Меню

НИСИ КР формирует свой кадровый резерв. Подробнее по телефонам: 0312 97-95-95 или по электронной почте: office@nisi.kg
  • 07 дек 2021

Сделать лучше, чем было или независимая аккредитация – путь к повышению качества образования


На традиционном ежегодном августовском совещании учителей, состоявшегося в нынешнем году в сентябре 2021 года из-за карантинных мер и по причине переноса начала нового учебного года на 15 сентября, участникам форума была представлена программа министра образования и науки Кыргызской Республики Купешева Болотбека Душековича на 2021 -2024 годы. Программа добротная, грамотная, охватывающая все аспекты сферы образования и нацеленная на решение существующих проблем путем выполнения конкретных задач по достижению целей, обозначенных в программе. К большому сожалению, вероятнее всего, с программой министра образования получили возможность ознакомиться только участники учительского форума, а широкая общественность практически осталась в неведении, поскольку просмотр интернет - ресурсов СМИ за указанный период показал, что они не проявили должного внимания ни к форуму, ни к программе министра, ограничившись скупыми новостными заметками о прошедшем форуме. Не придала должного значения программе министра и пресс-служба МОНК КР т.к. на сайте кроме фотографий с форума и кратких сообщений тоже ничего обнаружить не удалось.

Между тем, как представляется, проблемы образования должны находится постоянно в центре внимания общественности в свете происходящих изменений глобального характера, поскольку пандемия COVID-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования во всем мире, и, случившееся должно стать напоминанием о важнейшей роли учителей и о том, что на правительствах лежит постоянная обязанность заботиться о работниках сферы образования.

Чтобы кризис образования не превратился в поколенческую катастрофу, необходимы срочные действия со стороны всех субъектов-общества, бизнеса, правительств. МОиН КР являясь одним из таковых разработал свою программу развития образования.  К вопросу о том, как выполняется Программа Министра образования мы еще не раз вернемся в следующих статьях, а сегодня мне бы хотелось обратиться к одному из актуальнейших вопросов современного образования Кыргызстана­­­­­­­­­­­­­-­­­­проблеме независимой аккредитации образовательных организаций, как одному из эффективных инструментов повышения качества образования. 

     Итак, что же предлагается в программе главы Министерства образования Б. Купешева в части обеспечения качества образования? Так, из презентации Программы министра на августовском (сентябрьском) совещании предлагается, в частности:

-разработать и внедрить в учебных заведениях системы менеджмента качества, отвечающие международному стандарту ISO 9001: 2015;

-утвердить и ввести в действие новое Положение о лицензировании, в котором лицензионные требования переработаны в соответствии с новыми образовательными технологиями и цифровизацией, коррупционные зоны устранены и обеспечена полная прозрачность процедуры лицензирования;

-разработать и ввести в действие единые онлайн выпускные экзамены в школах;

-улучшить процедуру независимой аккредитации учебных заведений и образовательных программ, создать независимые центры тестирования и сертификации;

-ввести в действие систему независимой сертификации профессиональных компетенций выпускников НПО, СПО и ВПО и желающих лиц.

Как видим, Программа министра предлагает комплекс мер, которые позволят существенно повысить качество образования в КР.  

Однако, как отмечалось выше, сегодня речь пойдет о проблемах, роли и месте независимой аккредитации в обеспечении качества образования, как ключевого инструмента в этом вопросе.

В мировой практике аккредитация является не только инструментом повышения качества и признания уже имеющихся достижений, но и механизмом выявления наличия положительных тенденций в развитии учебных заведений. По действующему законодательству аккредитация - процедура оценки уровня качества образовательной организации в целом или ее отдельных образовательных программ с целью признания соответствия образовательной организации или образовательной программы требованиям и критериям, установленным не ниже требований и критериев, определенных Правительством Кыргызской Республики.

Практика деятельности независимых агентств доказывает, что процедура аккредитации является универсальным механизмом повышения самоконтроля образовательных организаций, позволяющая выявить слабые стороны в подготовке специалистов, наметить пути дальнейшего совершенствования и развития образовательных организаций, но главное, обеспечить высокий уровень образования. Практика также показывает, что внимание к качеству образования со стороны государства и общества, несомненно, способствовало стремлению учебных заведений повышать качество образовательных услуг, создавая конкурентную среду среди организаций образования.

Вместе с тем, практика деятельности независимых агентств также показала необходимость внесения поправок в действующее законодательство, с целью совершенствования деятельности, как процедуры аккредитации, так и деятельности аккредитационных агентств.

В настоящее время в Кыргызстане осуществляют независимую аккредитацию 6 агентств. Особняком среди них, на мой взгляд стоит, Агентство по аккредитации образовательных программ и организаций (ААОПО), которое является пионером в сфере создания и продвижения в стране данного института. Сегодня ААОПО – ведущее аккредитационное агентство, которое за годы своей плодотворной деятельности приобрело высокий статус и авторитет в образовательном пространстве.

По мнению основателя Агентства профессора, доктора технических наук Исмаилова Бактыбека Искаковича «независимая аккредитация во всем мире признана самым эффективным внешним инструментом обеспечения качества образования. Во многих международных документах отмечается, что аккредитационные агентства должны быть независимы от государственных органов и учебных заведений. Вначале в Кыргызстане аккредитация проводилась только независимыми агентствами. Через несколько лет право на аккредитацию в сфере школьного и среднего профессионального образования получило Министерство образования и науки КР. Аккредитация МОиН КР никак не может быть названа независимой, так как оно управляет учебными заведениями. Получается, что тот, кто управляет, тот и оценивает. Производитель оценивает произведенную им продукцию, а не потребитель! Таким образом, на сегодня, аккредитация в высших учебных заведениях остается независимой, а в средних профессиональных учебных заведениях и школах - одновременно и независимой, и государственной. Ситуация усугубляется еще и тем, что Национальный аккредитационный совет создается при МОиН КР и председателем его является министр образования науки КР. Разрешение работать агентствам и самому себе дает МОН КР. Это является конфликтом интересов. Поэтому необходимо сделать аккредитацию полностью независимой как во всех развитых странах. Нормативная база аккредитации также имеет проблемы. Минимальные требования к аккредитации (стандарты и критерии) были утверждены Правительством в 2016 году, и, которые должны неукоснительно выполняться. Однако, не все аккредитационные агентства придерживались этих стандартов и критериев. Некоторые агентства использовали свои стандарты и критерии. Например, отдельные программы были аккредитованы на 3 года условно одним из агентств, хотя в законодательстве КР такой нормы не существовало. Юридически это означает, что агентство нарушило закон, что недопустимо. В то же время, в развитых странах стандарты и критерии не утверждаются Правительствами, что вытекает из принципа независимости аккредитационных агентств от государственных органов и учебных заведений. Необходимо пересмотреть данную ситуацию и, возможно, предоставить агентствам, самим формулировать стандарты и критерии. Обоснованность стандартов и критериев может определить Национальный аккредитационный совет при очередной проверке агентства. Аккредитационные стандарты и критерии агентств должны соответствовать передовой международной практике».

Как видим, проблем в этой сфере предостаточно и будем надеяться, что в рамках выполнения Программы министра образования КР Б. Купешева барьеры, препятствующие развитию независимой аккредитации образовательных организаций будут решены. Представляется, что внедрение независимой аккредитации будет введено и при оценке качества деятельности дошкольных образовательных организаций, поскольку  пункт 7.3. «Образованная нация» Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года гласит: «В целях развития услуг дошкольного образования, с различной вариативностью способных оказывать услуги в условиях эпидемии или введения ограничений, необходимо пересмотреть систему лицензирования, аккредитации услуг дошкольного образования».

В свете сказанного, представляется необходимым внесение изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в этой сфере в части  нормативного закрепления наработок, достигнутых за время деятельности независимых агентств в стране, в том числе в период пандемии и тем самым дать импульс развитию и совершенствованию деятельности института независимой аккредитации.

                               Сейитжан Апышев, научный сотрудник НИСИ КР

Прочитано 841 раз