Меню

НИСИ КР формирует свой кадровый резерв. Подробнее по телефонам: 0312 97-95-95 или по электронной почте: office@nisi.kg
  • 17 дек 2021

Угроза неприкосновенности государственной границы Кыргызстана, потенциальные риски в связи с незавершенностью процесса ее делимитации и демаркации


С распадом СССР в истории стран Центральной Азии особое место занимает проблема юридического оформления линии государственной границы (делимитации и демаркации). Актуальными на сегодняшний день становятся вопросы обеспечения неприкосновенности государственной границы  и национальной безопасности страны.

Наиболее сложной процедурой в этом процессе является достижение согласования линии границы на оспариваемых участках и территориях. Достижению взаимоприемлемого решения в этом процессе препятствует заинтересованное внимание приграничного населения Сторон, которые относятся с недоверием к переговорному процессу. Сомнения в возможности справедливого разделения приграничных территорий с их природными ресурсами являются причинами протестных настроений приграничного населения.

Приграничные конфликты, включая вооруженные стали уже закономерностью, случаются каждый год и их количество не снижается, о чем свидетельствует статистика последних лет. Граница как живой организм, то «засыпает», то «просыпается» на спорных участках местности, ни одной из Сторон пока не удается заблаговременно определить день и время начала конфликта. Увы, ситуация на оспариваемых участках местности может обостриться в любой момент и это горькая реальность. Стало уже практически нормой после каждого относительно крупного конфликта в целях разрешения пограничных инцидентов и локализации конфликтных ситуаций проводить погранпредставительские встречи на уровне руководителей пограничных ведомств, пограничных представителей и на уровне глав областей Сторон и заявлять о необходимости соблюдения ранее достигнутых совместных договоренностей, но конфликты случаются сегодня с пугающей периодичностью.

Почему ситуация в приграничных районах с каждым разом становится все острее? Потому что если раньше делимитация проходила по горам и по вершинам, то в настоящее время межправительственная комиссия по делимитации и демаркации государственной границы между Кыргызстаном и Таджикистаном, а также с Узбекистаном рассматривает спорные участки на равнинной местности. Данный процесс непосредственно затрагивает земли, где живут люди, их дома и огороды. Естественно никто не хочет уступать, никто не хочет отдавать земли где жили их предки.

Нужно признать, что сегодня приграничные жители живут в зоне повышенного риска для жизни в режиме «повышенной готовности». Камнем преткновения в переговорном процессе по делимитации и демаркации границ является, замысловатая переплетенность отдельных ее участков, где дома местами расположены в шахматном порядке, что в свою очередь затрудняет возможность их межгосударственного размежевания.

 

Текущая ситуация

Конфликты, имевшие место на приграничных участках Кыргызстана с Узбекистаном и Таджикистаном за последние годы, позволяют характеризовать существующую ныне ситуацию, как относительно стабильную, но с элементами напряженности. Прохождение линии границы на неописанных и несогласованных участках оспаривается Сторонами, из-за разногласий достигнуть компромисса не удается на протяжении нескольких лет. Приграничные жители сопредельных стран, не дожидаясь завершения переговорного процесса по делимитации и демаркации границ периодически предпринимают попытки возведения и обустройства на неописанных участках различных строений (возведение заборов, стен, рытья каналов и т.д.), что приводит к конфликтам.  

Заявления Сторон о готовности завершить работу по юридическому оформлению линии государственной границы, и предпринятые практические шаги, не смягчили в должной мере напряжение в отношениях приграничного населения и пограничных служб сторон. Достигнутые ранее совместные договорённости в конфликтных ситуациях не соблюдаются.

До завершения делимитации и демаркации государственной границы, составления Договора с соседними республиками о прохождении линии государственной границы, ратификации данного Договора и вступления его в законную силу, приграничные проблемы, возникающие на государственной границе, сегодня регулируются следующими способами:

- путем проведения переговоров на уровне руководителей пограничных ведомств, достижением договоренностей и принятием протокольных решений на данном уровне;

- урегулирование отдельных вопросов на уровне глав областных, районных администраций, и пограничных представителей на местах.

Приграничные конфликты из-за незавершенности процесса делимитации и демаркации границ мешают нормальному функционированию транспортных потоков, развитию приграничных территорий, разрывает экономические, культурные связи между сообществами, теряет инвестиционную привлекательность, обостряет и осложняет межгосударственные отношения.

Факторы конфликтности между приграничными жителями

- незавершенность международно-правового оформления государственной границы с Таджикистаном и Узбекистаном;

- недостаточное обустройство государственной границы и низкая техническая оснащенность пограничных подразделений. В следствии нерешенности данного вопроса на границе происходят пограничные конфликты и инциденты, в том числе с человеческими жертвами;

- на проблему неразрешенности границ накладывается проблема водо-земельных споров, контрабанды, незаконного пересечения границ и нелегальной миграции, интенсивный рост численности населения в анклавах. Данные обстоятельства являются главным фактором этно-территориальной конфликтности между гражданскими сообществами Сторон;

Экспертное сообщество полагает, что присоединение Узбекистана и Таджикистана к Евразийскому союзу, общая таможенная территория и свобода передвижения граждан в рамках Союза дадут возможность снять наиболее острые вопросы малого приграничного движения и торговли, в чем крайне заинтересовано местное население, не считающее свои торговые отношения с соседями контрабандой;

Основные проблемы, которые оказали влияние на произошедшие 28-30 апреля 2021 года события в Баткенской области:

- имеется комплекс проблем военного, пограничного, социально-экономического характера;

- отсутствие институциональной памяти и преемственности в работе государственных органов из-за частой смены руководителей, а также членов межправкомиссии, тогда как у деятельность сопредельной стороны строится на планомерной и системной основе;

- на заре независимости страны осуществлялась бесконтрольная продажа земель и домов, что привело к незаметной ползучей экспансии со стороны населения сопредельной стороны.

- усугубление проблем нелегальной экономической деятельностью приграничным населением, нелегальное распределение водных ресурсов, нелегальное использование пастбищ на приграничных территориях, наркотрафик и вовлеченность в эти процессы представителей правоохранительных органов обеих сторон;

- недостаточное финансирование Министерства обороны, Пограничной службы от запрашиваемой ими суммы;

- имеющиеся алгоритмы действий руководителей местных органов власти при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе военных действий не срабатывают из-за частой смены руководителей местных органов власти;

- не извлекаются уроки из опыта произошедших ранее пограничных конфликтов;

 

Потенциальные риски неприкосновенности государственной границы КР

- осложнение межгосударственных отношений и предъявление Кыргызстану территориальных претензий, в том числе с намерением применить военную силу;

- концентрация сопредельной стороной войсковых формирований и развитие военной инфраструктуры вблизи государственной границы с КР;

- вооруженные провокации на границе, в том числе нападения на объекты и сооружения, установленные в близи государственной границы;

- возникновение на территории сопредельных государств вблизи государственной границы массовых беспорядков, очагов вооруженных конфликтов;

- попытки проникновения на территорию республики членов международных террористических и экстремистских организаций, незаконных воинских формирований;

- противоправная деятельность террористических организаций, трансграничных преступных групп по дестабилизации общественно-политической ситуации в отдельных приграничных районах;

- массовая миграция приграничного населения из-за снижения уровня благосостояния и качества жизни, в том числе повышенного для жизни риска;

- нехватка земель в анклавах из-за демографического роста, «ползучая» демографическая экспансия из сопредельной стороны посредством приобретения домовых строений через подставных лиц;

- возникновение вблизи государственной границы чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного и иного характера, создающих условия для ее незаконного пересечения;

- официальные публичные высказывания (неосторожные заявления) должностных лиц государственных органов касающихся вопросов внешней и государственной пограничной политики, могущие нанести урон стратегическим национальным интересам;

- преднамеренное затягивание или прекращение процедур международно-правового оформления государственной границы;

 иные процессы трансграничного характера и их последствия, способные привести к нарушению режима государственной границы.

Практика урегулирования приграничных конфликтов предусматривает проведение следующих мероприятий:

- прекратить любые военные действия на оспариваемых участках и отвести войсковые силы и средства от линии границ;

- проведение переговоров должно осуществляться мирным путем без угрозы давления политического, военного и экономического характера;

- для снятия напряженности и исключения вброса в информационное пространство недостоверной, фейковой информации о ходе переговоров Стороны практикуют обоюдно согласованный пресс-релиз по итогам встреч;

- стороны договариваются что СМИ объективно информируют население о потерях и пострадавших с обеих Сторон. Вместе с тем, СМИ должны предоставлять объективную информацию и выдерживать баланс мнений;

- стороны договариваются о неразглашении деталей переговоров до ратификации Соглашения; 

- демилитаризация приграничных участков от регулярных войсковых подразделений, усиление совместной работы правоохранительных органов по выявлению зачинщиков конфликта и справедливое правосудие для виновных лиц;

- создание правоохранительными органами совместных мобильных групп реагирования для расследования правонарушений на спорных участках для снижения напряженности;

- урегулирование приграничных конфликтов должно осуществляться на основе взаимного компромисса. При их решении стороны в соответствии с принципами равноправия и взаимоуважения должны проводить конструктивные переговоры на основе взаимных уступок.

В современном мире жизненно важную роль в сдерживании конфликтов и в их урегулировании играют Меры укрепления доверия и безопасности (далее МДБ). Классические МДБ касаются специфических вопросов, таких: как обмен данными о передвижении войсковых подразделений и военной техники, предварительные уведомления о передислокации войск или военных учениях, подписание Соглашения, вводящее ограничения на развертывание войск и вооружений определенных типов в конкретном районе и т.д.

МДБ важны в военной области в плане предотвращения наращивания вооружения или «случайного» возникновения военных конфликтов.

Методы и меры, которые могут снять напряжение между гражданскими приграничными сообществами

- всесторонняя оценка оспариваемых земель (участков местности) с последующим равноценным обменом территорий, где это возможно нейтральными территориями, с учетом национальных и местных интересов;

- разделение поровну тех участков, по которым договориться не удается;

- цивилизованные условия для жизнедеятельности населения в анклавах и их окрестностях можно создать принятием сторонами Соглашения «О режиме анклавов», максимально учитывающего интересы каждой стороны; 

- при необходимости переселение домохозяйств вглубь территории, на выкупленных и в тоже время описанных прохождением линии границы участках создать широкую санитарную пограничную полосу (зону), с возведением инженерно-заградительной системы, а в местах, где невозможно обойти небольшие участки сопредельной территории – совершить взаимовыгодный обмен территориями. Созданная таким образом широкая пограничная полоса станет свободной от прямых нездоровых контактов и конфликтов между жителями приграничья. Пограничники смогут в обычном режиме выполнять свои прямые обязанности;

- пересмотр межстрановых соглашений на доступ, совместное использование водных и пастбищных ресурсов возможно решит проблему водо-земельных пограничных конфликтов;

- возможное присоединение Таджикистана к Евразийскому союзу, соответственно общая таможенная территория и свобода передвижения граждан в рамках союза дадут возможность снять наиболее острые вопросы торговли (контрабанды товаров, ГСМ) и приграничного сообщения, в чем крайне заинтересовано местное население.  

        Вывод:

Остаётся высокой вероятность дальнейшей эскалации напряженности на приграничных территориях, не смотря на достигнутые договоренности. Существует вероятность использования беженцев с Афганистана, в частности с провинции Панджер имеющих опыт ведения боевых действий, а также бывших боевиков международных террористических организаций, которые интегрировались в мирную жизнь и до настоящего времени проживают на сопредельных с Кыргызстаном территориях. Для своевременного и адекватного реагирования на проявление опасностей национальным интересам и предотвращения угрозы локальной войны необходимо улучшить потенциал Вооруженных сил КР и наладить единую систему раннего предупреждения конфликта.

Анализ текущего положения в пограничном пространстве указывает на необходимость нормативного закрепления единых подходов к формированию и устойчивому функционированию всей системы обеспечения пограничной безопасности государства способной своевременно и адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы.

         Так, Закон «О государственной границе Кыргызской Республики» устанавливает и закрепляет организационные и правовые основы государственной пограничной политики и надлежащей охраны Государственной границы Кыргызской Республики. При этом уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы КР полагаем необходимым разработать проект Концепции или «Основ государственной пограничной политики КР», определяющих систему основополагающих взглядов на цель, основные принципы, задачи и направления реализации пограничной политики. Безусловно, что пограничная политика как часть внешней и внутренней политики государства должна быть направлена на построение целостной системы обеспечения пограничной безопасности, являющейся составной частью национальной безопасности страны. Её создание обусловлено необходимостью наличия четко выстроенной, научно обоснованной национальной стратегии в области государственной пограничной политики КР в контексте произошедших изменений социально-экономического и политического характера в стране, регионе и мире, расширением спектра пограничных опасностей и угроз, реализацией Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года, утвержденной Президентом Кыргызской Республики и необходимостью повышения эффективности защиты национальных интересов в пограничной сфере.

В этом плане показателен опыт России, где разработаны и приняты «Основы пограничной политики РФ» и «Концепция приграничного сотрудничества в РФ». В Республике Казахстан Комитетом национальной безопасности разработан проект указа Президента РК «Об утверждении Концепции пограничной политики Республики», которая на настоящий момент вынесен на общественное обсуждение. На межгосударственном уровне Решением Совета глав государств СНГ от 26 августа 2005 года утверждена «Концепция согласованной пограничной политики государств-участников СНГ».

Рекомендации

  1. Ускорить реализацию Программы развития Баткенской области по улучшению социально-экономических условий населения без которого невозможно обеспечить пограничную и национальную безопасность страны.
  2. При принятии кадровых решений необходимо учитывать фактор сохранения институциональной памяти в государственных органах.
  3. На плановой основе проводить обучение руководящего состава и актива области к действиям в критических ситуациях.
  4. На базе Академии государственного управления при президенте КР на систематической основе проводить занятия по основным вопросам международной дипломатии, проведения переговоров и обеспечению безопасности в пограничном пространстве для глав айыл окмоту и акимов района.
  5. Провести анализ эффективности программ и проектов международных организаций в Кыргызстане по вопросам миростроительства в приграничных районах.
  6. Изучить возможности и механизмы сотрудничества Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана в рамках PBC (Peace building commission – комиссия по миростроительству ООН).
  7. Инициировать разработку в Уставе ОДКБ механизма разрешения пограничных споров между странами-участниками ОДКБ.
  8. Обустройство Государственной границы (строительство инженерно-заградительных сооружений на описанных участках госграницы) и создание условий для эффективного функционирования правовых режимов в пограничном пространстве, создание современной пограничной и социальной инфраструктуры.
  9. Обеспечить уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы современными образцами вооружения, военной и специальной техники, материально-техническими средствами контроля и охраны границы.
  10. Создать на постоянной основе Центр кризисного управления по пограничным вопросам в Баткенской области при полномочном представительстве Президента КР для координации деятельности органов, организаций, общественных объединений и граждан по оперативному разрешению вопросов обеспечения пограничной безопасности.
  11. Разработать проект новой Военной доктрины Кыргызской Республики с учетом новых вызовов и угроз национальной безопасности.

Научный сотрудник Тологонов Э.Б. 

Прочитано 783 раз