г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Проблемы теневой экономики в Кыргызской Республике

14.04.2022 1329

Темы: Аналитика

В данной статье рассматриваются вопросы состояния и основных тенденций теневой экономики в мире и в Кыргызстане на основе исследований, посвященных данной проблеме, проведенных различными институтами. В статье затрагиваются различные аспекты социально-экономической ситуации в стране, позволяющие дать реальную оценку размера теневой экономики и причин порождающих ее, выработать рекомендации по сдерживанию роста теневой экономики и сокращению его веса в экономике Кыргызстана.
Каждое государство сталкивается с проблемой преодоления теневой экономики, являющейся одной из актуальных проблем государственного регулирования и управления. Как известно, теневая экономика представляет реальную угрозу для экономической безопасности страны и является серьезным барьером для развития экономики, в том числе бизнеса, создавая неравные условия для конкуренции и оказывая влияние на снижение налогооблагаемой базы, способствуя дестабилизации бюджета страны.
Наличие теневой экономики в различной степени его проявления характерно для любой страны, размеры этого явления во многих случаях приобрели характер национальной проблемы, особенно для стран с переходной экономикой. Объективными обстоятельствами данного процесса являются, прежде всего, быстрый и кардинальный характер экономических и государственных реформ, относительная слабость исполнительной власти и, в частности, налоговых органов, отсутствие достаточного опыта работы в условиях переходной экономики, как государственных органов, так и экономических единиц. Субъективными обстоятельствами являются значительный уровень коррумпированности власти и недостаточно энергичные действия по борьбе с организованной преступностью, которая приобретает значительное влияние в экономической сфере.
Наличие теневой экономики в Кыргызской Республике также является признанным фактом, в частности, это является одной из причин недостаточной собираемости налогов, что ведет к ухудшению финансового положения страны.
Наличие значительных объемов рынка теневой деятельности делает уязвимым любые экономические модели развития Кыргызстана, и дезориентируют макроэкономическую политику, проводимую руководством страны.
В 2018 г. Международный Валютный Фонд (МВФ) представил научное исследование по ранжированию 159 стран мира по теневой экономике, которое выражало собой анализ многофакторной социально-экономической структуры, свойственной в разных масштабах и формах всем без исключения государствам в мире, но с существенными количественными различиями по величине и доле в национальном ВВП.
Теневая экономика была исследована на основе статистических данных стран за период 1991-2015 годы, при этом итоговые показатели доли теневой экономики в ВВП по группе развитых стран доведены до 2017 г. На 159 месте находилась Швейцария, доля теневой экономики там составила 7,24%, 158 место занимали США с долей 8,34%, Китай - 141 место с долей 14,67%, Россия - 49 место с долей 38,42%, Кыргызстан - 51 место с долей 37,92%. В таблице 1 представлен рейтинг стран мира по результатам исследований МВФ.
Таблица 1.Теневая экономика стран мира
Позиция Название государства Доля теневой экономики от ВВП, в %


Обобщенный средний показатель доли теневой экономики в мировом ВВП за почти четверть века составил 31,9%, что означает, что примерно треть всей хозяйственной активности в мире находится вне официального учета со всеми негативными последствиями, прежде всего, для национальных хозяйств и уровня жизни населения. 
Доля теневого сектора в мире несколько уменьшается, оставаясь все ещё значительной в большинстве стран развивающихся стран. Вместе с тем, в ряде государств Африки с устойчивым показателем теневой экономики не ниже 40%, не исключена возможность его дальнейшего роста. В группе развитых стран индикаторы теневой экономики несколько снизились или сохраняют прежние невысокие показатели. Теневая экономика с её негативным воздействием на перспективы развития остается долгосрочным действующим фактором мирового хозяйства в целом.
Оценить масштабы теневой экономики без официальных данных по ней очень сложно, на сегодняшний день в мире отсутствуют универсальные общепринятые подходы и методы оценки теневой экономики.
С обретением суверенитета Кыргызская Республика и соответствующие структуры начали осваивать механизмы и инструменты рыночных отношений, что происходило с большим трудом и медленными темпами, так как кадры, работающие в органах государственного управления, не имели достаточного опыта по освоению рыночной экономики. Новые кадры - руководители государственных структур и их чиновники, изучая рыночные отношения, параллельно осваивали каноны коррупции и основы «теневой» экономики. Республика по уровню коррупции занимала лидирующее положение и одной из главных причин массовых волнений населения в двух революциях в Кыргызстане явилось процветание коррупции и развитие «теневой» экономики.
Кыргызская Республика в Индексе Восприятия Коррупции, опубликованном Transparency International, занимала 118 место в 2003 г. и 122 место в 2004 г., в 2005 г. -130 место, в 2006 г. - 165 место, в 2007 г. - 157 место, в 2010 г. - 164 место из 182 стран, в 2020 г. - 124 место из 180 стран, получив 31 балл из 100, оказавшись в одном ряду с Кенией, Мексикой и Пакистаном.
Индекс восприятия коррупции в 2021 г. показал, что уровень коррупции по всему миру сохраняется на прежнем уровне, т.е. за последние десять лет почти 86% стран практически не показывают никакой динамики. Кыргызстан в 2021 г., набрав 27 баллов из 100 возможных занял в рейтинге 148 место.
Индекс восприятия коррупции за последние два года показал, что пустившая глубокие корни коррупция подрывает системы здравоохранения и усугубляет нарушение демократических принципов на фоне пандемии COVID-19.
Таблица 2. Позиция Кыргызстана по индексу восприятия коррупции

За период 2015-2021 гг. показатель Кыргызстана изменился с 27 до 27 баллов в 2021 году. Изменения связаны с тем, что системное противодействие коррупции подменялось точечными уголовными делами, существующие антикоррупционные инструменты не развивались, отсутствовала политическая воля к реальным изменениям, поэтому и противодействие коррупции обречено было оставаться декларативным.
По данным Нацстаткомитета Кыргызской Республики объемы скрытой и неформальной экономики возросли с 1,4 млрд. сом в 1995 г. до 42 млрд. сом в 2010 г. и до 124,9 млрд. сом в 2020 г. или больше почти в 90 раз. Указанная сумма за этот период в отношении к ВВП увеличилась с 8,4 до 20,8%.


Таблица 3. Объемы скрытой и неформальной экономики

В Кыргызстане в практике национальной статистики ненаблюдаемая экономика включает в себя скрытую и неформальную деятельность.
В 2005-2020 гг. наблюдалась тенденция превышения темпов роста ненаблюдаемой экономики над темпами роста ВВП. Исключение составили 2017, 2018 и 2020гг., когда темп роста ВВП превысил темпы роста ненаблюдаемой экономики.
Таблица 4. Динамика изменения объемов скрытой и неформальной экономики, в процентах

Данные, характеризующие структуру ненаблюдаемой (скрытой и неформальной) экономики, сложившуюся в 2016 и 2020 годах по видам экономической деятельности (без учета сельского хозяйства приведены на рисунке 3.



Рисунок 3. Доля ненаблюдаемой экономики по видам экономической деятельности, в процентах к ВВП
Как видно из рисунка 3, доля ненаблюдаемой экономики в секторе торговли и услуг, представляющем собой самый большой сектор экономики страны, составляет около 13%. В данном секторе экономики численность занятого населения составила в 2020 г. 390,6 тыс. чел.
В секторе строительства - одном из растущих секторов экономики Кыргызстана доля ненаблюдаемой экономики составляет около 2% с численностью занятого населения в 2020 г. 288,5 тыс. чел.
В транспортной деятельности и обрабатывающей промышленности, где доли ненаблюдаемой экономики составляют около двух процентов численность занятого населения в 2020 г. составила соответственно 192,8 и 279,4 тыс. чел.
Одной из актуальных задач сегодняшнего дня для государств является борьба с теневой экономикой. Решение задач роста экономики, улучшения уровня жизни и повышения благосостояния населения невозможно без сокращения объемов теневой экономики.
Успешная реализация поставленной цели в значительной степени зависит от преодоления выявленных факторов, способствующих развитию теневого сектора экономики: экономические факторы, социальные факторы и правовые факторы.
В Кыргызстане проводились и проводятся различные исследования по масштабам теневой экономики в стране и выработке конкретных действенных механизмов по их сокращению.
Успешная борьба с теневым сектором экономики требует огромной работы, как со стороны государства, так и со стороны общества, с увеличением уровня доверия населения к государственной власти, а также проведением широкой пропаганды открытого «чистого бизнеса».

Более подробную информацию, а также результатах исследования, выводах и рекомендациях вы можете получить обратившись к авторам исследования:
Национальный институт стратегических исследований КР
Ул. Саманчина 6, г. Бишкек, Кыргызская Республика, тел. 97 95 95,
E-mail:office@nisi.kg