г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Последние материалы

Новостной дайджест
Новостной дайджест

15.08.2022

  Военные учения в Узбекистане и...

ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ  По материалам центрально-азиатских изданий
ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ По материалам центрально-азиатских изданий

12.08.2022

Самый дорогой в Центральной Азии Интернет в...

Все материалы →

Кыргызская Республика в Евразийском экономическом союзе

13.02.2022 1438

Темы: Аналитика

В представленном материале рассматриваются вопросы текущей ситуации и перспективы членства Кыргызской Республики в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), а также проблемы, риски и угрозы, существующие в экономической, социальной и политической жизни страны в рамках Союза.  

Евразийский экономический союз занимает лидирующие позиции в мировом производстве, причинами его образования стали не только единое прошлое и пространство, а также геополитические вызовы, перед которыми оказались постсоветские страны, в том числе и Кыргызстан.

Для Кыргызстана была важна отмена таможенного контроля на границе с остальными странами объединения, открытие «новых инвестиционных возможностей и перспективы реализации крупных инфраструктурных проектов, прежде всего, в сферах энергетики, транспорта и сельского хозяйства». Возможность граждан Кыргызстана работать в любом государстве союза на общих условиях и не считаться «трудовыми мигрантами», в частности, их освобождение от необходимости оформлять официальную регистрацию в России в течение месяца с момента въезда в страну, признание выданных в Кыргызстане документов об образовании во всех странах союза.

Хотя ЕАЭС позиционируется как экономическое объединение, здесь присутствуют и другие компоненты: политический, культурный и цивилизационный. В частности, провозглашая основные цели, согласно Договору: создание условий для развития экономик; формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики, ЕАЭС имеет и сопутствующие не менее важные задачи.

Мотивами вступления Кыргызстана в ЕАЭС были не только экономические предпосылки, но и расширение собственных возможностей, обеспечение безопасности и идентичности в геополитическом пространстве, в частности, членство в ЕАЭС и иных объединениях, где лидирующая роль России, гарантирует обеспечение вопросов безопасности страны - продовольственной, энергетической, социальной, стратегической и др.

Итоги интеграции Кыргызской Республики в ЕАЭС за семь лет показывают, как положительные последствия, так и отрицательные. В качестве основных плюсов вступления в это объединение необходимо отметить рост ВВП; повышение объема поступаемых налогов; увеличение суммы денег, переводимых трудовыми мигрантами в КР; снижение уровня внешнего долга по отношению к ВВП; устойчивая динамика роста среднемесячной заработной платы; преимущества для трудовых мигрантов КР, облегчение всех миграционных процедур; возможность трудоустраиваться без дополнительных требований; создание Российско-Кыргызского фонда развития; в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами, государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры; создание в рамках союза общего финансового рынка и обеспечение недискриминационного доступа на финансовые рынки государств-членов и другие.

Вместе с тем, за этот период снизились показатели по таможенным платежам, а внешняя торговля не достигла уровня, который был у страны до вступления в ЕАЭС, экспорт в страны ЕАЭС даже снизился. Более того, крах реэкспортного бизнеса нанес серьезный ущерб малому и среднему бизнесу. Негативным моментом членства Кыргызстана в ЕАЭС явились также  запрет на ввоз кыргызстанских продуктов питания в страны ЕАЭС из-за отсутствия сертификатов качества; усиление проверок на границе с Казахстаном; трудности с перевозкой грузов через территорию Казахстана; ужесточение таможенного контроля; отток иностранных инвестиций в связи с пандемией коронавируса и общественно-политической нестабильностью в Кыргызстане; несоответствие ряду стандартов и требований, общих для всех государств ЕАЭС; упущение конкурентных преимуществ в торгово-экономической сфере из-за недостаточной осведомленности с соблюдением регламента, нехватка аккредитационных лабораторий и сертификационной инфраструктуры и другие.

В качестве недостатка работы в рамках союза необходимо отметить, что страны ЕАЭС решают проблемы исходя из своих интересов, в рамках союза отсутствует оперативная совместная реакция на экономические проблемы, как например, возникшие в результате ограничительных мер из-за коронавируса.

Для преобразования экономической модели Кыргызской Республики потребуется гораздо больше времени, ожидаемый экономический рост и модернизация еще не материализовались.

Проведем краткий анализ основных макроэкономических показателей Кыргызской Республики, достигнутых в период членства страны в ЕАЭС.

Реальный рост ВВП Кыргызской Республики за период 2015-2019 гг. составил в среднем 4,3%. В связи с пандемией COVID-19 в 2020 г. ВВП республики сократился на 8,4%, ВВП в странах ЕАЭС в 2020 г. снизился на 2,7%. По итогам 2021 г. ВВП в Кыргызстане вырос на 3,6% в целом по странам ЕАЭС рост составил 4,6%. На рисунке 1 для сравнения представлена динамика изменения темпов ВВП стран ЕАЭС за период с 2014 по 2021 годы.

Рисунок 1. Динамика темпов роста (снижения) ВВП в странах ЕАЭС

за период 2014-2021 гг.

 

Несмотря на то, что присоединение страны к ЕАЭС пришлось на непростой с экономической точки зрения период, Кыргызская Республика ощутила позитивные эффекты от интеграции. Так, в 2015 г. на фоне замедления темпов экономического роста в целом по ЕАЭС, начавшегося еще в 2014 году, ключевые макроэкономические показатели в Кыргызской Республике продемонстрировали положительную динамику, которая закрепилась в последующие годы и продолжилась до 2020 года.

На рисунке 2 представлена динамика объема ВВП и темпов его роста (снижения) с 2014 года по 2021 годы.

 

Рисунок 2. Динамика и темпы роста (снижения) ВВП Кыргызской Республики за период 2014-2021 годы

 

Объем ВВП Кыргызской Республики до вступления страны в ЕАЭС в 2014 г. составлял 400,7 млрд. сом, в 2019 г. составил 619,1 млрд. сом, т.е. вырос в полтора раза, в 2020 г. в связи с пандемией COVID-19 наблюдалось снижение ВВП до 91,4% и в 2021 г. ВВП страны достиг 723,1 млрд. сом.

Необходимо отметить, что за период пребывания Кыргызской Республики в составе ЕАЭС снизились показатели дефицита бюджета, уровня государственного внешнего долга по отношению к ВПП.

В Кыргызской Республике не наблюдалось резких скачков уровня инфляции, который снизился с 110,5% в 2014 г. (к декабрю предыдущего года) до 103% в 2019 г. В 2020 и 2021 гг. инфляция в Кыргызстане достигала 109,7% и 111,2% соответственно и была самой высокой в странах ЕАЭС.

 

Рисунок 3. Изменение уровня инфляции в странах ЕАЭС  за период 2014-2021 гг.

Налоговая политика в рамках «Концепции фискальной политики в Кыргызской Республике на 2015-2020 годы», направленная на стабилизацию экономики, обеспечение роста доходной части бюджета, позволила увеличить доходы, администрируемые органами налоговой службы с учетом поступлений налогов от ЕАЭС с 82639,1 млн. сом  в 2014 г. до 121525,5 млн. сом  в 2019 г. и до 106929,2 млн. сом в 2020 г.

Однако за этот период снизились показатели по таможенным платежам с 13771,1 млн. сомов в 2014 г. до 5 079,3 млн. сом в 2019 г., до 583,4 млн. сом в 2020 г. и до 1092,9 млн. сом в 2021г.

 

Рисунок 4. Динамика поступления налогов и таможенных платежей в  Кыргызской Республике за период 2014-2021 гг.

В качестве положительного результата членства Кыргызской Республики в ЕАЭС необходимо отметить рост объема переводов трудовых мигрантов. Если в 2014 г. трудовые мигранты перевели в Кыргызскую Республику 2,2 млрд. долл. США, то после некоторого снижения в 2015-2016гг. эта сумма выросла и достигла около 2,7 млрд. долл. США в 2018 г. В 2019-2020 гг. объем переводов находился на уровне 2,4 млрд. долл. США и в 2021 г. объем переводов достиг 2,8 млрд. долл. США.

Вместе с тем, внешняя торговля в Кыргызской Республике так и не достигла уровня, который был у страны до вступления в ЕАЭС – 7 618,4 млн. долл. США, составив 7229,1 млн. долл. США в 2021 г.

Рисунок 2. Показатели внешней торговли Кыргызской Республики за период 2014-2021гг.

С учетом реализации проектов и мер по созданию условий для восстановления экономического развития страны экономический рост на 2022 год в республике прогнозируется на уровне 6,5%. 

Показатели роста экономики Кыргызской Республики за анализируемый период показывают, что вступление республики в ЕАЭС не привело к значительному росту экономики. Кыргызская Республика развивалась невысокими средними темпами, на что в значительной степени повлияли и экономические кризисы, а также и произошедшие политические события в стране.

Кыргызская Республика недостаточно хорошо была подготовлена к вступлению в ЕАЭС и, несмотря на переходный период, не смогла выполнить условия и требования ЕАЭС по свободному экспорту своей продукции в другие государства-члены. Вместе с тем, большая часть экономических потерь последних лет может быть связана с общим замедлением экономического роста в евразийском регионе.

В современных условиях необходимо выделить некоторые риски для Кыргызстана в случае выхода из ЕАЭС: изоляция страны в качестве наказания (политическая и экономическая блокада страны); экономические барьеры и препоны на границе, усиление проверок со стороны Казахстана на границе, ужесточение таможенного контроля, и возникновение вследствие этого длинный очередей на КПП, а также возврат соответствующими структурами РФ и РК плодовоовощной продукции обратно в КР; замедление переговорного процесса по делимитации и демаркации государственной границы с Таджикистаном, путем влияния РФ на Таджикистан с учетом их сильной экономической и политической зависимости; увеличение количества приграничных конфликтов с Таджикистаном вплоть до вооруженных (влияние РФ); снижение уровня военно-технического сотрудничества с РФ; зависимость от поставок отдельных товаров, оборудования и комплектующих; введение ограничений для занятия трудовой деятельностью мигрантам в различных отраслях и сферах; депортация мигрантов за мелкие административные правонарушения; снижение и ужесточение норм и правил получения гражданства РФ трудовыми мигрантами; снижение качества жизни и благосостояния населения в результате возвращения трудовых мигрантов на Родину и сокращения переводов денег. 

 

Более подробную информацию, а также результатах исследования, выводах и рекомендациях вы можете получить обратившись к авторам исследования:
Национальный институт стратегических исследований КР
Ул. Саманчина 6, г. Бишкек, Кыргызская Республика, тел. 97 95 95,
E-mail:office@nisi.kg