Меню

НИСИ КР формирует свой кадровый резерв. Подробнее по телефонам: 0312 97-95-95 или по электронной почте: office@nisi.kg

Мнение эксперта по региональной безопасности в ЦА и дальнейшего развития ситуации Афганистане с приходом Джозефа Байдена


Справочно: Шер Жан Ахмадзай занимал различные должности в Администрации Президента Исламской Республики Афганистан. До отъезда из Афганистана в 2007 г., он работал директором президентского графика в Администрации президента Хамида Карзая. С 2016 года является директором Центра изучения Афганистана при университете штата Небраска. 

/

Мирное соглашение по установлению долговременного мира в Афганистане между США и движением «Талибан», который был подписан в феврале 2020 года является тактическим ходом Трампа в ответ на внутренние политические события в США. Этим соглашением, президент Трамп хотел набрать себе дополнительные очки перед президентскими выборами. Такого рода стратегические документы должны соответствовать основным внешнеполитическим целям Вашингтона и способствовать продвижению национальных интересов США за ее пределами. Трамп был больше озабочен личной политической выгодой от этого соглашения, нежели с окончанием многолетней войны в Афганистане. Нужно также отметить, что решение президента Трампа подписать мирный договор США с Талибаном не нашел всеобщей поддержки ни в Республиканской партии, ни в Демократической партии США.

Вновь избранный президент Байден также, как и его предыдущие коллеги, хочет прекратить войну и завершить полный вывод присутствия американского военного контингента с территории Афганистана. Однако, в Вашингтоне существуют большие разногласия по осуществлению этих мероприятий. Можно просто вывести войска, не подумав о дальнейших последствиях такого решения, либо поставить во главу угла защиту американских интересов в Афганистане.

Согласно обязательству, в рамках мирного соглашения между США и Талибаном, к 1 мая 2021 года на территории Афганистана не должен оставаться ни один американский солдат. Ситуация в Афганистане по-прежнему остается напряженной. Талибан не выполняет своих обязательств по договору и ведет активные боевые действия против правительственных войск. В связи с этим, президент Байден пересматривает мирное соглашение подписанный Администрацией Трампа. США планирует провести анализ раннее подписанного Соглашения.

Считаю, что США не выведут войска к 1 маю 2021 г., как было договорено в соглашении. Поскольку, вывод войск из Афганистана приведет к потере всего прогресса, который был достигнут за последние 20 лет. Ситуация в Афганистане может резко ухудшится, и что скорее всего приведет к обратному введению американских войск и со стороны США к более значительным затратам на реконструкцию страны.

Администрация президента Байдена для переговоров с Правительством Исламской Республики Афганистан направила своего специального представителя США по вопросам примирения в Афганистане Залмай Халилзада. Это очень корректное решение, в корне отличающееся от подхода президента Трампа, который исключал из стола переговоров самого главного игрока – Правительство Афганистана.

Безусловно, события, которые происходят в Афганистане имеют прямые или косвенные последствия для стран Центральной Азии. Помимо культурных, религиозных и этнических связей, Афганистан и ЦА объединяет вода. Афганистан генерирует большую часть воды, которое потребляется Узбекистаном и Туркменистаном. Когда мы разделяем воду, мы еще разделяем проблемы. Любой инфраструктурный проект на русле трансграничной реки может повлечь огромные негативные последствия для пользователей, которые находятся ниже по течению. По моему мнению, по водным вопросам, страны ЦА должны активно включать Афганистан в диалоговое поле. Последнее как раз и поможет начать интеграцию Афганистана в политические и экономические процессы ЦА.

В рамках планов по миростроительству, одной из основной целью США является экономическое соединение Афганистана со странами ЦА. Последнее откроет новые экономические возможности миллионам людей, проживающих в этом регионе, т.к. Афганистан можно использовать в качестве моста между ЦА и южноазиатскими странами (Иран, Пакистан, Индия и т.д.). В настоящее время имеются ряд перспективных проектов, как железная дорога Узбекистан – Иран, газопроводная магистраль Иран –Узбекистан, энергетический проект CASA -1000. Однако, без стабильности, об интеграции Афганистана со странами ЦА, можно забыть. Активные боевые действия между правительственными войсками, Талибаном и ИГИЛ не позволят осуществить вышеперечисленные инфраструктурные проекты на территории Афганистана.

Отмечаю, что на территории Афганистана находятся бандформирования из стран ЦА. Пролонгация конфликта в Афганистане и укрепление/увеличение позиций Талибана и ИГИЛ создаст идеальные условия для центральноазиатских террористических ячеек, что может напрямую отразиться на стабильности в регионе.