Меню

НИСИ КР формирует свой кадровый резерв. Подробнее по телефонам: 0312 97-95-95 или по электронной почте: office@nisi.kg
  • 28 июнь 2021

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ПОДГОТОВКЕ ГОРОДОВ К АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА


Статья[1] опубликована в научном  журнале «Central Asia's Affairs #2 2021», издаваемый КИСИ при Президенте РК (на английском языке). Том 82 № 2 (2021)  стр. 31-39 ( извлечено от http://journal-caa.kisi.kz/index.php/caa/article/view/22. А также электронный ресурс http://journal-caa.kisi.kz/index.php/caa/issue/view/32). 

СРСТИ: 711.4: 332.145

TO THE QUESTION OF THE NECESSITY OF CREATING A NATIONAL PROJECT TO PREPARE CITIES FOR ADAPTATION IN THE CONDITIONS OF CLIMATE CHANGE

 

Aigul Nasirdinova

 

Associate Professor, Candidate of Architecture, Professor of the International Academy of Architecture (Moscow Branch), National Expert on Green Cities, UNDP KR, Research fellow at the National Institute for Strategic Studies of the Kyrgyz Republic

 

Abstract. Climate change is a global problem that goes beyond the borders of countries, and in order to effectively meet its negative consequences, 197 countries of the world have united since 2015, including the Kyrgyz Republic. The world has become unpredictable with unexpected challenges of the time, like the coronavirus epidemic, its consequences in the form of economic and social instabilities. In the article about the forecasts that await the Kyrgyz Republic in the event of drastic climatic changes and the need to adopt national programs to prepare cities and villages for new challenges. The urgency of international cooperation in the form of joint expeditions, scientific research on the adaptation of cities and towns to the consequences of climate change is obvious, against the background of the projected shortage of resources. This topic will provide a solid foundation for cooperation that will guide global efforts in safe living, in the development of vectors of development over the next decades.

Key words: Slimate change, Sustainable development, Green urban development, Eco-cities.

 

Айгул Насирдинова

Аннотация. Изменение климата - глобальная проблема, выходящая за пределы стран, и для эффективного устранения ее негативных последствий с 2015 года объединились 197 стран мира, в том числе Кыргызская Республика. Мир стал непредсказуемым из-за неожиданных вызовов времени, таких как эпидемия коронавируса, ее последствия в виде экономической и социальной нестабильности. В статье рассказывается о прогнозах, которые ждут Кыргызстан в случае резких климатических изменений, и о необходимости принятия национальных программ по подготовке городов и сел к новым вызовам. Актуальность международного сотрудничества в виде совместных экспедиций, научных исследований по адаптации городов к последствиям изменения климата очевидна на фоне прогнозируемого дефицита ресурсов. Эта тема обеспечит прочную основу для сотрудничества, которое будет направлять глобальные усилия по обеспечению безопасной жизнедеятельности и разработке векторов развития в течение следующих десятилетий.

Ключевые слова: изменения климата, устойчивое развитие, зеленое градостроительство, экогорода.

Введение

Актуальность фокусирована на грядущих проблемах, которые могут ожидать страну по природно-климатическим изменениям. Территория Кыргызской Республики расположена на 93% в высокогорье, где строительство ограничено из-за высокой сейсмичности, непредсказуемой геофизики, геодинамики (подвижного рельефа местности) и недостатка исследований. Из них на 7% территории построены города и населенные пункты, возделываются пашни, разведены сады и строятся новые объекты.   Лишь 20% территории пригодны для комфортного проживания.

Урбанизация во всем Мире идет с большими темпами, прогнозируется, что рост уже приводит к экспоненциально высокому росту ресурсоемкости, и Кыргызстан в 2016 году значительно превысил её средние значения в регионе. «Материальная ресурсоемкость Кыргызстана 7.9 кг/долл. США, что почти в четыре раза выше среднего показателя по региону ЭСКАТО, равного 2 кг/долл. США. Эти тенденции схожи с интенсивностью использования энергии и воды: энергоемкость Кыргызстана (измеряется в кг нефтяного эквивалента на 1000 долларов США ВВП) составляет 206,4 по сравнению со средним показателем по ЭСКАТО, равным 133,6, а интенсивность воды (измеряется в м3 на доллар США) в Кыргызстане ещё более экстремальна и превышает в двадцать раз средние значения как ЭСКАТО, так и субрегиональные. Водоемкость (в м3 на доллар США): среднее значение по ЭСКАТО составляет 0,11, среднее для субрегиона Северной и Центральной Азии - 0,11, в Кыргызстане – 2.» [1].  Следовательно, тенденции в потребностях ресурсов и ресурсоэффективность, напрямую связанных с урбанизацией, предполагают регулирование потребления систем жизнеобеспечения городов, важность мероприятий по их управлению, мониторингу, учету, качеству.

Город – это экономическая единица и «живой» организм с пересечением многослойных интересов, требующий системных исследований, комплексных решений и синергетического мышления в управлении, планировании, проектировании, организации территорий.  По данным ООН-Хабитат, в 2013 году города, на долю которых приходится около 55% всего мирового населения, генерировали примерно 80% мирового ВВП. В докладе Всемирного банка под названием «Конкурентоспособные города для рабочих мест и роста: что, кто и как», свидетельствуют о том, что Баку (Азербайджан), Алматы и Астана (Казахстан), Бишкек (Кыргызстан) и Ташкент (Узбекистан) росли быстрее, чем их национальные экономики с 2005 по 2012 год. Во многих городах мира вклад городских районов в национальный доход является более значительным, чем их доля в национальной вклад[2].

К 2050 году численность населения Земли достигнет 10 миллиардов человек. Всеобщей проблемой будет нужда в ресурсах: воды, здоровых источниках пищи, для которых недостаток пахотных земель из актуальных глобальных проблем, которые необходимо решать уже сегодня. При этом очевидны признаки нерационального природопользования - развитие путем нового освоения земель, использования природных ресурсов и новое строительство, которое как правило происходит на низком научно-техническом уровне производства приводит к обнищанию природных ресурсов.  Наглядными примерами являются пашни, пастбища, которые испытывают экоцид антропогенного и климатического характера, и некоторые объекты, размещенные без учета природных условий Кыргызстана. Территориально-пространственный рост городов и населенных мест идет в горизонтальном развитии – в ширь, за счёт прилегающих территорий, ранее массово захваченных участков. Отсутствует   многофакторная оценка всей территории страны, учитываемая ранее в советских генеральных схемах и проектах районного (регионального) планирования.

Анализ стратегических документов Кыргызской Республики показывает, что для улучшения жизни в стране принимались различные программы и проекты. В 2001 году по стабилизации социально-экономического развития республики, для выравнивания диспропорции в развитии была принята «Государственная концепция развития малых городов и поселков городского типа Кыргызской Республики». Переход к новой форме экономического развития и децентрализованного управления в результате реструктуризации крупных промышленных объектов – основных градообразующих факторов во всех городах и   поселках городского типа вызвало в-первую очередь потерю «рабочих мест», высокий уровень безработицы, повлекший за собой снижение жизненного уровня населения, что усилило миграционные процессы. В аналитических материалах в 2001 году отмечалось, что в малых городах республики существовала реальная опасность вспышек инфекций отдельных заболеваний, которые относятся к социальным, - туберкулез, бруцеллез, кишечные инфекции и т.п.». После «реструктуризации» страна практически не может «встать с колен». В 2009 году была утверждена концепция государственной региональной политики Кыргызской Республики, но на 2021 год сохранились диспропорции в росте городов, дотационными остаются 82% сельских населенных мест. В 2017 году утверждена концепция региональной политики Кыргызской Республики на период 2018-2022 годов. В 2013-м году «утверждены приоритетные направления адаптации к изменению климата в Кыргызской Республике до 2017 года». Кыргызская Республика с 2016 года становится страной-участницей глобальной инициативы Партнерства за действия по зеленой экономике (PAGE). В 2019 году принята «Программа развития «зеленой» экономики в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы», утвержденная постановлением Правительства от 14 ноября 2019 года № 605, где в разделе зеленый город предложено развивать устойчивое зеленое градостроительство [3]. Программой «зеленой» экономики в Кыргызской Республике определены семь приоритетных направлений: 1. «Зеленая» энергетика; 2. «Зеленое» сельское хозяйство; 3.Низкоуглеродный и экологически чистый транспорт; 4. Устойчивый туризм; 5. «Зеленая» промышленность; 6. «Зеленые» города[2]; 7.Управление отходами. Поддержка процесса перехода к «зелёной» экономике в КР обеспечивается через: 1. Устойчивое финансирование; 2. Фискальное стимулирование; 3. Устойчивые государственные закупки. «Программа развития «зеленой» экономики Кыргызской Республики на 2019-2023 годы», в планах мероприятий по разделу «зеленый город» в качестве мер по реализации ввел новые понятия, термины, инклюзивные процедуры, современные методы проектирования. Их реализация может существенно развить городскую политику по улучшению в управлении городами. Реализация принципов зеленых городов (эко-городов) предусматривает улучшение в областях планирования, управления, регулирования городскими, региональными территориями. Качественное и безопасное развитие инфраструктуры городской среды обеспечит устойчивую систему факторов, направленных на выявление потенциала самоорганизации городов [4,5,6,7.].

Концепции и стратегии макросистемы - Зелёной страны - зеленого градостроительства, ориентированы также на цели устойчивого развития. Таким образом, объект и предмет исследования – это новые модели городов, стратегии и концепции экогородов, предлагаемых нами для идентификации архитектуры и градостроительства в ожидаемых природно-климатических изменениях, где потребуются новые подходы в моделях жизнеустройства, концепциях экономики, урбанизации, поисков концепций формы и пространства архитектуры, в дизайне образа жизни в горных условиях.

Методология исследования

Методологию исследования определил источниковедческий материал, междисциплинарного характера. Синергетический метод актуален для преодоления раздробленности современной науки, для воссоздания целостного видения Образа мира, в обогащении науки новым понятийно-концептуальным аппаратом. Объекты исследования являются синергетическими, предметно предлагается раскрыть способности к самоорганизации и самоподдержанию систем жизнеобеспечения городов и выбрать концепции устойчивого развития экогородов в горной среде в условиях климатических изменений. Синергетический метод позволяет дать долгосрочное прогнозирование. В настоящее время мы используем сценарии развития в графических, визуализированных моделях.

Анализ и сопоставлении в рамках данного научного направления публикаций, касающихся рассматриваемой проблемы с целью выявления признаков зафиксировано также в следующих процедурах: 1.  Сводный анализ, составление схем, матрицы индикаторов, обобщение результатов исследования. 2. Прогнозирование и поиск новых ценностей в архитектуре в русле теории «синергетики» на основе выявленных закономерностей формирования объектов, в экспериментальных проектах. Территориальные границы исследования находятся в Кыргызской Республике.

Прогноз о грядущих проблемах, которые могут ожидать территорию Кыргызской Республики в природно-климатических изменениях

Ожидаемые изменения климата являются неблагоприятными для экономики республики (в первую очередь для сельского хозяйства), здоровья населения и природных экосистем. Третье национальное сообщение Кыргызской Республики по Рамочной конвенции ООН об изменении климата [8, 57] выявило:

1). «Адаптация к изменению климата является необходимым элементом деятельности, так как, учитывая уже выброшенные объемы парникового газа (ПГ), климатические изменения будут продолжаться в будущем при любом сценарии эмиссий. Кроме того, уже наблюдаемые изменения климата требуют принятия адаптационных мер». Ожидаемые изменения климата являются неблагоприятными для экономики республики (в первую очередь для сельского хозяйства), здоровья населения и природных экосистем.

2). Инвентаризация антропогенных эмиссий общая эмиссия ПГ в 2010 г. с учетом нетто-эмиссии в секторе ЗИЗЛХ[3], уменьшилась более чем в 2 раза и составила 13046 Гг СО2 -экв. по сравнению с 28712 Гг СО2 -экв. в 1990.  После резкого падения в период 1990–1995 гг., (совпадает с остановкой промышленных предприятий) далее суммарная эмиссия ПГ для КР медленно увеличивалась, но даже в 2008–2010 гг. была значительно меньше уровня значений 1990 г. суммарная эмиссия ПГ в 2010 г. составляет только 45,4% от эмиссии 1990 г. По отдельным секторам уменьшение эмиссии составило: • Энергетика – 66,8%; • Промышленные процессы – 41,8%;

3). Распределение общих эмиссий ПГ по регионам без учета стоков по всем секторам, за исключением сектора «Использование растворителей», где эмиссия ПГ отсутствует наиболее значительный вклад в общие эмиссии ПГ вносит г. Бишкек (более трети всех эмиссий) и из двух секторов – «Энергетика» и «Отходы». Далее идут Чуйская, Джалал-Абадская, Ошская, Баткенская, Иссык-Кульская, Нарынская области, г. Ош и Таласская область. Для всех областей характерен существенный вклад сектора «Сельское хозяйство», а вклад сектора «Промышленность» значителен только в Чуйской области.

К вышеуказанным проблемам прибавляются другие материалы по фактическим данным:

4). Теоретические и экспериментальные результаты в прогнозах по «глобальным экосистемным порогам, обусловленных засушливостью» - авторы отмечают, что увеличение засушливости является основным в изменении климата и повлияет на несколько компонентов экосистемы, но необходимо выяснить будут ли эти воздействия постепенными или резкими [9]. Нелинейные изменения экосистемы в ответ на такие процессы как выпас скота. Давление или изменение климата составляют основу теории опустынивания и обычно демонстрируются с использованием математических моделей, которые предсказывают наличие единичных порогов в определенных структурных атрибутах, таких как растительный покров или пространственная структура. «Увеличение засушливости привело к системным и резким изменениям в большинстве атрибутов экосистем, которые происходили последовательно в трех фазах, характеризующихся резкими спадами продуктивности растений, плодородия почвы и растительного покрова / богатства при засушливости. (1 - индекс сухости) значения 0,54, 0,7 и 0,8.» [9, с. 787].

Установлено, что таяние ледников является необратимым процессом:

5). Прогнозы по состоянию ледников на сегодняшний день площадь оледенения снизилась на 20%. К 2025 году не будет 30% ледников. К 2100 году не останется ледников. При таком негативном сценарии прогнозов, которые меняют природно-климатические условия, флору и фауну экономике будет нанесен сильнейший удар.

6). Карты по рискам, как оползни, сели и подтопление, прорывные озера, камнепады и лавины и т.д показывают небольшие изменения. 

7). Территория КР – это 93% горы, где строить нельзя по сейсмическим причинам, в подвижных рельефах, в условиях непредсказуемой геофизики, не изученности. При неблагоприятных климатических сценариях, практически вся территория республики, занимаемая пашней, попадает в зону пустынь и полупустынь, а с таянием ледников начнутся потопы в 7% долинах, где построены все города и села.  Например, на территории Кыргызстана 750 озёр, водохранилищ и мелких прудов, которые занимают 3,4% территории республики. Из них 16 озёр и 11 водохранилищ имеют каждое более 1 км2 площади. Преимущественно, озёра расположены в высокогорной зоне, у конца ледников, в пределах высот 3000—4000 м.  При таянии ледников потенциально способны затопить населенные пункты.

Рисунок 1. Фрагмент карты сейсмической характеристики Земли. Почти вся территории КР находится в самой коричневой, разрушительной зоне.

 

8). Сроки капитального строительства промышленных, общественных, жилых объектов – 50 лет, инфраструктуры – 30-40 лет, и они достигли предельного срока службы. Инженерная инфраструктура изношена на 90% [4]. Существует угроза техногенных аварий.

9). За период Независимости страна сдала позиции индустриальной страны переходя к аграрной и коммерческой по типу хозяйствования, а промышленные, производственные предприятия стали малочисленными и составляют – 15%. К числу основных, кроме водно-ресурсной, горнодобывающей, легкой промышленности и туризма, градообразующими являются более 10 000-малых и средних предприятий. Таким образом развитие городов на индустриальной основе уже проблематично.

10). По данным НСК (нацстатком) – 72% населения работают в сфере сельского хозяйства и коммерции, что является также показателем самозанятости. Как изменится качество социальной карты, будет ли готова к вызовам природно-климатических изменений, станет ли адаптивной, устойчивой, чтобы встретить их?

11). Программой ООН по окружающей среде при поддержке правительства Австрии реализуется проект «Действия по предотвращению изменения климата в развивающихся странах с уязвимыми горными экосистемами в (суб) региональной перспективе». Проект направлен на оказание поддержки горным странам в пяти субрегионах (Центральная Азия, Восточная Африка, Южный Кавказ, Тропические Анды, и Западные Балканы) для включения вопросов адаптации к изменению климата в их соответствующие стратегии, планы и программы развития. [10].  В упоминаемом проекте было сделано ранжирование по текущим уязвимостям к изменению климата ЦА региона и потенциальные воздействия стихийных бедствий (засух, наводнений), которые относятся к числу  сдерживающих факторов устойчивого развития, как: бедность, развитие инфраструктуры, энергетика, сельское хозяйство, продовольственная безопасность[4].

В сентябре 2019 года ООН провел Саммит по климату, посвященный ключевым областям, которые имеют «наибольшее значение для решения задач в области изменения климата — тяжелая промышленность, природные решения, города, энергетика и финансирование мер по борьбе с изменением климата» [10].

В мае 2021 года Генеральный секретарь ООН обратился ко всем странам Мира с призывом к действиям в области климата, что в борьбе с изменением климата нельзя терять времени  [11]. 

Таким образом, вышеперечисленные факторы дают достаточные основания актуальности и необходимости специального рассмотрения программой или национальным проектом вопросы по подготовке городов и сел к климатическим изменениям.

Обоснование.

На территории городов все факторы изменений рассматриваются в синергетическом соединении – в «живом организме» города, в системах жизнеобеспечения и их окружающей среды, сценарий которых будет разительно отличаться от отдельно взятых вышеприведенных нами 11-ти негативных факторов климатических изменений и действий по их смягчению.  Многофакторные взаимовлияния, взаимодействия   по климатическим изменениям нуждаются в   научных исследованиях,   в моделировании, в сценариях развития, прогнозировании на экспериментальных площадках или на территории конкретного города, чтобы избежать долгосрочные негативные последствия урбанизации.

В некоторых современных городах вводятся системы климат-контроля, с учетом климатических изменений, строятся новые модели, меняется формат городов, как например город Masdar City в Дубай [12]. Masdar City можно отнести к малым копиям городов будущего.

В отсутствии массива научных работ по теме статьи, мы можем в эмпирическом видении (как оценка, наблюдения, опыт) предположить, что в высокогорных природно-климатических условиях изменения климата в городах и населенных пунктах будут иметь заметное влияние на жизнедеятельность. К примеру, в Кыргызстане водные ресурсы – это ледники, поэтому все долины и ущелья имеют реки и речушки от высокогорных, не редко  прорывных озер, и все города и населенные пункты расположены внутри этих долин. По негативным сценариям развития, предположительное графическое моделирование ситуаций покажет при таянии ледников селевую, сейсмическую активность, а далее частичный потоп городов. Так как долины, ущелья, где расположены города частично затопит, то вопрос будет поставлен о необходимости строительства на более высоких отметках, где активны сейсмические или непредсказуемая геофизика, не изученная геодинамика ландшафтов.    В последующих прогнозах предсказывается засуха, опустынивание территорий, то есть теперь уже строительство должно вестись в условиях аридного климата, уже с другими нормативно-техническими требованиями к строительству, генпланам населенных мест.  Но в Кыргызстане не умеют строить в условиях высокогорья, в условиях опустынивания, значит приоритетными проблемами в научных исследованиях должны быть строительство в ранее неизученных условиях, а также реконструкции городов, при возможных сценариях потопов и засухи.    Кыргызстан источник мировых запасов пресной воды, источник воды для стран находящихся в низовьях, через территории которых проходят русла больших рек, поливной воды, и проблемы, прогнозируемые для нашей страны, затронут и будут иметь последствия регионального значения.

Основные результаты исследования заключаются в следующем:

  1. Природно-климатические изменения, смена флоры и фауны, которые будут сопровождаться в течении длительного времени должны быть комплексно изучены и спроектированы в нескольких сценариях развития на основных пространствах организации жизни, как города и населенные пункты. Для этого целесообразно ввести национальные программы или проекты по подготовке городов и сел к климатическим изменениям, менять городские политики в сторону создания безопасных пространств жизни и ресурсоэффективности систем жизнедеятельности, подготовить адаптивные системы для человека.
  2. Мир стал непрогнозируемым, из-за неожиданных потрясений, как covid-19, социально – экономические, экологические, климатические изменения. В Кыргызской Республике каждый 3-й человек проживает за чертой бедности, а в зоне постоянного риска около 60% населения, которые при достаточных внешних, внутренних, в том числе климатических воздействий могут перейти к числу первых. В условиях слабого по социально-экономическим показателям, развивающейся страны, в приоритетных вопросах должны быть прогнозирование, предвидение негативных сценариев и планирование по их преодолению. Прогнозировать Будущее невозможно, но ее можно спроектировать и договориться реализовать, к тому выводу приходят ведущие в мире эксперты. В этом смысле лучше всего начать проектировать Будущее заблаговременно, учитывая максимальные риски развития.

 Фундамент для экогородов должен быть заложен сегодня

 Срок капитального строительства равен 50 лет, то, что возводится сегодня должно простоять 50 лет. Но уже сегодня по негативным сценариям развития предсказывают потопы и затем наступление маловодия, до исчезновения ледников к 2100 году. Это означает, что надо строить в большом количестве дамбы, плотины, водохранилища, а модели городов должны иметь новый формат. Горная республика имеет ограниченные возможности транспортной мобильности из-за своего ландшафта, поэтому одним из главных систем организации городов и населенных мест предпочтительно ориентировать на самодостаточное, автономное (по типу кантонов в Швейцарии), экологическое развитие и соответствующую   инфраструктуру с цифровизацией среды.

С учетом кардинальных изменений природно-климатический условий в долгосрочные периоды ставится вопрос о безопасности территорий, нужны модели, стратегии и прогнозные сценарии развития Будущего.

Заключение

Необходимо инициировать, вносить предложения в международные исследовательские центры, фонды, институты о сотрудничестве в области научных исследований по темам:

  1. Подготовка городов и сел по адаптации к изменениям климата;

Мы понимаем, что нужны глобальные, региональные усилия институтов по научно-экспертному сотрудничеству в целях сохранения ресурсов и адаптации городов и населенных мест не только Кыргызской Республики. В настоящее время, Национальный институт  стратегических исследований Кыргызской Республики работает над новым научным направлением: «Стратегия развития городов КР в условиях климатических изменений».

Источник финансирования исследований

Источник финансирования исследований – проект: Инициатива ООН, «Партнёрство за действие по зеленой экономике», (UN PAGE), контракт национального   консультанта по зеленым городам ПРООН КР. Исследования выполнялись на тему «зеленый город», но тема статьи не финансировалась.

Литература

  1. Концептуальная записка и программа семинара [Kontseptual'naya zapiska i programma seminara] (Concept note and workshop program). [Electronic resource] URL:https://www.unescap.org/sites/default/files/Концептуальная%20записка%20Бишкек_%20окончательный.pdf с ссылкой к источнику на платформе .Stat Suite [S ssylkoi k istochniku na platforme .Stat Suite] (with a link to the source on the .Stat Suite platform ) [Electronic resource]  URL:http://data.unescap.org/escap_stat/.  (access date: 15.02.2021).
  2. Light A. & Britton M. (2018) A Look at Cities in Africa and the Middle East, Oxford Economics (2).
  3. Программа развития «зеленой» экономики в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы [Programma razvitiya «zelenoi» ehkonomiki v Kyrgyzskoi Respublike na 2019-2023 gody] (Program for the Development of a Green Economy in the Kyrgyz Republic for 2019-2023) [Electronic resource]   URL:http://mineconom.gov.kg/ru/direct/302/335 (access date: 15.02.2021).
  4. Насирдинова А.М. (2019) Потенциал развития городов и сёл Кыргызской Республики по современному состоянию инфраструктуры [Nasirdinova A.M. (2019) Potentsial razvitiya gorodov i sel Kyrgyzskoi Respubliki po sovremennomu sostoyaniyu infrastruktury] (A.M. Nasirdinova (2019) Development potential of cities and villages of the Kyrgyz Republic according to the current state of infrastructure, Bulletin of the KRSU (19).
  5. Насирдинова А.М.(2019) Рекомендации по улучшению городской инфраструктуры в целях сохранения экологии и здоровья населения [Nasirdinova A.M. (2019) Rekomendatsii po uluchsheniyu gorodskoi infrastruktury v tselyakh sokhraneniya ehkologii i zdorov'ya naseleniya] (Nasirdinova A.M. (2019) Recommendations for improving urban infrastructure in order to preserve the environment and public health), Bulletin of the KRSU (19) 12.
  6. Насирдинова А.М. (2019) Законодательная основа к проекту «стратегия пространственного развития Кыргызской Республики» [Nasirdinova A.M.  Zakonodatel'naya osnova k proektu «strategiya prostranstvennogo razvitiya Kyrgyzskoi RespublikI»]  (Nasirdinova A.M. (2019) Legislative basis for the project "strategy of spatial development of the Kyrgyz Republic", Bulletin of the KRSU (19).
  7. Насирдинова А.М. (2020) Метод, разработанный для дополнения стратегий развития городов разделом “стратегия пространственного развития” [Nasirdinova A.M.    Metod, razrabotannyi dlya dopolneniya strategii razvitiya gorodov razdelom “strategiya prostranstvennogo razvitiya”] (Nasirdinova A.M. (2020) A method developed to complement urban development strategies with the "spatial development strategy" section, Bulletin of the KRSU (20).
  8. Третье национальное сообщение Кыргызской Республики по Рамочной конвенции ООН об изменении климата. – Б.: ОсОО «Эль Элион», 2016. – 274 с. ISBN 978-9967-11-576-7 [Tret'e natsional'noe soobshchenie Kyrgyzskoi Respubliki po Ramochnoi konventsii OON ob izmenenii klimata. – B.: OSOO «Ehl' Ehlion», 2016. – 274 s. ISBN 978-9967-11-576-7] (Third National Communication of the Kyrgyz Republic on the UN Framework Convention on Climate Change. - B .: LLC "El Elyon", 2016. - 274 p. ISBN 978-9967-11-576-7)
  9. Delgado-Baquerizo M., Solivers S. & Berdugo M. (2020) Global Ecosystem Thresholds Driven by Aridity, Science (367), 787-790, DOI: 10.1126/science.aay5958. [Electronic resource]   URL:http://www.sciencemag.org/about/science-licenses-journal-article-reuse. https://science.sciencemag.org/content/367/6479/787. (access date:02.2021).

 

  1. Генеральный секретарь ООН провел Саммит по климату ( 2019)[General'nyi sekretar' OON provel Sammit po klimatu] (UN Secretary General hosted Climate Summit) [Electronic resource] URL: https://grid.cld.bz/Outlook-on-Climate-Change-Adaptation-in-the-Central-Asian-Mountains1/7/ (access date: 22.03.2021).
  2. Генеральный секретарь ООН призывает к действиям в области климата [General'nyi sekretar' OON provel Sammit po klimatu] (UN Secretary General calls for climate action) [Electronic resource]   URL:https://youtu.be/k8uTWEPczV0. (access date: 31.05.2021).
  3. Masdar City: первый в мире эко-город будущего [Masdar City: the world's first eco-city of the future] (Masdar City: the world's first eco-city of the future) [Electronic resource]   URL:http://royaldesign.ua/ru/masdar-city-pervyiy-v-mire-eko-gorod-buduschego.bX69f/ (access date: 14.02.2021).

[1] Насирдинова, А. (2021). К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ПОДГОТОВКЕ ГОРОДОВ К АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА. CENTRAL ASIA’S AFFAIRS82(2), 31–39. извлечено от http://journal-caa.kisi.kz/index.php/caa/article/view/22

 

 

[2] Результаты проведенного нами исследований, рекомендации, цели и задачи, меры и пути решений внедрены в «Программе развития «зеленой» экономики в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы», разделом зеленый город, в приоритетное направление Правительства (примечание автора статьи). 

 

[3] ЗИЗЛХ - землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство

 

[4] Обзор обсуждался на заседаниях Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР) и принималась к сведению посредством Решения № 6, Апрель 2014 г., Душанбе, Таджикистан; Решения № 7, Июнь 2015 г., Ашхабад, Туркменистан; Решения № 2, Май 2016 г., Ашхабад, Туркменистан.

 

Прочитано 391 раз