г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Цифровизация школьного образования Кыргызской Республики: реальность и перспективы

14.04.2022 1291

Темы: Аналитика

В данном исследовании его авторы, научные сотрудники НИСИ КР Апышев С. Д., Маматисаев Т.А., попытались найти ответы на следующие вопросы: Отвечают ли цифровые и информационные технологии, используемые в школьном образовании Кыргызской Республики современным стандартам и вызовам, а также насколько эффективны цифровые и информационные технологии, используемые в системе школьного образования КР с тем, чтобы предложить рекомендации по совершенствованию системы цифрового обучения в системе школьного образования Кыргызской Республики.
Можно с определенной долей уверенности сказать, что понятие цифрового обучения отсутствовало в Кыргызской Республике до начала пандемии в 2020 году. COVID-19 вынудил пересмотреть методы и формы обучения в образовательных организациях нашей страны. Результатом последнего стало накопление определенного опыта по организации учебного процесса в удаленном формате. Однако, исследование показало, что до сих пор в Кыргызской Республике отсутствует понимание «цифрового образования», как на уровне нормативной базы, так и на уровне непосредственных исполнителей (педагогов). Результат опроса, который был проведен в рамках исследования показал, что со стороны Министерства образования и науки КР не существует четкого понимания как интегрировать цифровые инструменты в процесс обучения школьников.
В исследовании был проведен обзор теоретической составляющей предмета исследования и анализ состояния цифровой трансформации в системе школьного образования Кыргызской Республики. Сбор информации для проведения исследовательских работ осуществлялся через обработку информации из открытых источников и получения первичных данных путем анкетирования преподавателей и информационных запросов в Министерство образования и науки Кыргызской Республики (далее – МОиН КР).
В рамках кабинетного компонента исследования был сделан обзор концепта цифрового обучения для составления четкого понимания целей, задач и механизмов цифровизации образовательной сферы.
Для определения состояния цифровизации системы школьного образования был проведен анализ правовой основы и практики проведения цифровизации в школьных учреждениях МОиН КР.
Далее, с целью определения уровня цифровой грамотности преподавателей, качества имеющихся методов цифрового обучения, охвата цифровыми технологиями школ республики и выявления других имеющихся проблем, связанных с цифровизацией школьного образования был проведен опрос среди преподавателей средних школ из всех областей Кыргызской Республики.
Опросник состоял из 8 нижеследующих вопросов:
1. Считаете ли вы, что цифровизация образовательной среды оказывает позитивное влияние на содержание и качество образования современных школьников?
1. Да
2. Нет
3. Да, но не сейчас. Может в будущем


2. Как вы относитесь к переходу от рукописных проверочных работ к онлайн тестированию по каждому предмету и написанию сочинений в эл. формате?
1. Положительно
2. Нейтрально
3. Отрицательно


3. Какие формы/предметы цифровизации существуют в вашей школе?
1. Электронные книги
2. Электронный журналы
3. Электронные доски (смарт доска)
4. Электронная система приема-передачи учебных материалов и домашних заданий


4. Хотели бы вы, чтобы все учебные пособия хранились на электронном носителе/облачном хранилище?
1. Да
2. Нет


5. Как осуществлялся процесс дистанционного обучения во время карантина?
1. Через WhatsApp (Ватсап)
2. Через Telegram (Телеграмм)
3. Через Zoom (Зум)
4. Через электронную программу/приложение Министерство образования КР


6. Обучались ли вы методам цифрового обучения по инициативе руководства школы/Министерства образования КР?
1. Да
2. Нет


7. Есть ли у вас дома компьютер с доступом в интернет?
1. Да
2. Нет


8. Считаете ли вы свои компетенции достаточными для проведения уроков в цифровом формате?
1. В полной мере
2. Не в полной мере, но если пройти обучение и получить навыки работы на цифровом оборудовании, то да
3. Нет, мне сложно осваивать технические новинки
…Опросы показали, что в школах республики не существует единой системы [программного обеспечения] для замещения традиционного метода преподавания. Отсутствует система приема и передачи домашних заданий и других раздаточных материалов в виде электронных книг и медиа файлов, о чем свидетельствует ответ респондентов, касаемо вопроса о платформах, которые они использовали во время дистанционного обучения в период пандемии 2019-2020 гг [см. рисунок №4]



Рисунок 4. Вопрос опросника №5: Как осуществлялся процесс дистанционного обучения во время карантина?
. Результаты опроса показывают, что во время пандемии уроки в основном велись через мессенджер WhatsApp и платформу для видео звонков Zoom [см. рисунок №5]. Только 15,7% педагогов ответили, что использовали какую-то электронную систему приема-передачи учебных материалов. Последнее говорит о том, что цифровые инструменты обучения, которые соответствуют широко распространённым мировым стандартам в Кыргызской Республике отсутствуют…

Более подробную информацию, а также результатах исследования, выводах и рекомендациях вы можете получить обратившись к авторам исследования:
Национальный институт стратегических исследований КР
Ул. Саманчина 6, г. Бишкек, Кыргызская Республика, тел. 97 95 95,
E-mail:office@nisi.kg