Меню

НИСИ КР формирует свой кадровый резерв. Подробнее по телефонам: 0312 97-95-95 или по электронной почте: office@nisi.kg
  • 17 дек 2021

Деятельность радикальной религиозной организации «Йакын Инкар» в Кыргызстане


В настоящее время в Кыргызской Республике Верховным судом признана экстремистской и террористической, с запрещением деятельности на территории страны 21 организация. Многие из них имеют зарубежное восточное происхождение и для привлекательности вербовки мусульман и реализации своей дестабилизирующей деятельности в нашей стране и регионе, прикрываются исламской религией.

Данное исследование направлено на изучение деятельности радикальной, признанной судом экстремистской религиозной организации в Кыргызстане  -  Йакын Инкар.

Из анализа различных исследований (государственных, неправительственных), а также публикаций в СМИ, можно отметить эту деструктивную религиозную организацию как одну из основных и наиболее активных на территории Кыргызской Республики.

 

Йакын Инкар

 

В феврале 2016 года СМИ сообщили о распространении в Кыргызстане нового религиозного исламского течения, последователи которого, длинноволосые бородатые люди в традиционной пакистанской одежде, не признают плодов технического прогресса и призывают мусульман жить как во времена пророка Мухаммеда.

Религиозное движение «Йакын инкар» было основано в Индии в 1926 году. Организация появилась в Кыргызстане позже, вместе с «Таблиги джамаат», но отделилась от нее. До 2017 года она вела свою деятельность в Кыргызстане свободно. 15 июня 2017 года было признано Октябрьским районным судом Бишкека экстремистским.  Считается религиозно-радикальной организацией. Запрещена за проповедование отказа от образования, лечения и другие противоречащие кыргызстанскому законодательству идеи.

По данным СМИ, название данной религиозной группы происходит от арабских слов «Йакын» (якын) и «Инкар» и в переводе означает «отрицание всего, кроме Бога». Члены общины в большинстве ходят пешком и пользуются только тем «что Бог послал». У них нет телефонов и телевизоров, они избегают фото и видеосъемок и не берут в руки денег. Кроме того не признают никаких государственных институтов. Тем самым вносят раскол в местное мусульманское сообщество.

Новое течение первоначально появилось на севере республики - в Иссык-Кульской и Нарынской областях. Теперь же его адепты призывают новых людей в свои ряды практически по всей стране и точного количества членов нового движения на сегодняшний день никто не знает. «Йакын инкар» распространяется по республике в основном с помощью «даваата».

«Йакын инкар» заявила о себе, как группа, не признающая нововведений со стороны основной группы - «Таблиги Джамаат» в Кыргызстане. То есть известно, что «Таблиги джамаат» в Кыргызстане, адаптируясь к национальным условиям и традициям общества, меняют свои некоторые внешние черты. Вместо пакистанской одежды - кыргызский калпак и опрятно постриженная борода. Они также меняют и внутренний кодекс поведения, в соответствии с законодательством республики.

Считается что из-за отдельных разногласий с «Таблиги джамаат» появилась протестная группа из малого числа даваатчиков, которые отвергли все нововведения и стали обособленной группой (называя себя группой якына, то есть подчеркивая свою большую набожность путем положения на Аллаха), и сохраняя даваат в первоначальном виде, как в 19 веке. Остальных (большинство) даваатчиков они называют группой асбаб (то есть те, которые полагаются на причину больше, чем на веру).

По своему духу данное религиозное течение ближе к салафитам Саудовской Аравии, то есть к тем, кто ориентируется на образ жизни и веру ранней мусульманской общины и выступает против любых нововведений в жизни мусульман. Причем, такое деструктивное поведение члены «Йакын Инкар» проявляют как вовремя даваата, так и в повседневной жизни.

Таким образом, данное течение имеет определенные признаки фанатизма и противоречит не только традиционным формам ислама в КР, но и общественному укладу, национальным традициям и прогрессу (науке, культуре).  

 

 «Проповедуют без разрешения»

 

Официальное исламское духовенство (ДУМК) относятся к «Йакын Инкар» неодобрительно. Им не нравится, что его адепты, объявляя себя продолжателями пути Пророка, отказываются и работать, и заниматься домашними делами. По свидетельству главы ДУМК одной из областей: «Прославление - это одно из самых важных дел в Исламе. Людей призывают к миру, добру. Но мы против действий тех людей, которые называют себя «инкар», «йакын» и делают неправильные вещи. Это не по шариату и не по законам. Просто лежать дома и ничего не делать, говоря, что «Бог даст» - это совсем неправильно. Нужно трудиться, стараться». Есть некоторые группы, которые проповедуют аскетизм, например, говорят, что можно не лечиться, не учиться, не есть, а уповать и опираться только на Аллаха.

По словам экс-муфтия КР М.Токтомушева: «Мухаммед, хоть и был Пророком, но использовал лекарства, ел, а когда шел воевать, брал оружие и защитное снаряжение. Это не говорит о том, что он был против Аллаха или не верил в него. Почему же мы должны отказываться от такого порядка? Это неправильно».

«Йакын Инкар» была признана экстремистской по причине отказа от соблюдения законов, представители организации заявляли, что не подчиняются муфтияту и не должны спрашивать разрешения на распространение своих идей среди населения. Перестали обучать своих детей, отказались от светского образования и услуг здравоохранения, материальных ценностей. Они игнорировали законы Кыргызстана, участились скандалы с местными властями и правоохранительными органами. Все это копилось и привело к тому, что организация была признана экстремистской.

Несмотря на это, идеи организации «Йакын Инкар» кроме Иссык-Кульской и Нарынской областей, распространились в Чуйской, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях. Члены этого течения отличаются от других тем, что они носят длинную одежду, многие из них не стригут волосы, не признают достижений техники, не берут в руки телефоны, а женщины полностью закрывают лицо.

Членами «Йакын Инкар» в первую очередь, становятся молодые люди из районов, где низкий уровень жизни и религиозной грамотности населения. Для безработной и безграмотной молодежи «Йакын инкар» зачастую является единственным средством самовыражения.

 

«Противоречит нормам Ханафитского мазхаба»

 

Необходимо отметить что в СМИ мало материалов о деятельности «Йакын Инкар». В обществе выражалась обеспокоенность тем, что становилось всё больше людей возможно из числа последователей «Йакын Инкар», уезжающих в зону боевых действий на территории Сирии.

Основной причиной стремительного роста идей «Йакын инкар» среди молодежи, священнослужители связывают с «религиозной безграмотностью населения, его невежеством в вопросах религии».

В этом контексте можно процитировать слова бывшего муфтия КР Максат ажы Токтомушева, предупреждавшего, что «религиозные течения, идеология которых противоречит нормам ханафитского мазхаба, угрожают как самому исламу, так и обществу».

Мазхабы - это толки или богословско-юридические школы в суннитском исламе. Всего существует четыре мазхаба: ханбалитский, маликитский, шафиитский и ханафитский. Из них наиболее «либеральный», или, как иногда говорят, «открытый» - ханафитский, распространенный в государствах Центральной Азии.

  

  

Научный сотрудник Тологонов Э.Б.

 

P.S. При подготовке статьи использовались данные, взятые из открытых источников.

Мнения, выраженные в этой публикации, не обязательно отражают точку зрения официальных органов власти.

Прочитано 1063 раз