Меню

НИСИ КР формирует свой кадровый резерв. Подробнее по телефонам: 0312 97-95-95 или по электронной почте: office@nisi.kg
  • 14 март 2022

Анализ индекса доверия населения к органам исполнительной власти по итогам 2021 года


Краткое резюме

В представленной аналитической записке дана оценка доверия населения к деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики по итогам 2021 года.

Сводный Индекс доверия населения к деятельности государственных органов (далее - ИДН) представляет собой обобщенный показатель динамики изменения настроений населения страны, отражающий отношение людей к власти. Основной целью расчета ИДН является отслеживание динамики восприятия населением страны деятельности государственных органов.

В опросе приняли участие 3600 респондентов - по 400 человек из каждой области республики, города Бишкек и Ош. Опрос проводился по Типовой анкете для проведения опроса по определению уровня доверия населения к деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики и включал в себя:

- измерение уровня личного доверия гражданина к государству;

- личного представления об уровне коррупции в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления;

- оценки качества деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- сводного по республике Индекса доверия населения.

Во втором полугодии 2021 года в связи с изменениями структуры Кабинета Министров Кыргызской Республики опрос населения проводился по измененной Типовой анкете, в которую были включены 25 государственных органов с указанием их функций (против 21 государственного органа в первом полугодии 2021 г. и 43 государственных органа во втором полугодии  2020 г.) в соответствии с поручением Кабинета Министров Кыргызской Республики   № 21-28101 от 10.01.2022 г.

В записке представлен анализ результатов расчетов приведенной выше системы индексов, выявлены тенденции их изменения, выводы и предложения для государственных органов по оценке их деятельности.

1. Индекс доверия населения по итогам 2021 года

Сводный показатель индекса доверия населения (ИДН) по итогам второго полугодия 2021 г. составил 34 балла из максимально возможных 100 баллов, против 26 баллов в первом полугодии и 25 баллов во втором полугодии 2020 г. Это на 8 баллов выше показателя первого полугодия предыдущего года и на 9 баллов выше показателя второго полугодия 2020 г.

Динамика ИДН с четвертого квартала 2012 г., отраженная на рисунке 1, показывает изменение данного показателя с отрицательного значения -5,5 баллов в начале измерения до положительного +34 балла во втором  полугодии 2021 г. С конца 2013 г. ИДН перешел на положительный уровень,  что свидетельствует о росте положительного отношения и доверия населения к органам исполнительной власти.

Проведенный анализ ИДН за ряд лет свидетельствует о том, что прослеживается тенденция роста ИДН во втором полугодии по сравнению с первым полугодием. Это возможно связано, прежде всего, с тем, что  в конце года, население, видя определенные результаты прошедшего года в целом, более положительно оценивает работу госорганов и органов местного самоуправления. Данная тенденция была несколько нарушена в 2018 г., когда показатель ИДН во втором полугодии оказался ниже показателя ИДН в первом полугодии на 2,2 балла, такая же тенденция отмечалась в 2020 году, когда ИДН сократился с 30,5 баллов в первом полугодии до 25 баллов во втором полугодии.

На рисунке 1 представлена динамика изменения сводного ИДН в целом по республике за весь период его измерения по полугодиям.

Рисунок 1. Индекс доверия населения по полугодиям 2012-2021 гг.

Изменения значений интегрального ИДН и его составляющих индексов за период 2013-2021 гг. представлены на рисунке 2. При этом отмечается рост всех индексов в анализируемом периоде по сравнению с предыдущим годом. Необходимо отметить рост личного доверия населения страны с 35,5 баллов в первом полугодии 2021 г. и 36,5 б. во втором полугодии 2020 г. до 43 баллов во втором полугодии 2021 г., то есть, соответственно, на 7,5 и 6,5 баллов.

Во втором полугодии предыдущего года рост индексов представляется следующим образом: общий ИДН вырос на 8 баллов по сравнению с первым полугодием 2021 г. и на 9 баллов по сравнению со вторым полугодием 2020 г., индекс личного доверия – соответственно на 7,5 балла и 6,5 балла, индекс качества работы – соответственно на 8 баллов и 8,9 балла, индекс уровня коррупции – соответственно, на 8,8 балла и 12,1 балла.

Необходимо отметить высокую оценку населением страны качества работы государственных органов в анализируемом периоде, а также и некоторое улучшение массовых настроений общества, отражающих восприятие коррупции в государственных органах, так оценка гражданами страны ситуации с коррупцией изменилась с 15,6 баллов в первом полугодии 2021 г. до 24,4 баллов во втором полугодии 2021 года.

Согласно Методике расчета ИДН оценка отсутствия коррупции оценивается (+1 б.), наличие низкого уровня – (+0,5 б.), высокого уровня – (-0,5 б.), очень высокого уровня – (-1 б.). 

Улучшение оценки населением уровня коррупции в стране связано с широким выявлением и оглашением ряда фактов коррупции в республике за последнее время, широким резонансным обсуждением в обществе и рассмотрением их в правоохранительных органах.

Рисунок 2. Интегральный и частный индексы доверия населения по полугодиям 2013-2021 гг.

На рисунке 3 представлен перечень государственных органов республики, расположенных в порядке убывания значения ИДН, из которого видно, что все 25 государственных органов Кыргызской Республики находятся в зоне с положительным значением показателя ИДН, в целом по республике ИДН во втором полугодии предыдущего года составил 26 баллов.

Рисунок 3. Рейтинг госорганов по ИДН во втором полугодии 2021 г. 

По итогам второго полугодия 2021 г. среди государственных органов население больше всего выразило доверие Органам местного самоуправления городов областного, районного значения и айыльных аймаков (51,7 б.), Аппаратам полномочных представителей (50,3 б.), Министерству чрезвычайных ситуаций (48,8 б.), Местной госадминистрации (48,3 б.), Министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики (42,7 б.) , ОМСУ: мэрия г.Бишкек и Ош (42,7 б.), Министерству обороны (40,2 б.), Министерству цифрового развития (39,3 б.), Социальному фонду (38,2 б.), Государственному агентству интеллектуальной собственности и инноваций (36,1 б.), Государственному агентству по делам государственной службы и местного самоуправления (35,8 б.), Министерству иностранных дел (35,7 б.).

Самое низкое доверие население выражает Министерству здравоохранения (23,5 б.), Государственному агентству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства  (23,6 б.), Министерству природных ресурсов, экологии и технического надзора (24,9 б.), Министерству внутренних дел (25,9 б.), Министерству экономики и коммерции (27,0 б.), Агентству по инвестициям и развитию (27,3 б.), Министерству транспорта и коммуникаций (27,9 б.), Министерству финансов (28,1 б.), Министерству юстиции (29,2 б.), Министерству сельского хозяйства (29,9 б.).

2. Индекс доверия населения в региональном разрезе Кыргызской Республики

Интегральный индекс доверия населения, сложившийся в региональном разрезе Кыргызской Республики по результатам опроса во втором полугодии 2021 г. в сравнении со вторым полугодием 2020 г. представлен на рисунке 4. Наиболее высокое доверие населения к деятельности госорганов по сравнению с другими регионами страны в анализируемом периоде текущего года наблюдалось в Иссык-Кульской области (51,8 б.), Нарынской области (50,5 б.), в Баткенской области (48,0 б.), Джалал-Абадской области (43,0 б.), г.Ош (42,4 б.), Таласской области (41,8 б.).

Самое низкое доверие остается у жителей г. Бишкек (11,8 б.) и Чуйской области (33,6 б.).

Данный показатель по всем регионам республики имел тенденцию к росту, при этом наибольший рост в 11,6 б. наблюдался в Чуйской области (с 22 б. до 33,6 б.), Нарынской области – в 10,05 б.(с 40 б. до 50,5 б.), г. Бишкеке  (с -4 б. до +11,8б.).

Рисунок 4. Динамика изменения ИДН по регионам Кыргызской Республики

В Иссык-Кульской области высокие значения ИДН отмечались у Социального фонда (61,9 б), Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики (60,4 б.), Министерства чрезвычайных ситуаций (59,1 б.), Министерства обороны (57,4 б.), Аппаратов Полномочных представителей (55,9 б.).

В Нарынской области наибольшее доверие население выражает Министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики (60,1 б.), Социальному фонду (60,1 б.), Органам местного самоуправления городов областного, районного значения и айылных аймаков (59,3 б.), Министерству чрезвычайных ситуаций (59,1 б.), Министерству обороны (58,6 б.).

Низкое доверие население выражает Министерству юстиции (34,0 б.), Министерству внутренних дел (37,5 б.), Министерству иностранных дел (39,5 б.), Министерству транспорта и коммуникаций (40,1 б.), Министерству здравоохранения (41,6 б.).

В Баткенской области наибольшим доверием у населения пользуются Министерство чрезвычайных ситуаций (62,9 б.), Органы местного самоуправления городов областного, районного значения и айылных аймаков (58,3 б.), Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики (55,9 б.), Министерство обороны (54,8 б.), Аппараты полномочных представителей (53,5 б.).

В г. Бишкеке самое высокое значение ИДН у Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (38,6 б.), Органов местного самоуправления мэрия города Бишкек; мэрия города Ош. (38,4 б.), Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики (26,6 б.), Министерства цифрового развития (22,9 б.), Министерства иностранных дел (20,5 б.).

Большее недоверие жители Бишкека выражают Государственному агентству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (-8,7 б.), Министерству природных ресурсов, экологии и технического надзора (-4,1 б.), Министерству внутренних дел (0,1 б.), Агентству по инвестициям и развитию (1,2 б.), Министерству финансов (3,2 б.).

Жители Таласской области отдают предпочтение Министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики (60,7 б.), Аппаратам Полномочных представителей (57,3 б.). Министерству чрезвычайных ситуаций (56,9 б.), Органам местного самоуправления городов областного, районного значения и айыльных аймаков (56,7 б,), Министерству обороны (56,2 б.).

Самую низкую оценку эффективности деятельности госорганов в Таласской области дают Министерству здравоохранения (17,9 б.), Министерству транспорта и коммуникаций (20,1 б.), Министерству природных ресурсов, экологии и технического надзора (26,8 б.), Министерству внутренних дел (27,7 б.), Министерству экономики и коммерции (30,0 б.).

В Чуйской области отдают предпочтение Министерству чрезвычайных ситуаций (48,7 б.), Аппаратам Полномочных представителей (47,8 б.), Министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики (46,7 б.), Министерству обороны (46,3 б.), Министерству цифрового развития (45,5 б.).

Самую низкую оценку эффективности деятельности госорганов в Чуйской области Министерству экономики и коммерции (7,0 б.), Министерству здравоохранения (13,8 б.), Министерству внутренних дел (20,7 б.), Министерству юстиции (21,9 б.), Министерству финансов Кыргызской (23,8 б.).

В таблице 2 показаны изменения доверия населения к государственным органам в разрезе областей и городов Бишкек и Ош.

3. Индекс личного доверия населения

Уровень индекса личного доверия граждан Кабинету Министров КР в целом по республике во втором полугодии 2021 г. составил 43 балла и вырос на 6,5 балла по сравнению со вторым полугодием 2020 г.

Отразить изменения личного доверия населения к государственным органам в первом полугодии 2021 года не представляется возможным в связи с изменившейся их структурой и соответственно изменившимися выполняемыми ими функций.

 В таблице 4 показаны изменения индекса личного доверия населения в разрезе регионов Кыргызской Республики.

Наибольшие положительные изменения индекса личного доверия произошли в Чуйской области (рост составил +11,2 б.), Нарынской области (рост составил +8,8 б.), Баткенской области (рост составил +8,7 б.). г. Бишкек (рост составил +7,9 б.).

  1. Индекс оценки деятельности государственных органов

Индекс показывает оценку населением качества работы государственного органа и во втором полугодии прошлого года он составил 34,1 балла. Отразить изменения оценки деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления во втором  полугодии 2021 года также не представляется возможным в связи с изменившейся их структурой и соответственно изменившимися выполняемыми ими функций.

В таблице 5 отражены изменения в оценке деятельности госорганов во втором полугодии 2021 г. в сравнении со вторым полугодием 2020 г.  в разрезе регионов Кыргызской Республики.

5. Индекс уровня коррупции в государственных органах

В основе расчета данного индекса лежит личное представление граждан республики об уровне коррумпированности в том или ином государственном органе. Согласно Методике респондент при опросе отмечает отсутствие коррупции, которое оценивается наивысшим баллом, т.е. чем выше личное представление об отсутствии коррупции, тем лучше. Индекс уровня коррупции - это средний балл, который позволяет оценить деятельность госоргана в отношении отсутствия коррупции, он также как и все остальные индексы варьируется от +100 до -100 баллов.

Индекс личного представления населения об уровне коррупции по итогам опроса населения в целом по республике во втором полугодии 2021 г. составил 24,4 балла, повысившись на 12,1 балла по сравнению со вторым полугодием 2020 г., что свидетельствует о том, что население Кыргызской Республики сегодня менее негативно оценивает состояние коррупции в стране. На данное изменение настроения населения в значительной степени оказывают влияние выявленные в последнее время факты коррупционных проявлений в стране.

Наименее коррумпированными госорганами в анализируемом периоде определены Органы местного самоуправления городов областного, районного значения и айыльных аймаков (47,8 б.), Аппараты полномочных представителей (45,5 б.), Министерство чрезвычайных ситуаций (45,3 б.), Местная государственная администрация  (44,1 б.),  Орган местного самоуправления Кыргызской Республики:   мэрия города Бишкек;   мэрия города Ош. (41,0 б.), 

Наиболее коррумпированными госорганами отмечены Министерство здравоохранения (3,8 б.), Министерство внутренних дел (8,9 б.), Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (11,2 б.), Министерство юстиции (16,2 б.), Министерство образования и науки Кыргызской Республики (17,3 б.).

В таблице 6 приведен перечень наиболее и наименее коррумпированных госорганов Кыргызской Республики.

В региональном разрезе наилучшую оценку ситуации в области коррупции дают жители Нарынской области (51,5 б.), Иссык-Кульской области (51,3 б.), Баткенской области (45,7 б.), г. Ош (40,4 б.), Джалал-Абадской области (38,0 б.). 

Самое низкое личное представление населения об уровне коррупции у жителей г. Бишкека (2,7 б.) и Олской области (13,0 б.).

На рисунке 5 представлено региональное представление населения Кыргызской Республики об уровне коррупции.

Рисунок 5.  Региональное представление об уровне коррупции в государственных органах во втором полугодии 2021 г.

Как видно из таблицы 7 во всех регионах республики оценка населением данного индекса улучшилась, при этом, самые большие положительные изменения индекса произошли в г.Бишкеке, Чуйской области, Нарынской и Ошской областях

Заключение

Во втором полугодии предыдущего 2021 года в связи с изменениями структуры Кабинета Министров Кыргызской Республики опрос населения проводился по новой Типовой анкете, в которую были включены 25 государственных органов с указанием функций, выполняемых  (против 43 государственных органов в 2020 году).

Анализ результатов опроса населения Кыргызской Республики по оценке уровня доверия населения к деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики во втором полугодии 2021 года позволил сделать следующие выводы.

  1. В целом по республике во втором полугодии 2021 года наблюдается тенденция изменения настроения населения республики по их доверию к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в лучшую сторону – сторону повышения.
  2. Во втором полугодии прошедшего года изменение индексов представляется следующим образом:
  • общий ИДН составил 34 балла и вырос на 8 баллов по сравнению с первым полугодием 2021 г. и на 9 баллов по сравнению со вторым полугодием 2020 г.;
  • индекс личного доверия составил 43 балла и вырос соответственно на 7,5 балла и 6,5 балла;
  • индекс качества работы составил 34 балла и вырос соответственно на 24,7 балла и 25,6 балла;
  • индекс уровня коррупции составил 24,4 балла и вырос соответственно, на 8,8 балла и 12,1 балла.

Необходимо отметить высокую оценку населением страны качества работы государственных органов, а также и некоторое улучшение массовых настроений общества, отражающих восприятие коррупции в государственных органах.

  1. В региональном разрезе Кыргызской Республики наиболее высокое доверие населения к деятельности госорганов наблюдалось в Иссык-Кульской области (51,8 б.), Нарынской области (50,5 б.), в Баткенской области (48,0 б.), Джалал-Абадской области (43,0 б.), г.Ош (42,4 б.), Таласской области (41,8 б.). Самое низкое доверие остается у жителей г. Бишкек (11,8 б.) и Чуйской области (33,6 б.). Данный показатель по всем регионам республики имел тенденцию к росту, при этом наибольший рост в 11,6 б. наблюдался в Чуйской области (с 22 б. до 33,6 б.), Нарынской области – в 10,05 б.(с 40 б. до 50,5 б.), г. Бишкеке (с -4 б. до +11,8б.).
  2. По итогам второго полугодия 2021 г. среди государственных органов население больше всего выразило доверие Органам местного самоуправления городов областного, районного значения и айыльных аймаков (51,7 б.), Аппаратам полномочных представителей (50,3 б.), Министерству чрезвычайных ситуаций (48,8 б.), Местной госадминистрации (48,3 б.), Министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики (42,7 б.) , ОМСУ: мэрия г.Бишкек и Ош (42,7 б.), Министерству обороны (40,2 б.), Министерству цифрового развития (39,3 б.), Социальному фонду (38,2 б.), Государственному агентству интеллектуальной собственности и инноваций (36,1 б.), Государственному агентству по делам государственной службы и местного самоуправления (35,8 б.), Министерству иностранных дел (35,7 б.).
  3. Самое низкое доверие население выразило Министерству здравоохранения (23,5 б.), Государственному агентству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (23,6 б.), Министерству природных ресурсов, экологии и технического надзора (24,9 б.), Министерству внутренних дел (25,9 б.), Министерству экономики и коммерции (27,0 б.), Агентству по инвестициям и развитию (27,3 б.), Министерству транспорта и коммуникаций (27,9 б.), Министерству финансов (28,1 б.), Министерству юстиции (29,2 б.), Министерству сельского хозяйства (29,9 б.).
  4. Изменения в настроениях населения республики, по их оценке, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сторону повышения, возможно, связаны с ростом удовлетворения граждан проведением внешней политики, проведением реформ в области экономики и социальной сферы, принимаемыми мерами для улучшения благосостояния народа.
  5. Анализ индекса доверия населения к органам государственной власти показывает значительную его зависимость от индекса состояния восприятия коррупции в госоргане. Выявление фактов коррупции в республике, широкое обсуждение их в обществе, искоренение их в будущем будет способствовать росту доверия населения к деятельности госорганов.
  6. Повышению удовлетворенности населения в деятельности госорганов во всех регионах республики способствует принятие и реализация мер, обозначенных в Планах и Программах Кабинета Министров Кыргызской Республики.
  7. Анализ индексов доверия населения, как сводного интегрального, так и частных индексов за ряд лет показывает, что значения индексов в первом полугодии несколько ниже, чем во втором. Это объяснимо тем, что в конце анализируемого года население, видя определенные итоговые результаты страны, при оценке деятельности госорганов склоняется в позитивную сторону.

Для повышения доверия населения к деятельности госорганов необходимо создать позитивный фон – обеспечить достойную заработную плату, обеспечить сдвиги в экономике. Как подтверждает анализ результатов оценки деятельности государственных органов получение высокой оценки со стороны населения в значительной степени зависит от самого госоргана, от его активной работы, в том числе по информированию населения о деятельности своего ведомства. Госорганам необходимо усилить свою работу в направлении активизации работы по информированию населения о своей деятельности, выполняемых ими функциях.

Прочитано 965 раз