г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Последние материалы

Новостной дайджест
Новостной дайджест

15.08.2022

  Военные учения в Узбекистане и...

ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ  По материалам центрально-азиатских изданий
ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ По материалам центрально-азиатских изданий

12.08.2022

Самый дорогой в Центральной Азии Интернет в...

Все материалы →

Политика и Религия. Ислам и Политика

25.02.2022 1721

Темы: Аналитика

Сегодня Кыргызстан переживает процесс «религиозного возрождения», и это вполне нормальное явление, так как без «религиозного возрождения» не будет религиозной культуры в стране. Однако если государство не урегулирует «спонтанность» в процессе «религиозного возрождения», то эта спонтанность может вылиться из «религиозного возрождения» в более ярко выраженный религиозный радикализм, экстремизм и даже в терроризм. Так как процесс «религиозного возрождения» может рассматриваться потенциальным ресурсом как для позитивных перемен, так и источником риска развития.

       Кыргызстан, с 2014 года вырабатывает собственную, конкретную религиозную политику (концепция) в социально-политической, образовательной, социо-культурной, правовой и информационно-просветительской областях и аккумулирует опыт работы в данной сфере. Это даст возможность провести профилактику подверженности идеям религиозного радикализма, устранить негативно сложившиеся стереотипы об исламской религии и укрепить основы национальной государственности. Исходя из этого, целесообразно использовать Ислам в качестве «идейного щита». Для этого необходимо модернизировать подходы к религиозному образованию, т.к. «экстремизм», не имеет значения какой, религиозный или политический, несет в себе реальную угрозу и в последующем, если его вовремя не предупреждать, вполне может перерасти в «терроризм».

       У любого человека, интересующегося современной политикой и наблюдающего динамичную роль в ней религиозного фактора, могут возникнуть вопросы: насколько сильно между собой сегодня сплетаются религия и политика, каковы объективные и субъективные причины этому сосуществованию и насколько оно будет длительным.

       Для этого необходимо рассмотреть, как религия воспринимает политику и что она значит для религии, в частности Ислама.

Так, можно выделить и принципиально важные признаки религиозно-политического симбиоза в экстремизме, это:

      1)Деятельность по насильственному изменению конституционного строя страны и захват государственной власти.

      2)Деятельность по преследованию только лишь политических целей, камуфлированных и прикрытых различными религиозными догмами, учениями и постулатами.

      3)Достижение целей не путем компромиссов и законной, легальной деятельности, а за счет использования насилия.

«Религия» – божественная воля, которая ведет к истине в уверованиях, и к благому в поведении и отношениях.

«Политика» – это разрешение различных конфликтов в обществе, сформированное на использовании приемлемых для данного общества средств их достижения.

 «Политика Ислама» является неотделимой частью той многогранной, всеохватывающей совокупности, которая называется «Исламом». «Политика Ислама» в корне отличается от политики, которую мы все хорошо знаем. Отличается она тем, что у нее есть свои цели, задачи, ценности, моральные устои, своя культура, которые являются прямым источником Корана и Сунны Пророка (с.а.с.). «Политикой Ислама», являются догматы исламской веры, исламская юриспруденция и ее установленные цели, которые основываются на Коране и Сунне Пророка и не выходят за рамки всеобщего русла и духа Ислама, что является сущностью послания и совокупностью исламского учения.

Для достижения целей и задач «политики Ислама», существует «политический Ислам», который предполагает различное понимание догматов исламской веры, исламской юриспруденции и ею установленных целей, а значит пути достижения, методы и подходы также могут быть различны друг от друга в рамках «политики Ислама».

Если эти методы и подходы в достижении поставленных целей выходят за рамки дозволенного в религиозной культуре самой религии, то это не приветствуется самим Исламом, так как Ислам говорит, что цель не всегда оправдывает средства и является «политизированным Исламом» (ИГИЛ).

Политика, которая выходит за рамки дозволенного в религиозной культуре самой религии и прикрывающаяся Исламом, называется «политизированным Исламом» и является угрозой не только государству, но и самому Исламу.

Приверженцы «политизированного Ислама» - псевдоджихадисты, в большинстве своем являются выходцами из “салафизма”, т.е. бывшие салафиты, их также можно назвать псевдосалафитами, которые радикализируют умеренный салафизм.

Таким образом, Политика Ислама, является составной частью религиозной культуры Ислама. Политический Ислам, является составной частью религиозной культуры того или иного народа. Политизированный Ислам, является покушением на религиозную культуру Ислама путем непосредственного использования исламских лозунгов, либо наймом некоторых псевдоджихадистов в политических целях.

«Религиозный экстремизм и терроризм» в лице политизированного Ислама, основывается на религиозном фанатизме, который исходит из неосведомленности, неинформированности, ограниченности качественного религиозного и религиоведческого образования. Его опасность заключается в том, что он может быть использован в качестве движущей силы в религиозном сознании.

Для предупреждения и профилактики религиозного фанатизма, экстремизма и терроризма необходимо:

      1) создать и внедрить в школьную программу соответствующие предметы или курсы, обеспечивающие отторжение молодежи от религиозного экстремизма;

      2) беспрерывно исследовать научными и социологическими методами постоянно обновляющиеся причины «религиозного экстремизма», с своевременным внесением корректировок в вышеуказанные образовательные дисциплины;

      3) необходимо иметь в каждом государственном органе, ведомстве штат теолога, с возложением на него осуществления всех предыдущих пунктов.

Для этого необходимо выстраивать диалог внутри общества, между светскими и религиозными людьми. Нужно больше разъяснительной информации, как государственным чиновникам, так и для общественности. Необходимо просвещение о реальной угрозе экстремизма и терроризма, в том числе и религиозном экстремизме с возможностью перехода в терроризм, о гражданских правах, о правах большинства и меньшинства, о моделях светскости.

 

Научный сотрудник Тологонов Э.Б.

 

P.S. При подготовке статьи использовались данные, взятые из открытых источников.

Мнения, выраженные в этой публикации, не обязательно отражают точку зрения официальных органов власти.