г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Последние материалы

Новостной дайджест
Новостной дайджест

15.08.2022

  Военные учения в Узбекистане и...

ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ  По материалам центрально-азиатских изданий
ФАКТЫ-СОБЫТИЯ-КОММЕНТАРИИ По материалам центрально-азиатских изданий

12.08.2022

Самый дорогой в Центральной Азии Интернет в...

Все материалы →

Ключевые события и факты в странах Центральной Азии в еженедельном дайджесте НИСИ КР

07.06.2022 447

Темы: Дайджест

2 июня текущего года состоялась встреча экспертной рабочей группы по реализации проекта строительства железной дороги «Китай - Кыргызстан - Узбекистан». В ходе встречи, состоявшейся в форме видеоконференции, делегацию возглавили заместитель директора департамента Государственного комитета КНР по развитию и реформам госпожа Чжан Цзянхуа, заместитель министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Алмаз Тургунбаев и заместитель министра транспорта Республики Узбекистан Абдусамат Муминов. На встрече был обсужден вопрос ускорения разработки технико-экономического обоснования проекта строительства железной дороги. В частности, состоялся обмен мнениями по представленному Китаем плану работы в этом направлении. Входе встречи стороны также обсудили вопросы, связанные с началом полевых исследований, участием в этом процессе проектно-изыскательских институтов.

Ссылка: https://telegra.ph/

  1. июня сайт https://russian.eurasianet.org/ опубликовал статью «Центральная Азия: недостаток исследований касательно изменений климата увеличивает риск тяжких последствий», где сообщается, что исследование проведенное ученными из Центра энергетических исследований Норвежского института иностранных дел (NUPI) и базирующегося в Осло Центра международных климатических исследований CICERO выявило пугающую недостаточность изучения закономерностей изменений климата и возможностей противодействия их последствиям в Центральной Азии, одном из самых уязвимых регионов Земли.

Выдержки из статьи:

- пробелы в исследованиях опасны тем, что могут снижать способность руководящих органов решать подобные проблемы.

- в исследовании утверждается, что рост температур в Центральной Азии опережает среднемировые темпы, что приводит к ускоренному усугублению разнообразных проблем, в том числе таяния ледников, дестабилизации речных стоков и роста засушливости.

- в свою очередь, такие экологические изменения могут иметь глубокие социальные и экономические последствия: подрывать сельскохозяйственное производство, порождать дестабилизирующую миграцию из сельских областей в городские центры, и обострять межгосударственную конкуренцию за сокращающиеся ресурсы.

- исследователи, которые рассматривают в мельчайших подробностях вопросы безопасности в Центральной Азии, не обращают внимания на реальные угрозы безопасности, порождаемые изменениями климата.

Ссылка: https://russian.eurasianet.org/

Казахстан

  • Продолжается переезд этнических казахов из КНР в Казахстан. По сообщениям СМИ со ссылкой на Министерство труда РК, с начала 2022 года свыше 5,6 тыс. казахов из других стран получили статус «кандасов» (т.е. переселенцев по казахстанской программе возвращения соотечественников). Переселенцы из Китая оказались на втором месте по количеству участников программы.
  • Казахстанские экспортеры вновь сообщили о проблемах с поставками в КНР. В частности, издание ElDala.kz пишет о запретах на погрузку казахстанского зерна в Китай сначала с 15 по 20 мая, а потом дополнительно с 1 по 5 июня. Представители китайских компаний заверили членов Ассоциации экспортеров KazGrain, что никаких преград со стороны Китайской железной дороги на данный момент не существует, примечательно, что запрет действует только в отношении Китая, но не других государств. Причина объявления последних запретов не вполне ясна, но ранее китайская сторона вводила многочисленные условия и ограничения на прием грузов из Казахстана. Казахстанские экспортеры при этом утверждали, что Китай не пропускает их товары, поскольку заинтересован в транзитном коридоре, а не в поставщиках.
  • Китай, судя по всему, действительно рассматривает Казахстан как выгодную транзитную зону, особенно после начала СВО в Украине. На фоне деприоритизации Китаем перевозки товаров в Европу через Россию, наблюдается многократный рост перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), пролегающему из Китая в Европу по территории Казахстана и стран Кавказа. Администрация казахстанского морского порта Актау, ключевого узла ТМТМ, заявила о почти двукратном росте перевозок с февраля по апрель и спрогнозировала шестикратный рост до конца года. Ранее о схожих ожиданиях сообщала Ассоциация ТМТМ.

Узбекистан

  • 2 июня Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев и Президент Таджикистана Э.Рахмон подписали историческую Декларацию об укреплении вечной дружбы и союзничестве. На уровне правительств, министерств и ведомств двух стран подписано 11 документов, предусматривающих дальнейшее наращивание многопланового узбекско-таджикского сотрудничества.

В их числе:

- «Дорожная карта» по дальнейшему углублению и расширению сотрудничества в сфере промышленной кооперации;

- Соглашение между министерствами культуры в области культуры и искусства на 2022-2023 годы;

- «Дорожная карта» по развитию двустороннего сотрудничества между Джизакской областью Узбекистана и Согдийской областью Таджикистана;

- Меморандум о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- Меморандум о сотрудничестве в отрасли шелководства.

  • Узбекистан возобновил экспорт газа в Китай, приостановленный в начале года для удовлетворения внутреннего спроса. Правительство не объявляло о возобновлении поставок, но из китайских данных видно, что Ташкент вновь экспортирует газ по трубопроводу Центральная Азия — Китай, начинающемуся в Туркменистане и проходящему через Узбекистан и Казахстан.

Как сообщил со ссылкой на Главное таможенное управление Китая посвященный вопросам энергетики российский веб-сайт Neftegaz.ru, за первые четыре месяца этого года Узбекистан экспортировал в Китай газа на 132,8 млн долларов.

  • Казахстан и Узбекистан занимают, соответственно, четвертое и пятое места по объему экспорта трубопроводного газа в КНР. Обе страны заявляли, что планируют в ближайшие годы прекратить экспорт газа, чтобы обеспечить удовлетворение растущего внутреннего спроса. Ташкент назначил прекращение экспорта на 2025 год.

Таджикистан

  • 26-27 мая в Душанбе прошел региональный саммит безопасности по Афганистану с участием представителей Таджикистана, Китая и ряда других стран региона, где стороны обменялись мнениями по обстановке в регионе и переживаниями об исходящих с афганской территории вызовах и угрозах. Однако ни о каких конкретных инициативах по результатам саммита объявлено не было.
  • Китай и Таджикистан договорились о возобновлении перелетов после двухлетнего перерыва в авиасообщении между двумя странами. Первый c апреля 2020 года рейс – по направлению Душанбе-Урумчи-Душанбе – должен состояться 23 июня.

Выполнил: научный сотрудник НИСИ КР Тологонов Э.Б.