Меню

НИСИ КР формирует свой кадровый резерв. Подробнее по телефонам: 0312 97-95-95 или по электронной почте: office@nisi.kg
  • 15 фев 2022

Факторы не осознанной религиозности и\или распространения радикальных, экстремистских проявлений в Кыргызстане


Культура, как известно, складывается из традиций, и получается, у религии также есть своя культура. Религиозная культура складывается у каждого народа по-своему, либо выходя за рамки дозволенного в религиозной культуре самой религии, исходя из исторических тех или иных обстоятельств и событий, либо, не выходя за рамки религиозной культуры религии. Таким образом, складываются идеологические и национальные особенности в религиозной культуре той или иной нации.

Прежде чем затронуть религиозную культуру Кыргызстана в свете идеологических и национальных особенностей, необходимо разделить понятия такие, как «религия» и «религиозность», то есть священные тексты это - «религия», а их «восприятие в свете, через призму или на прямую», это - «религиозность». В итоге можно сказать, что во всем мире нет ни одного сообщества, у которого «религиозность» была бы абсолютно и полностью идентичной «религии».

Распад СССР, пришелся к окончанию школьного образования поколения, которые родились в семидесятых годах прошлого века.   Представители именно этого поколения первыми выезжали обучаться за границу, в том числе и религии в зарубежных мусульманских странах. По возвращению некоторые из них, открыли те самые медресе, и дети этого поколения, стали обучаться в данных учреждениях. Однако, ценности в этих медресе, разнились по признакам направлений и течений, которым обучились в качестве первичной религиозной информации здесь в стране, либо уже за рубежом. Поэтому можно сказать, что большинство практикующих мусульман Кыргызстана, наверняка и не только, являются представителями этого, и младших поколений. Безусловно, поколение старше «семидесятых», тоже является одной из составляющей практикующих мусульман страны, однако, они составляют меньшинство, так как процесс восприятия исламских ценностей проходит через многолетние установки фильтра «научного атеизма». Поэтому у поколения старше «семидесятых», падение СССР и обретение Кыргызстаном суверенности, больше ассоциируется не со свободой вообще, куда входит и свобода вероисповедания, а с его больше узким пониманием, как этно-национальное.

Всплески элементов националистического, всегда были сопряжены с тенгрианством, которые идентифицировались с туранизмом и пантюркизмом. Подобное наблюдалось в начале девяностых годов прошлого века. В начале нулевых, и после 2010 года по сегодняшний день периодически появляются люди, призывающие не исповедовать Ислам, так как на их взгляд, Ислам является религией арабов, а у кыргызов есть своя религия предков – «тенгрианство». Помимо тенгрианства проявляется ярко выраженная тенденция идеализации и мифологизации древней и средневековой истории кыргызского народа. Это безудержное возвеличивание далекого прошлого, как «не нормальное явление», становится все более привычным в обществе страны, даже в среде тех, кто считает себя осознанно-религиозным в мусульманском сообществе.

Если рассматривать «составляющую» религиозной культуры Кыргызстана, то помимо всего сказанного, можно рассмотреть социокультурный аспект, как фактор влияния на общественное сознание. Религия и национальность как факторы влияния на общественное сознание, каждая из них по отдельности имеет свой эффект, однако при их объединении, фактор национальности, выходя за рамки дозволенного в религиозной культуре религии, становится сильней. Например, еще со времен СССР, практически во всех постсоветских республиках, существует феномен «культурной сопричастности религии», который идентифицирует человеческую личность с взаимозависимостью двух факторов, «религиозного» и «этнического». То есть, если спросить любого мусульманина в стране, почему вы считаете себя мусульманином, он ответит: «Потому что я – кыргыз», «узбек» или «уйгур» и т.д. Таким образом можно отметить, что на сегодня в Кыргызстане «религиозная культура страны», пока еще в начале стадии становления, так как восприятие и поведение по отношению к чему-либо, пока еще не приняло какие-то формы традиции, что является изначальной формой культуры.

«Религиозность» как человеческий фактор может отличаться от «религии», поэтому чем меньше конфессиональной палитры внутри одного общества, тем меньше разъединяющего фактора, и тем самым открывается возможность для объединяющего фактора. Кыргызстан, сейчас, как и исторически является многоконфессиональной страной, как когда-то в советском Кыргызстане проживали представители различных конфессий.  

Целесообразно отметить, что, после падения СССР, во всех пятнадцати республиках в том числе и в Кыргызской Республике, религиозная информированность была практически одинаково на нулевом уровне, и оставалась только социокультурная причастность, взаимозависимость двух факторов - «религиозного» и «этнического». За неимением на тот момент теологического и религиоведческого базового знания как в обществе, так и у чиновников, Кыргызстан как страна, принимала на своей территории все направления, течения и даже секты, которые и привели к проблемам на внутриконфессиональном и межконфессиональных уровнях, таким как религиозный экстремизм, терроризм и прозелитизм.

Поэтому проблемы прозелитизма, как распад семей, когда страдают дети, прекращение родственных отношений, избиение и изгнание новообращенцев из сел, запрещение захоронения, либо выкапывание ранее захороненных тел по нескольку раз, являются наглядными примерами дезинтеграции и разъединяющих факторов в кыргызстанском обществе.

Быть верующим, как уже до этого говорилось, это естественное состояние для человека и для развития процесса религиозности, обуславливается участие нескольких факторов.  Это – генофон человека, первичная и непрерывно поступающая информация, которую можно сгруппировать в два главных фактора, как “внутренний” и “внешний”. Если генофон дает естественность в религиозности, то его можно считать за внутренний фактор. Остальная информация зависит от среды в которой находится человек. Обычно правом “фактора первичности”, пользуется  институт семьи либо, узкая окружающая среда, которая обычно занимается воспитанием человека в первые годы его жизни. Значит “первичная информация” по праву, является “внутренним фактором”. “Фактор непрерывно поступающей информации” зависит от того, где находится центр управления религиозной конфесии, организации, того или иного направления, течения, движения, джамаата и т.д.

Большая часть существующих на территории страны медресе, относится к “религиозной традиционности”, меньшая же часть, к тем “внешним факторам”. Однако, по количеству студентов, “Таблиги джамаат” в авангарде. Поэтому и среди религиозной молодежи представителей данного джамаата намного больше. Наблюдаемый некий рост “религиозности” в стране основывается на большой разнице между качеством (базово - религиозно образованным человеком) и количеством.  Таким образом, можно назвать “качественное религиозное образование” гармоничным развитием отношений между светской и религиозной частью общества страны в будущем.

Религиозное образование в Кыргызстане, изначально, с первых дней суверенности страны, имеет большой разрыв во взглядах религиозной и светской частью населения к данному виду образования. Под названием “религиозное образование”, подразумевается два разных направления, это религиозное образование в религиозных образовательных учреждениях и религиозное образование в государственных и частных образовательных учреждениях светского характера. Под первым подразумевается конфессиональное образование, а под вторым светское образование, то есть как не конфессиональное так и не атеистическое.

Данный “разрыв” выражается в отсутствии общеобразовательных дисциплин в религиозных образовательных учреждениях, что приводит молодого человека к узкому религиозному мышлению и низкому уровню толерантности, которые будут препятствовать ему полноценно участвовать в социальной жизни страны. Религиозные образовательные учреждения, из-за не лицензированности не могут давать дипломы государственного образца, что не позволяет им идти дальше, по образовательным степеням, или успешно трудоустроиться выпускникам по специальности. Также данный “разрыв” выражается в том, что молодежь должна быть информирована о религиях, конфессиях, религиозных организациях, о конструктивности или деструктивности этих организаций.

Восприятие религии молодежью может быть в качестве духовной пищи, как нечто модное, подражательством за каким-то авторитетом, либо неким стадным инстинктом – “мол все пошли и я пойду, а чем я хуже, все же это делают” и наконец из-за того что религия всегда созидательна. Классификация факторов влияния на человека и таким образом на общество, на “внутренний и внешний” виды, дает и другой разрез классификации как первостепенной важности так и соответственно второстепенной. В случае Кыргызстана можно сказать, что внешний фактор играет главенствующую роль, так как большинство джамаатов и движений открыто или скрытно, имеют внешнее управление. Например из тех, которые имеют внешнее управление и более или менее не противоречат традиционности страны это - “Таблиги джамаат”, “Нурситы”, “Сулейманиты”, суфии “Ясавиты, Мензилиты, Хазневиты”, те которые противоречат традиционности, но не закону страны – “Салафиты”, те, которые противоречат традиционности и закону - “Хизб ут-Тахрир” и “Такфириты”, те, которые несут непосредственную угрозу государству, целостности страны, единству народа - “Джихадиты” и наконец те, которые несут угрозу религии и религиозности мусульман изнутри - “Ахмадиты”.

 

 

Научный сотрудник Тологонов Э.Б.

 

P.S. При подготовке статьи использовались отдельные данные, взятые из открытых источников.

Мнения, выраженные в этой публикации, не обязательно отражают точку зрения официальных органов власти.

Прочитано 633 раз