г. Бишкек, ул. Саманчина 6 +996 312 97-95-95

Последние материалы

Дайджест
Дайджест

23.11.2022

...

Дайджест китайских СМИ
Дайджест китайских СМИ

22.11.2022

Российский закон о призыве иностранцев и...

Состоялись дискуссии по миграционным процессам
Состоялись дискуссии по миграционным процессам

22.11.2022

  22 ноября 2022 года в Национальном...

Все материалы →

Дайджест китайских СМИ

27.09.2022 343

Темы: Дайджест

Юань стал четвертой по величине платежной валютой в мире

«Отчет об интернационализации юаня за 2022 год», опубликованный Народным банком Китая несколько дней назад, показывает, что с 2021 года сумма трансграничных квитанций и платежей юаня продолжает расти на основе высокой базы предыдущего года. В 2021 году общая сумма трансграничных поступлений и платежей банков от имени клиентов составила 36,6 трлн юаней, увеличившись на 29,0% в годовом исчислении, а сумма поступлений и платежей достигла рекордного уровня. Общий баланс трансграничных доходов и расходов в юанях составил 404,47 млрд юаней. По данным Общества всемирного банковского дела, финансовых телекоммуникаций (SWIFT), доля международных платежей в юанях увеличилась до 2,7% в декабре 2021 года, превзойдя иену как четвертую по величине платежную валюту в мире и поднявшись до рекордного уровня в 3,2% в январе 2022 года.

Согласно официальным данным о составе валютных резервов (COFER), опубликованным Международным валютным фондом (МВФ), на юань приходилось 2,88% мировых валютных резервов в первом квартале 2022 года, что на 1,8 процентных пункта больше, чем когда юань впервые присоединился к валютной корзине специальных прав заимствования (СДР) в 2016 году, заняв пятое место среди основных резервных валют.

В то же время трансграничный объем расчетов в юанях, связанный с реальной экономикой, сохранил быстрый рост, оптовые сырьевые товары, трансграничная электронная торговля и другие области стали новыми точками роста, а трансграничная двусторонняя инвестиционная деятельность активно продолжалась. Обменный курс юаня в целом демонстрирует двустороннюю тенденцию колебаний, и спрос рынка на использование юаня для избежания валютных рисков постепенно увеличивается. Основные системы, такие как трансграничные инвестиции и финансирование в юанях, расчеты по сделкам и т.д., постоянно совершенствуются, а способность обслуживать реальную экономику постоянно расширяется.

http://finance.people.com.cn/n1/2022/0926/c1004-32533628.html

Путин подписал указ о предоставлении Сноудену российского гражданства

26-го сентября президент России Владимир Путин подписал распоряжение о предоставлении российского гражданства Эдварду Сноудену, бывшему сотруднику оборонного подрядчика США. Соответствующий указ президента был опубликован в российских информационных каналах в тот же день.

Опубликованные документы показывают, что президентский указ предоставляет российское гражданство ряду лиц, в том числе «Эдварду Джозефу Сноудену, родившемуся 21 июня 1983 года (по месту рождения) в Соединенных Штатах».

Пресс-секретарь президента России Песков заявил СМИ в тот же день, что Путин не планирует принимать Сноудена, получившего российское гражданство.

В июне 2013 года Сноуден разоблачил секретную программу разведывательного наблюдения АНБ, в том числе программу подслушивания под кодовым названием «Проект Призма», которая в основном нацелена на зарубежные цели, вызвав бурю негодования в международном сообществе. Правительство США разыскивало Сноудена за шпионаж, кражу и несанкционированное разглашение оборонной и разведывательной информации. Сноуден прибыл в Россию 23 июня 2013 года, и Россия предоставила ему временный статус политического беженца на один год. 7 августа 2014 года Сноуден получил право на временное проживание в России на три года. В январе 2017 года соответствующая лицензия была продлена до 2020 года. В октябре 2020 года было утверждено постоянное место жительства Сноудена в России.

https://baijiahao.baidu.com/s?id=1745079748119448921&wfr=spider&for=pc

Пограничный конфликт в Центральной Азии: неудачное посредничество России, интригующее заявление Ирана...

Перед лицом пограничного конфликта в Центральной Азии Шанхайские советники по сотрудничеству и США Arch Fire. Вслед за Россией и Украиной, Азербайджаном и Арменией недавнее пограничное кровопролитие между Кыргызстаном и Таджикистаном добавило еще одну тень в турбулентную ситуацию с безопасностью в Евразии.

Кыргызстан и Таджикистан являются членами Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС). Ван Сяньцзюй, заместитель директора и научный сотрудник Центра российских исследований при Санкт-Петербургском государственном университете Китая, заявил в недавнем интервью, что разрешение пограничных споров является ключом к предотвращению новых конфликтов в будущем, но процесс очень медленный. ШОС играет чрезвычайно важную роль в поддержании региональной безопасности, и таким же образом в рамках ШОС могут быть созданы посреднические механизмы для содействия урегулированию споров между членами посредством дипломатии мирного диалога, поддержания стабильности и единства ШОС, а также содействия тому, чтобы ШОС играла большую роль на международной арене

Весной и летом 2021 года Кыргызстан и Таджикистан вступили в худший пограничный конфликт за 30 лет независимости из-за водного спора. Хотя напряженность ослабла в течение нескольких дней, с тех пор происходят периодические столкновения. 14 сентября 2022 года две страны вновь вступили в кровавый конфликт, с жертвами, передвижениями войск и масштабами эвакуации гражданского населения, которые намного превышают конфликт 2021 года.

Внешнему миру трудно четко понять причины этого конфликта. Единственная уверенность заключается в том, что столкновения начались 14 сентября, первоначально как физическое столкновение между двумя сторонами и быстро переросли в вооруженный конфликт. Представитель Кыргызстана сообщил, что 16 сентября таджикская армия взяла на себя инициативу по обстрелу кыргызского пограничного поста и обстреляла кыргызскую сторону из такого оружия, как минометы, танки и бронетехника, а также уничтожила большое количество гражданских объектов, в том числе пограничный аэропорт. Таджикская сторона обвинила кыргызскую сторону в применении различных видов тяжелого вооружения, нанесении ударов по таджикским домам и мечетям в качестве целей, а также в интенсивных бомбардировках и обстрелах таджикских сел, расположенных на границе. В таджикском управлении безопасности также заявили, что кыргызская сторона собрала войска и развернула оружие на границе для подготовки к «масштабному вторжению».

Как сообщает РИА со ссылкой на Министерство здравоохранения Кыргызстана, в ходе столкновений 16 сентября 24 человека погибли и 87 получили ранения, из зоны конфликта было эвакуировано более 137 тысяч мирных жителей. Позже в тот же день службы безопасности двух стран согласились на прекращение огня, но соглашение вскоре стало мертвой буквой, а на следующий день произошла еще одна перестрелка на границе. Министерство иностранных дел Таджикистана заявило 18 сентября, что на таджикской стороне погибли 35 человек и 139 получили ранения. В тот же день число погибших в Кыргызстане также увеличилось до 46. Общее число жертв в этом конфликте установило новый рекорд по количеству жертв в пограничном конфликте после обретения независимости двумя странами.

Конфликт между двумя странами вызвал большую озабоченность со стороны международного сообщества и ШОС. Еще в начале конфликта Россия призвала обе стороны прекратить противостояние и избежать дальнейшей эскалации конфликта. В телефонном разговоре с лидерами двух стран Путин также призвал обе стороны как можно скорее облегчить ситуацию мирными, политическими и дипломатическими средствами. Россия часто играет роль «миротворца» в конфликтах между двумя странами. После того, как в 2021 году вспыхнули пограничные столкновения в Кыргызстане-Таджикистане, Россия выступила посредником и побудила обе стороны достичь соглашения о прекращении огня в течение трех дней. Однако после возникновения конфликта уговоры России не сработали. Причиной этого Ван Сяньцзюй считает, что в этом году Россия глубоко вовлечена в конфликт с Украиной, и в результате она подверглась всеобъемлющим санкциям со стороны Запада, и она несколько неспособна выступить посредником в кыргызско-таджикском конфликте. Кроме того, Россия исторически не была слишком вовлечена в территориальные споры в Центральной Азии, но выступала за свои собственные переговоры по их разрешению.

Позиция Ирана по кыргызско-таджикскому конфликту более интригующая, чем позиция России. 18 сентября официальный представитель МИД Ирана Насер Канани заявил, что Иран глубоко обеспокоен продолжающейся эскалацией пограничного конфликта на границе Кыргызстана - Таджикистана, призвал к срочному прекращению огня между двумя сторонами и призвал две страны разрешить пограничный спор путем мирного диалога. Канани также сказал, что Иран и Кыргызстан и Таджикистан имеют очень дружеские отношения и готовы оказать всю помощь двум странам, чтобы максимально разрешить спор.

Ван Сяньцзюй считает, что есть две причины, по которым Иран сделал шаг вперед в настоящее время: во-первых, Иран надеется защитить свои интересы в Центральной Азии; Во-вторых, как новый член ШОС, Иран надеется продемонстрировать позитивную дипломатическую позицию.

С момента получения статуса наблюдателя в ШОС в 2005 году Иран официально не «поворачивал направо» до Самаркандского саммита 15 сентября этого года, а путь к вступлению в группу занял 17 лет. Иранская практика «убеждать», а не «вмешиваться» в дела двух стран является воплощением «шанхайского духа». В Самаркандской декларации Совета ШОС отмечается, что государства-члены выступают против урегулирования международных и региональных проблем путем коллективизации, идеологизации и конфронтационного мышления, выступают за уважение права народов всех стран самостоятельно выбирать путь политического, экономического и социального развития, выступают за мирное урегулирование международных и региональных конфликтов политико-дипломатическими средствами, мирное урегулирование разногласий и споров между странами путем диалога и консультаций.

Новостной портал «Евразия» также проанализировала, что в течение длительного времени Иран имел напряженные отношения с арабским миром и подвергался экономическим санкциям США и Запада. В последние годы Иран уделяет все большее внимание укреплению своих связей с Азией с намерением утвердиться в качестве энергетического и грузового хаба Азии. Для достижения этой цели Центрально-Азиатский регион имеет стратегическое значение. Иран проводит осторожно сбалансированную внешнюю политику в Центральной Азии, то есть избегает идеологического экспорта и поддерживает как можно более хорошие двусторонние отношения с другими странами. Среди них Таджикистан является единственной персидской этнической группой среди пяти стран Центральной Азии и имеет глубокие языковые и культурные связи с Ираном. Несмотря на взлеты и падения отношений между двумя странами, в мае этого года президент Ирана и президент Таджикистана встретились и подписали 16 соглашений о сотрудничестве. Аналогичным образом, существует тесная торговля между Ираном и Кыргызстаном. Ван Сяньцзюй отметил, что как страна, не имеющая выхода к морю, Кыргызстан надеется укрепить экономическое и торговое сотрудничество с внешним миром и расширить иностранный экспорт за счет выгодного положения Ирана.

16 сентября, в последний день саммита ШОС в Самарканде, Президент Кыргызстана Садыр Жапаров и Президент Таджикистана Эмомали Рахмон встретились на двусторонней основе для обсуждения пограничных вопросов. Впоследствии Кыргызстан официально выступил с заявлением, в котором говорилось, что лидеры двух стран договорились прекратить конфликт и поручили соответствующим ведомствам вывести свои войска.

19 сентября Кыргызстан и Таджикистан подписали протокол, направленный на урегулирование вооруженного конфликта на границе между двумя странами. Согласно протоколу, обе стороны полностью прекратили боевые действия, отвели войска и военную технику на свои первоначальные позиции и совместно проинспектировали пограничные посты. Обе стороны также провели тщательное расследование недавнего вооруженного конфликта и будут продолжать совместную работу по скорейшему восстановлению мира и стабильности в пограничных районах.

Но, по мнению Ван Сяньцзюя, до тех пор, пока пограничный спор не будет полностью разрешен, в будущем конфликты также неизбежны. В настоящее время более трети почти 1000-километровой границы КР и РТ остается спорной. Пограничные переговоры представляют собой длительный процесс, требующий точной демаркации всех спорных районов. Если в процессе демаркации произойдет ошибка, национальным интересам будет нанесен ущерб. Более того, хотя ни один из лидеров не хочет, чтобы отношения между двумя странами ухудшались, они также должны заботиться о настроении своих собственных граждан. В результате обе стороны проявили осторожность, и переговоры, и демаркация идут очень медленно.

В последнее время, помимо Кыргызстана и Таджикистана, также произошли столкновения между Арменией и Азербайджаном, партнерами по диалогу ШОС, что дает возможность некоторым людям со скрытыми мотивами разжигать разногласия. Спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси недавно возглавила делегацию конгрессменов, посетивших Армению с намерением использовать конфликт для активизации отношений между Арменией -Азербайджаном и другими странами региона.

В этой связи Ван Сяньцзюй считает, что в рамках ШОС может быть создан механизм посредничества в конфликтах между государствами-членами. Поскольку влияние ШОС продолжает расширяться, а число государств-членов увеличивается, конфликты друг с другом могут быть неизбежны. Посредничество со стороны ШОС может не только повысить эффективность урегулирования споров, но и стать более авторитетным. Независимо от того, являются ли они государствами-членами, государствами-наблюдателями или партнерами по диалогу, диалог и консультации на равноправной основе могут проводиться в этих общих рамках, что будет способствовать поддержанию стабильности и единства ШОС и способствовать тому, чтобы ШОС оказывала большее влияние.

ШОС – главная опора региональной безопасности и развития

«С момента установления дипломатических отношений между Китаем и Центральной Азией, ШОС играет важную роль в поддержании мира и стабильности в регионе». Ван Сяньцзюй далее отметил, что после вспышки «арабской весны» в 2010 году Ближний Восток претерпел огромные изменения, и страны от Египта, Ливии до Сирии и других стран сталкиваются с серьезными проблемами безопасности. Аналогичным образом, Центральная Азия граничит с Афганистаном, и хотя экстремистские силы свирепствуют в Афганистане, они не представляют серьезной проблемы для Центральной и Восточной Азии именно потому, что присутствие ШОС эффективно обуздало распространение терроризма, экстремистского сепаратизма и экстремистского религиозного подхода. В механизме ШОС Китай и Россия играют важную роль как два столпа.

Поддержание долгосрочной безопасности и стабильности требует развития. Государства-члены ШОС являются важными участниками инициативы «Один пояс - один путь», а экономические и торговые обмены между Китаем и Центральной Азией становятся все ближе и ближе. В «Синей книге периферийных отношений Китая: доклад о развитии отношений Китая с соседними странами» (2022 г.), совместно выпущенном Китайским институтом пограничных исследований Китайской академии общественных наук и издательством «Литература по общественным наукам», отмечается, что страны Центральной Азии являются важными партнерами китайской инициативы «Один пояс – один путь» и границы расширения Экономического пояса Шелкового пути на Запад. В рамках проекта, руководствуясь стратегическим стыковкой, налажено тесное сотрудничество, получены плодотворные результаты во многих областях, таких как энергетика, инфраструктура, производство, сельское хозяйство, финансы и торговля, научно-техническая культура и др. Взяв в качестве примера последние достижения, в 2021 году Китай официально построил первую систему мониторинга деформации плотины на основе глобальной спутниковой навигационной системы «Бэйдоу-3» озера Сарез в Таджикистане, что ознаменовало важный прогресс в международном сотрудничестве по уменьшению опасности стихийных бедствий между Китаем и Таджикистаном и международном применении инициативы «Один пояс - один путь».

По словам пресс-секретаря МИД Китая, Китай, Кыргызстан и Узбекистан недавно подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в проекте строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан (внутренний участок Кыргызстана), который будет способствовать экономическому и торговому развитию двух стран. The Economist отметил, что проект позволит сократить транспортный маршрут из Китая в Европу на 900 километров. В этом году экспресс Китай-Европа досрочно открыл более 10 000 поездов, что также придало новый импульс содействию экономическому развитию Центральной Азии и восстановлению мировой экономики.

В следующем году исполняется 10 лет инициативе «Один пояс - один путь». «Китай и Центральная Азия добились большого прогресса в сотрудничестве в различных областях в рамках  этой инициативы, и эта тенденция будет продолжаться». Ван Сяньцзюй сказал: «Центральная Азия является нашим соседом, географически, политически, экономически и другие аспекты имеют благоприятные условия, мы должны быть привержены превращению Китая и Центральной Азии в новаторскую демонстрационную зону сообщества общей судьбы».

https://mp.weixin.qq.com/s/IbEHmXCgT_G7LUKJeh3I8A