.  Между тем, из года в год нерешаемые проблемы плавно перетекали в следующие программы и дошли практически в неизменном виде до сегодняшнего дня. Это и проблемы доступности дошкольного образования, и нехватка качественных учебников, и слабая материально-техническая база школ, и недостаточное финансирование, недостаток педагогов, низкое качество преподавания и еще ворох проблем, к которым добавились проблемы, появившиеся с развитием технического прогресса - это недоступность интернета в регионах, компьютеров и других технических средств обучения.

К числу накопившихся проблем добавились еще и проблемы, появившиеся с распространением пандемии и ее последствиями. Как отмечается в «Концептуальной записке: образование в эпоху COVID-19 и в последующий период» подготовленной ООН, пандемия COVID-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах.

Вместе с тем, надо отметить, что государственная политика Кыргызстана в области образования с момента обретения независимости осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования. При этом реформирование определялось такими чертами как приведение системы образования в соответствие с законодательной и нормативно-правовой базой, формирующейся в ходе текущей трансформации общественных отношений; диверсификации сети и структуры высших учебных заведений; развития негосударственного сектора образования и создания рынка образовательных услуг. Основной тенденцией развития образования в эти годы стала адаптация ранее существовавшей системы образования к возникавшим новым производственным отношениям.

Именно в период трансформации общественных отношений начинают прослеживаться тенденции снижения качества образования.

 

Высшее образование

 

Наиболее ярко эти тенденции проявились в системе высшего профессионального образования, так как высшее образование реагирует на все общественные изменения и процессы, являясь основным социальным институтом, который функционирует с целью удовлетворения потребностей общества. Сегодня в системе образования своеобразно преломляются основные мировые тенденции развития человеческой цивилизации.

В настоящее время в Кыргызстане функционируют 74 вуза, из них: государственных – 33, частных – 41. За последние пять лет произошло значительное увеличение количества вузов, в основном, за счет открытия частных образовательных организаций. Всего в высших учебных заведениях Кыргызской Республики обучается 183 тысячи студентов, в том числе более 40 тысяч иностранных студентов. В вузах республики работают более 12 тысяч преподавателей.

Все познается в сравнении. Так, в странах известных своими высокими достижениями в сфере образования и с численностью населения как у нас, в частности,  в Дании действует 8 университетов, в Финляндии -14.  

Относительно качества предоставляемых услуг в высшей школе  в Концепции развития образования на 2021-2030 гг. констатируется, что сегодня высшее профессиональное образование не отвечает основным потребностям рынка труда. В Кыргызстане отсутствует прогнозирование необходимости будущих профессий. 70% учебных программ составляет государственный компонент, что не создает условия для творческой деятельности вузовских преподавателей. Основная часть преподавателей применяют не обновлённые традиционные методики обучения. И, как следствие, выпускники вузов не обучены критически мыслить, самостоятельно работать с информацией, управлять кризисами, налаживать обратную связь. До сих пор не используется в полной мере анализ и оценка деятельности высших учебных заведений, практически отсутствуют случаи прохождения вузами международной аккредитации. Деятельность вузов не соответствует современным требованиям.

В обществе уже многие годы идет дискуссия относительно количества вузов. У каждой стороны своя правда и свои доводы «за». Аргументы, которые они приводят в защиту своих доводов тоже «железные». И все же жизнь показывает, что настала пора от количества переходить к качеству. Тем более, что тотальный спрос на получение высшего образования понемногу сменяется спросом на среднее и начальное профессионально-техническое образование. Между тем,  в технологически развитых странах на фоне роста популярности технических специальностей в дефиците философы и гуманитарии, которые были бы носителями новых интеллектуальных смыслов. Именно этого явно не хватает в эпоху фейкократии, невежества. Кризис гуманитарного образования уже привел к тому, что даже крупные IT -ищут не технарей, но специалистов с развитым социальным интеллектом.

В свете сказанного, надо подчеркнуть, что качество высшего образования – один из основных показателей подготовки специалистов, который является экономическим показателем развития государства в плане использования человеческих ресурсов. Большинство выпускников с высшим образованием вынуждены работать не по полученной специальности или должны менять свою квалификацию, поскольку значительное большинство-– экономисты, юристы, врачи и представители сферы образования, что свидетельствует о несоответствии требуемых специализаций и профессиональных навыков. Несоответствие в образовании негативно отражается на дальнейшей трудовой деятельности выпускников вузов, серьезным образом влияет также и на демографические составляющие в стране. Национальный статистический комитет Кыргызстана сообщает, что из 60% безработной молодежи только около 14% находят работу, соответствующую их специализации, или продолжают свое образование

Проблема отсутствия рабочих мест, проблема миграции и оттока специалистов – показатели, которые косвенно влияют на качество высшего образования.

Однако стоит понимать, что меры по решению проблем не сопряжены только непосредственно с системой образования. Проблемы образования выходят на более масштабный уровень и решение этих проблем нужно искать не только в образовательной сфере, а на уровне развития разных сторон жизни общества. И пока эти проблемы не будут решены в социальной структуре общества, они не перестанут существовать и в системе образования.

Среднее и начальное профессиональное образование

 

На сегодняшний день в Кыргызской Республике существует 110 учебных заведений начального профессионального образования (НПО) и 131 учебное заведение среднего профессионального образования (СПО).

В 2020 году в организациях СПО обучалось 95 600 человек, НПО – 29 684 чел.

По информации Национального статистического комитета в Кыргызской Республике из 2,3 миллиона экономически активного населения 1,5 миллиона (64% трудоспособного населения) не обладают никакими профессиональными компетенциями. В этой связи роль НПО и СПО резко возрастает, так как они дают востребованные профессиональные компетенции в более короткий срок чем, например, вузы.

Основной проблемой среднего и начального профессионального образования остается несоответствие потребностям рынка труда и, как следствие, игнорирование системы работодателями в качестве потенциальных инвесторов, а также низкий статус и имидж системы.

На сегодняшний день качество предоставляемых образовательных услуг и качество знаний студентов организаций среднего и начального профессионального образования оставляет желать лучшего. Кроме того, слабое взаимодействие организаций СПО И НПО с работодателями, влечет за собой низкий процент трудоустройства выпускников.

Вместе с тем, происходящие изменения на рынке труда медленно, но все же принуждают СПО и НПО менять перечень подготавливаемых профессий.

В то же время в СПО и НПО не хватает новой техники, станков, оборудования, сырья и других материалов для производственного обучения; недостаточно учебников и учебных пособий. Поэтому программы профессионально-технического образования не отражают нужды развивающегося промышленного и делового сектора Кыргызстана. Однако эта система должна быть одним из рычагов для вывода страны на путь экономического подъема, центром развития технического творчества и предпринимательского духа молодежи.

СПО и НПО также слабо отслеживают потребности рынка труда в кадрах. Во многих средних профессиональных учебных заведениях студенты не имеют свободного и качественного доступа к Интернету, что ограничивает информационную обеспеченность обучающихся. Содержание имеющихся в наличии учебников и учебно-методических пособий требует обновления. Более того, по пальцам можно пересчитать учебники, написанные преподавателями средних профессиональных учебных заведений. Отсутствие таких учебников косвенно свидетельствует о недостаточной квалификации преподавательского состава, которую необходимо постоянно повышать.

Следует отметить, что несмотря на увеличение расходов бюджетных средств на образование, с каждым годом уменьшается доля студентов, обучающихся на бюджетной основе. Это объясняется тем, что, с одной стороны, влияют инфляционные процессы, сопровождающие экономику страны, с другой стороны, средние профессиональные учебные заведения активно осваивают вопросы оказания образовательных услуг на платной основе.

 

Школьное и дошкольное образование

 

Результаты оценки PISA 2006-го и 2009 годов стали большим сюрпризом для страны, ведь Кыргызстан, казалось бы, добился хороших показателей по уровню охвата детей школьным образованием, показателям всеобщей грамотности. Но примерно 80 процентов учащихся, которые попали в оценку PISA, не имели базовой компетенции по тестируемым предметам. При этом, наихудшие результаты в обучении показали дети из отдаленных сельских школ, из бедных семей.  Сегодня ситуация, пожалуй, усугубилась еще больше. Даже без оценки PISA, а по публикациям в СМИ и постам пользователей соц-сетей можно прийти к выводу, что многие школы перестали быть носителями учебных методик, которые раскрывают потенциал ребенка. 

Между тем, школьное образование является основным звеном системы образования и включает 3 ступени: начальное общее, основное общее, среднее общее.

В 2020-2021учебном году функционировало 2288 школ. При этом, почти каждая десятая школа находится в аварийном состоянии (245 учебных заведений) – эти здания не подлежат ремонту, а требуют сноса, угрожая жизни и здоровью учащихся. 457 школ республики требуют капитального ремонта кровли, фундамента, стен, водоснабжения, канализации.

Кроме того, 25% школ не имеют доступа к чистой питьевой воде, в 74% школ нет внутренних туалетов, а 68% школ не подключены к горячему водоснабжению.

В школах работает 78500 учителей. Из них высшее образование имеют 85 %, среднее профессиональное - 9 %, среднее общее - 6 %.

По официальным данным обучается 1316600 учеников и ежегодно в Кыргызстане порог школы переступает порядка 150 тысяч первоклассников. При этом только в столице их численность ежегодно увеличивается более чем на десять тысяч школьников. Столица нуждается в новых школах. Между тем, переполненность школ оказывает негативный эффект на качество образования. Однако дефицит школ испытывает не только столица.  Их не хватает по всей стране. По подсчетам Министерства образования и науки, в Кыргызстане не хватает более 600 школ. Многие образовательные организации переполнены, 151 школа работает в три смены.

Вмест с тем,  население Кыргызстана с каждым годом растет. Число учеников – тоже. По оценкам Всемирного банка, население школьного возраста в республике продолжит расти до 2045 года. Однако государство не успевает обеспечить население новыми детсадами и школами.

Нехватка учебных пособий также является одной из проблем сферы образования. Оснащенность кыргызстанских школ книгами составляет 73%. При этом качество учебников желает оставлять лучшего. Некоторые учебники выпускаются с орфографическими, грамматическими и смысловыми ошибками. Многие учебники не соответствуют требованию развития у учащихся компетенций, как того требует Государственный образовательный стандарт. При этом, несмотря на нехватку и качество учебников, учителя обязаны использовать только ту литературу, которая входит в перечень рекомендованных МОН КР. Получивший широкий резонанс в обществе случай с картой, напечатанной в учебниках, где анклав Ворух отнесен к Таджикистану, как нельзя ярко свидетельствует о качестве издаваемых учебников. К тому же даже этих некачественных учебников не хватает. Обеспеченность учебными материалами в кыргызкоязычных школах составляет 80%, в русскоязычных – 70%.

Притчей во языцех стали неправомерные поборы в школах. Сколько с нею борются столько она меняет свои обличья, но продолжает существовать.

Крайне отрицательное воздействие на качество образования оказывает внутренняя и внешняя миграция. Оставшиеся без присмотра родителей дети испытывают не только материальные, но и психологические проблемы.

На сегодня в школах Кыргызстана работает примерно 79 тысяч педагогов. По данным Министерства образования и науки КР, в отдаленных районах не хватает учителей по таким предметам как информатика, физика, химия. Стоит отметить, что нехватка порядка 3000 тысяч учителей наблюдается вот уже на протяжении двух десятков лет. Если говорить о качественной стороне вопроса, то практика указывает на отсутствие эффективной системы подготовки учителей в соответствии с современными тенденциями и технологиями так как выпускники педагогических специальностей не владеют в достаточной степени новыми информационными образовательными технологиями, не готовы успешно работать в рамках цифровой экономики. Пандемия вывернула эти проблемы можно сказать наизнанку. Педагоги оказались практически не готовы работать в удаленном формате. Но виной этому скорее всего слабая материально-техническая база школ (в первую очередь в сельской местности), особенно кабинетов естественно-математического цикла, технологии, информатики, которая приводит к отсутствию возможностей учащихся осваивать современные технические навыки. Добавим к этому отсутствие доступа к скоростному Интернету и образовательным ресурсам, слабое внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. При этом заметим не всех школ. Совершенно очевидно, что адаптация педагогов к изменившимся условиям профессиональной деятельности происходит с разными скоростью и результатами. Частные или как их еще называют «элитарные школы» очень даже быстро адаптировались к вынужденному удаленному формату обучения, поскольку недостатка в компьютерной технике и квалификации учителей не испытывали. Такое положение школ приводит к социальному неравенству обучающихся и перегруженности одних школ и не укомплектованности других.  Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как несоответствие «де-факто» к «де-юре». Закрепленное в Конституции право на качественное бесплатное основное образование, на самом деле значительно уступает качеству такого же платного образования. Противоречие между массовостью образования и его коммерциализацией, ведет к ухудшению возможностей получения качественного образования для «слабых» социальных групп.

Положение дел в сфере дошкольного образования во многом совпадает с положением дел в сфере школьного образования, хотя будет точнее сказать более удручающее как в части состояния материально-технической базы, количества дошкольных организаций, охвата детей и доступности дошкольного образования для малообеспеченных слоев населения, так и в части повышения квалификации на основе современных подходов в дошкольной педагогике. Не урегулированное в законодательстве функционирование альтернативных форм дошкольного образования (частные, частно-государственные, краткосрочные, кратковременные, дневные центры развития, садики на джайлоо и др.) также являются серьезным барьером для получения и развития дошкольного образования и требуют скорейшего принятия нормативно-правовых актов для узаконивания практики их деятельности.

 

Финансирование образования

 

Система образования финансируется из трех источников: государственный бюджет, частные средства и внешняя помощь. Основным источником финансирования образования является государственный бюджет.

Расходы на образование в Кыргызстане за последние 20 лет увеличилось более чем в 13 раз. При этом его качество остается на низком уровне. Такие данные опубликованы в обзоре «Школьное образование в Кыргызстане», подготовленном фондом KG Analytics.

К примеру, в 2017 году расходы Кыргызской Республики на образование (включая дошкольное, школьное, профессионально-техническое и высшее) составляли 7% от ВВП, что больше, чем в других странах (в Казахстане 3%, в России и Монголии около 4%, в странах Европейского Союза в среднем 5%).

В 2001 году на поддержку сферы образования из бюджета КР выделялось 3 млрд сомов, в 2007 году – 9 млрд сомов, в 2012 году – 21 млрд сомов. К 2020 году этот показатель достиг 39.9 млрд сомов.

Около 60% от всех расходов данного сектора приходится на школьное образование. Однако рост финансирования не приводит к росту качества образования, так как существующая система направлена на поддержание системы школьного образования, а не на ее развитие.

Несмотря на увеличение расходов со стороны государства на образование, качество образования пока не отвечает современным требованиям.

 

Выводы:

 

  • Высокая потребность общества в получении качественного образования

все больше ограничивается способностью действующей системы образования удовлетворить эту потребность.

  • Состояние современной системы образования свидетельствуют о

 нарастающем противоречии между новыми социальными тенденциями в обществе и образовательной практикой.

  • Противоречие между массовостью образования и его

коммерциализацией ведет к ухудшению возможностей получения качественного образования для «слабых» социальных групп.

  • Образование, выступающее в качестве объекта социальной политики, не

может не испытывать последствий негативных тенденций в системе образования.

  • Проблема качества образования связана с противоречиями между

существующими формами, приемами, методами, технологиями обучения и воспитания и необходимостью их модернизации в изменяющихся социокультурных и социально-экономических условиях.

 

Рекомендации:

 

Всемирная декларация о высшем образовании в XXI веке определяет качество высшего образования как многоплановую концепцию, охватывающую все функции и виды деятельности: учебные и академические программы, исследования и стипендии, персонал, материально-техническая база, здания, оборудование и работы на благо общества в академической среде.

Пути решения вопросов качества высшего образования изложены в нескольких концептуальных, стратегических и нормативных документах.

Так, в Национальной программе развития Кыргызстана на 2021 -2026 годы, Концепции развития образования в Кыргызской Республике на 2021- 2030 годы, обозначены задачи, четкое и неукоснительное выполнение которых, несомненно, позволит вывести сферу образования на нужный для процветания и благополучия страны уровень. Ведь, как известно, обеспечение качества образования невозможны без реализации эффективной социальной политики, государственных гарантий обеспечения финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами образовательной сферы.

 

Список использованной литературы:

  1. Национальная программа развития Кыргызстана на 2021 -2026 годы.
  2. «Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2026 года».
  3. Концептуальная записка «Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период», ООН
  4. Национальный статистический комитет КР. Аналитическая записка «Анализ эффективности системы образования в Кыргызской Республике».
  5. Состояние и перспективы системы обеспечения качества образования в Кыргызской Республике. Сборник статей, Бишкек, 2021.

 

 

                                                          Научный сотрудникАпышев Сейитжан