г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Цифровизация социальной поддержки и пенсионного обеспечения в КР

13.04.2022 1292

Темы: Аналитика

Цифровизация обеспечивает фундаментальные преобразования во всех сферах жизни и деятельности человека. Технологии становятся далеко не только двигателем развития новых отраслей, но и обретают важные социальные роли, внося значимый вклад в решение проблем общества, таких как старение населения, социальное расслоение, экологические проблемы и изменение климата. Под влиянием цифровизации кардинально меняются рынок труда, здравоохранение, образование, пространственное развитие.

Правительством КР предпринимаются меры организационно-практического характера по активизации цифровизации отраслей социальной сферы, в частности, соцзащиты и пенсионного обеспечения, тем самым предоставить гражданам необходимые качественные госуслуги и создать комфортные условия для людей.

В декабре 2018г. Решением Совета безопасности Кыргызской Республики утверждена Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», в целях реализации которой в феврале 2019г. разработана и утверждена Дорожная карта, в которой раздел 3.3. «Цифровая социальная защита и пенсионное обеспечение» состоит из следующих задач:

  1. Ускорение процессов выдачи государственных пособий;
  2. Обеспечение защиты и учет детей, и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  3. Цифровизация системы содействия занятости населения;
  4. Улучшение качества обслуживания получателей пенсий, а также меры и действия по их реализации.

 

Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на глобальную экономику, включая национальные экономики. В Кыргызстане из-за пандемии коронавируса снизились макроэкономические показатели, замедлились цифровая трансформация всех отраслей экономики и переход системы государственного управления в электронный формат.

В целях реализации Национальной программы развития КР до 2026 года, указа Президента КР «О неотложных мерах по активизации внедрения цифровых технологий в государственное управление КР», распоряжением Кабинета Министров КР № 2-р в январе текущего года утвержден План мероприятий по цифровизации управления и развития цифровой инфраструктуры в КР на 2022-2023 годы.  План предусматривает реализацию мероприятий по цифровизации на ближайшие 2 года с учетом сложившейся ситуации.

В сфере пенсионного обеспечения с 2019 года на сайте Соцфонда внедрена информационная система «Электронный кабинет застрахованного лица». Через личный кабинет граждане могут получить информацию о размере пенсии, личном страховом счете и т.д., таким образом не обязательно лично приезжать в подразделения Соцфонда и стоять в очередях специалистов для получения необходимых сведений.

Интеграция базы Соцфонда с Госпорталом электронных услуг позволяет гражданам без хождения по инстанциям для получения различных документов и справок в госорганах обращаться за оформлением пенсий и пособий.

Однако, заинтересованному гражданину не всегда удается в режиме онлайн зарегистрироваться и получить доступ. На 1 января 2022 года численность пенсионеров по республике составила 713,0 тыс. человек, из которых зарегистрированы в «Электронном кабинете» только 171,6 тыс.человек, что составляет менее четверти всех пенсионеров.

Еще на недостаточном уровне находится работа Соцфонда по оказанию электронных госуслуг в пенсионной сфере: за весь период с начала внедрения цифровизации исполнено лишь около 25 тысяч электронных заявлений и обращений. За этот же период через личные кабинеты обратились за назначением пенсии 428 граждан, из которых только 309 назначена пенсия без посещения офисов Соцфонда. Как отмечает Соцфонд, это связано с «нежеланием граждан использовать цифровые инструменты».

Однако, следует отметить, что пассивное отношение граждан к применению современных цифровых сервисов связано с тем, что Соцфондом не проводится активная информационная работа среди населения по ознакомлению с новыми возможностями современных информационных технологий, продвижению своих сервисов, ведь значительная часть новых пенсионеров в той или иной степени знакомы с компьютерной техникой и современными средствами связи и для них не должно составлять больших трудностей применение современных технологий в отличие от более старшего поколения пенсионеров, большинство из которых очень неуверенно пользуется приложениями на смартфонах, пожилые люди не хотят пробовать непривычные вещи из-за страха что-то напутать, не имеют опыта использования Интернета и им трудно научиться теперь работе с ПК и смартфонами,  кроме того их физиологическое состояние не всегда позволяет пользоваться современными гаджетами.

В этой связи необходимо на местах организовать обучение цифровым навыкам не только работников СФ и айыл окмоту, но и непосредственно потребителей услуг, т.е. потенциальных и действующих пенсионеров.  

Кроме того, при разработке сервисных приложений следует учитывать состояние здоровья пенсионеров, сами сервисные приложения должны быть максимально упрощенными и понятными для пожилых людей.

При цифровизации пенсионного обеспечения необходимо обратить внимание на данный процесс в регионах, т.к. основная часть целевой аудитории проживает именно там. Кроме технического оснащения необходимо обеспечить банальным электричеством, а также проводить целенаправленную работу по оказанию необходимых качественных госуслуг жителям регионов.

Внедрение современных информационных технологий позволяет при назначении пенсий значительно сократить сроки рассмотрения и назначения, т.к. системы учета поступлений по страховым счетам объединены в одну единую базу. Кроме того, сокращаются сроки при перерасчете пенсий в связи с ежегодной индексацией. Однако, имеются случаи, когда при перерасчете пенсий их сумма снижалась, тогда специалисты Соцфонда и его территрориальных подразделений проводили перепроверки по каждому обратившемуся пенсионеру.  Хотя, вероятно, не все пенсионеры обращаются в таких случаях в органы СФ, т.к. не каждый из них имеет достаточные навыки и знания для расчета размера своей проиндексированной пенсии.

В настоящее время Соцфондом проводится работа по оцифровке действующих пенсионных дел, что также должно позитивно отразиться на качестве оказываемых пенсионерам госуслуг.

Социальный фонд в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк» предоставляет необходимые сведения 14 государственным органам, 17 коммерческим банкам и 10 микрокредитным компаниям, проводится работа по расширению обмена информацией с остальными госорганами, банковскими и микрокредитными организациями.

В сфере соцобеспечения в рамках цифровизации разработаны новые механизмы и методы поддержки социально незащищенных категорий граждан, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и с ограниченными возможностями здоровья:

  • создан и функционирует сервис посредством СМЭВ «Тундук» на Государственном портале электронных услуг по автоматизированной выдаче справок для получения государственных услуг;
  • создана база данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • утверждена Методология прогнозирования процессов миграции родителей-мигрантов в системе управления рисками;
  • запущен веб-портал «Занятость»;
  • создана и внедрена электронная биржа труда.

 

В настоящее время функционируют две автоматизированные базы: «Корпоративная информационная система социальной помощи» (КИССП) и «Информационная система рынка труда» (ИСРТ), зарегистрированные в Каталоге ОРДО (СМЭВ «Тундук»). В СМЭВ «Тундук» размещены первичные базы данных по государственным пособиям, денежным компенсациям, информационная система рынка труда, информация по лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках системы электронного межведомственного взаимодействия «Тундук» разработаны сервисы по межведомственному взаимодействию с ФОМС, ГРС, ГНС, Соцфондом, ГП «Кыргызпочтасы», ГВФБ, МВД, ГКДО, МФ, ГАМСУМО.

В пилотном режиме действуют сервисы: ЕСП детям с ОВЗ, ЕСП детям сиротам, ЕСП ЛОВЗ (взрослые), усыновление (удочерение) детей, пособие на погребение, пособие по беременности и родам. С июля 2019 г. введен упрощенный процесс получения пособия «Балага суйунчу» путем обмена информации через систему «Тундук», срок выдачи пособия составляет несколько дней вместо нескольких месяцев.

При технической поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Кыргызской Республике создана база данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС). База предусматривает автоматическое формирование Индивидуального плана по защите ребенка (ИПЗР) в соответствии с Положением о порядке выявления детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства КР от 22.06.2015 г. № 391. 

Для каждой категории детей, находящихся в ТЖС, разработаны соответствующие действия для формирования мероприятий ИПЗР, алгоритмы действий, по которым автоматически формируются мероприятия ИПЗР и определены ответственные лица для выполнения мероприятий ИПЗР.

Основополагающим фактором цифровизации является полноценный охват интернетом всех регионов республики, чем пока еще не обеспечены все населенные пункты страны. В связи с этим, в регионах граждане редко пользуются цифровыми госуслугами.

По результатам исследования ООН за 2020 год, уровень проникновения интернета в Кыргызстане оценивается как «ниже среднемирового»:

 

 

Доля индивидуальных пользователей интернета, в %

Число абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 жителей

Казахстан

79

13,44

Узбекистан

55

12,7

Кыргызстан

38

5,64

Таджикистан

22

0,07

Туркменистан

21

0,09

Среднемировое значение

54

13,26

 

При рассмотрении различных аспектов цифровизации социальной сферы чаще всего учитываются технические аспекты процесса информатизации, его влияние на развитие производственных отношений и новых технологий. В меньшей степени выявляются социальные составляющие информатизации, хотя именно они наиболее значимы для социума по своим последствиям.

Цифровизация социальной сферы позволит реально оценивать уровень качества жизни пожилого или нуждающегося в помощи человека, учитывая не только его заработок, но и семейное положение, наличие у него дополнительного медицинского страхования и участие в негосударственной пенсионной системе, наличие или отсутствие у него льгот, инвалидности и т.п.

Финансовая поддержка зачастую оказывается исходя из слишком упрощенной, не всегда проверенной информации, и в результате ее получателями не всегда становятся те, кто в ней действительно нуждается, – ей не хватает адресности. Более того, такую поддержку подчас не получают нуждающиеся граждане, которые стесняются доказывать свою нужду. Цифровая платформа как раз и должна стать инструментом адресной помощи.

Цифровизация призвана пересмотреть взгляды на социальную сферу не только как на расходную статью государства, но и способствовать организации общества для создания человекоориентированной социальной среды. Сейчас гражданин должен сам запрашивать информацию о той или иной социальной поддержки, после внедрения цифровизации в сфере соцподдержки государство будет уведомлять человека о том, что ему положены те или иные услуги социальной поддержки.

Наиболее нуждающиеся в социальной помощи люди часто не владеют цифровыми технологиями, многие из них имеют ограниченные возможности здоровья. Для них необходимо создавать специальные сервисы и альтернативный доступ к услугам. Необходимо отметить, что цифровизация социальной сферы может как упростить оказание помощи, так и создать новые способы дискриминации.

В современном обществе еще не возник тот уровень доверия цифровым технологиям, так как система защиты персональных данных не позволяет обеспечить полную гарантированность от несанкционированного доступа к личным данным и использовать их в незаконных целях. Все мы знаем о хакерских атаках на самые закрытые информационные системы Пентагона, НАСА и др. Повышение вероятности различных киберугроз потребует принятия адекватных мер реагирования и дополнительных расходов по обеспечению кибербезопасности и создать соответствующую требованиям времени систему защиты цифровой персональной информации, сохранение конфиденциальности, строго контролировать допуск должностных лиц к базам данных, вводить цифровую идентификацию.

  В Кыргызстане, несмотря на принимаемые меры по дальнейшему внедрению и развитию цифровизации, не удается достаточно быстро, как хотелось бы, реализовать запланированный комплекс мер, кроме того, для получения эффективного результата необходимо время, но тем не менее процесс пошел, обнадеживает и позиция властей в необходимости цифровизации для развития страны и роста благосостояния народа. В свою очередь, цифровые технологии позволят минимизировать любое влияние человеческого фактора, обеспечит прозрачность процессов при оказании госуслуг населению, будет повышаться качество оказываемых услуг, уменьшит коррупционные факторы, сделает жизнь людей комфортной и обеспечит рост уровня жизни населения.

Более подробную информацию, а также результатах исследования, выводах и рекомендациях вы можете получить обратившись к авторам исследования:
Национальный институт стратегических исследований КР
Ул. Саманчина 6, г. Бишкек, Кыргызская Республика, тел. 97 95 95,
E-mail:office@nisi.kg