Меню

НИСИ КР формирует свой кадровый резерв. Подробнее по телефонам: 0312 97-95-95 или по электронной почте: office@nisi.kg
  • 22 дек 2021

Деятельность экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (ХТ) в Кыргызстане

(постановлением Верховного суда КР от 20 августа 2003 года ее деятельность на территории Кыргызстана запрещена)


ХТ был основан в 1953 году в Иерусалиме Такиддином ан-Набхани (1914-1977), известным исламским ученым и судьей. ХТ является транснациональным движением, которое позиционирует себя не как религиозное движение, а как политическую партию, основанную на исламских принципах. ХТ призывает все страны мира объединиться под знаменем единого Исламского государства – Халифата. Он несет свои идеи через распространение публикационных материалов, памфлетов, листовок и широко использует возможности интернета. Политическая доктрина партии основана на двух принципах.

Первый – это Шариат, исламский свод законов, который регулирует все аспекты жизни человека – политическую, экономическую, социальную и т.д. Второй – это Исламское государство, так как справедливое общество может быть построено только в рамках такого государственного устройства.

Таким образом, эти принципы, представляющие фундаментальный Ислам, включают в себя уникальную комбинацию религии и политики, при которой вера и государство не отделимы.

Согласно официальной странице партии, построение Халифата и освобождение мусульман требует борьбы против колониализма и искоренения его последствий из экономики, политики, культуры и военной сферы со всех исламских территорий. Для достижения данной цели, ХТ утверждает, что не будет применять «какие-либо физические действия или насильственные акты», так как современная реальность напоминает времена пророка Мухаммада в Мекке, когда он работал на пути установления Ислама в странах, где правили неверные (куфр) ненасильственными методами. Тем не менее, ряд экспертов считают, что, их фундаментальная идеология действует как трамплин для молодых членов для присоединения к более радикальным группам.

«Партия Хизб ут Тахрир аль Ислами (Партия Исламского Освобождения) воспринимается многими как одна из самых опасных, однако она вероятно является также наименее понятой» утверждают эксперты. ХТ запрещена на территории всех стран Центральной Азии, России, в некоторых странах Ближнего Востока, в то время как в Европе, их деятельность запрещена только в Германии. В Кыргызстане партия была признана экстремистской и попала под запрет в 2003 году. Несмотря на данный факт, группа продолжает работать подпольно и основываясь на их периодические отчеты о количестве арестованных членов, группа является довольно активной.

 Согласно пониманию партии, основными причинами социальных проблем в КР являются отсутствие религиозных свобод, коррумпированная система, западные манипуляции.

Таким образом в КР партия борется за возврат «идеализированного общества, основанного на религии, и продвигает утопичный взгляд на Исламское государство, в котором социальные проблемы, как коррупция и бедность будут под запретом при верховенстве шариатского законодательства».

 

Отношение к насилию в религии

Анализ материалов с доступных источников показал, что большинство верующих не были религиозны всю свою жизнь и некоторые из них вели достаточно «аморальный образ жизни» до того, как пришли в Ислам и нашли смысл в выбранном течении. Для некоторых Ислам стал выходом из тяжелых жизненных ситуаций, когда у некоторых были проблемы с алкоголем, кто-то был безработным или вел криминальную жизнь. Для других Ислам стал ответом при их поиске смысла жизни и понимания мира и теперь Ислам представляет для них некое моральное руководство в жизни.

Отмечено, что: «Во времена Пророка насилие необходимо было как средство самозащиты. Например, для сторонников ХТ, пророк Мухаммад был не только духовным лидером, но также воителем, который должен был защищать свою умму. Новое сообщество Пророка должно было себя защищать, поэтому насилие было необходимо, иначе не было бы Ислама. Что насилие в Исламе — это право на защиту, так как Коран не дает предписание совершать незаконное насилие. Пророк Мухаммад после прихода к власти вел войны по распространению ислама среди многобожников». 

 

Отношение к друг другу

Так, к примеру члены «Таблиги Джамаат» насторожено настроены против салафитов, так как последние имеют радикальную позицию в отношении других и фанатично следуют своим ученым. Также члены ТД настроены против членов ХТ, в силу того факта, что это политическая партия. Салафиты, в целом, критичны в отношении других течений в силу того, что остальные «довольствуются поверхностными знаниями» и искажают суть Ислама. Салафиты отмечают, что многие к ним приходят из движения ТД, так как они нуждаются или находятся в поиске новых знаний «Они думают, что, если одели исламскую одежду, отрастили бороду и выучили несколько хадисов – они теперь настоящие мусульмане, этого недостаточно. Мы мусульмане должны передавать достоверную информацию». На их фоне более опасными в их восприятии были члены ХТ, так как они открыто выступают за смену правителя и режима, что категорически неприемлемо в салафитском понимании. В идеологии салафитов выступление против правителя, даже если он тиран или представитель светского режима – запрещено. Так как, ХТ только критикует государство и его главу, по мнению салафитов, это может спровоцировать большую фитну (смуту), в виде религиозных войн, что является наихудшей формой насилия в современном контексте.

В целом, члены ТД призывают работать более активно на пути распространения Ислама среди светских мусульман, в то время как салафиты, являются сторонниками минимального общения со светской частью общества о религии. Некоторые члены ХТ считают, что общество становиться большим сторонником западных ценностей и более невежественным по отношению к своим корням и религии. Для них, только Исламское государство и система шариата может остановить текущее «разложение общества», в котором больше не работают принципы морали. Однако, ими оговаривается, что насильственное принуждение ни в коем случае не приемлемо, и борьба с «разложением общества» будет начата только после создания Исламского государства. 

 

Заключение

В результате анализа вырисовывается следующая картина, если распределить известные в стране религиозные организации и движения по условной шкале «радикализма», то на первое место, безусловно выходят члены «Хизб ут Тахрир» и «Йакын Инкар» (запрещена в 2017 году), как самые противоречивые и маловероятно, что в наших реалиях эти группы найдут широкое понимание.

Далее по шкале, идут умеренные салафиты, чье количество также довольно внушительно. Их базовый принцип - следование за правителем, может быть внимательно изучен и принят во внимание при выработке политики в отношении данной группы.

Затем, «Таблиги Джаамат» – аполитичные, призывающие к миру, «соревнующиеся друг с другом в совершении благих дел», но при этом не отличающимися глубокими религиозными познаниями. В отношении качества религиозного знания, ТД изначально и не претендовал на какие-либо теологически глубинные умозаключения. Их основная цель - предоставление базового образования относительно практической стороны Ислама (умение молиться, держание поста и т.д.), а также ознакомление с морально-нравственной стороной религии, которая требует от члена определенной этики поведения в семье и обществе.

Активная агитация и продвижение семейных ценностей, взаимная поддержка братьев по вере основные моменты деятельности ТД, что делает эту группу привлекательной для государства в целях возможной выработки совместных скоординированных шагов. Важно отметить, что ни в одной стране Центральной Азии движение ТД не представлено так активно и многочисленно как в КР, и данный факт, наводит на мысль, что тот умеренный Ислам, существующий в стране есть благодаря деятельности этого течения.

Следует отметить, что для выработки определенных рекомендаций для государства, как работать дальше с такими течениями необходим системный подход. Тем не менее, попытки государства регулирования религиозной сферы, все же говорит о попытке поиска путей взаимодействия.

 

Научный сотрудник Тологонов Э.Б.

 

P.S. При подготовке статьи использовались данные, взятые из открытых источников.

Мнения, выраженные в этой публикации, не обязательно отражают точку зрения официальных органов власти.

Прочитано 1554 раз