Последние материалы

Конституционные реформы в Кыргызстане и Узбекистане создали фундамент нынешних близких стратегических взаимоотношений
29.03.2023
29 марта 2023 года ПРЕСС-РЕЛИЗ...

Роль ШОС в современных исторических процессах обсудили в Нью-Дели
27.03.2023
23 – 24 марта 2023 года в Нью-Дели,...
Комментарии к Указу Президента Кыргызской Республики С.Жапарова «О мерах по повышению потенциала и конкурентоспособности образовательных организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики» от 18 июля 2022 года
22.07.2022 3709
Высшее образование является главным фактором социального, политического и экономического прогресса. Высшее образование обеспечивает потребности развития общества и государства, придает обществу устойчивость. Высшее образование связано с личностным ростом человека, становлением его индивидуальности. Уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие.
Одной из основных задач высшего учебного заведения является формирование человеческого капитала, который, в свою очередь, является фактором производства, а производство обеспечивает конкурентоспособность страны. Развитие человеческого капитала ведет к повышению уровня жизни, к повышению производительности труда и эффективности экономики.
Вуз, как образовательное учреждение, оказывает услуги по подготовке и переподготовке высококвалифицированных работников. С другой стороны, вузы осуществляют научные исследования как фундаментального, так и прикладного значения.
Однако, состояние высшего образования в республике свидетельствует о существующих системных проблемах высшей школы, оказывающих негативное влияние на различные стороны жизни страны. Рыночные отношения изменили мировоззрение людей, поменялись их ценности и приоритеты. В системе высшего образования процветает коррупция, снизилось качество преподавания, вследствие чего понизился и уровень знаний, произошли девальвация ценности высшего образования и падение престижа высокообразованного человека.
В последние годы снизился научный потенциал наших вузов. Высшая школа практически потеряла инновационную, исследовательскую компоненту, большинство преподавателей не занимаются научными исследованиями, ограничившись образовательной процессом.
В этих условиях подписание Президентом Кыргызской Республики С.Жапаровым указа «О мерах по повышению потенциала и конкурентоспособности образовательных организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики» является первым шагом за долгие годы в вопросах совершенствования высшей школы, в целом влияющим на концептуальное развитие и реформирование высшего образования в республике.
Основными целями Указа являются консолидация финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, повышение потенциала и конкурентоспособности государственных вузов на мировом рынке образовательных услуг.
Для выбранных пяти государственных вузов с особым статусом предоставляются широкие права во всех сферах их деятельности: от независимого самоуправления, финансовой самостоятельности до практически полной академической автономии.
Образовательные услуги на современном рынке реализуются в условиях жесткой конкуренции и вузам необходимо наращивать конкурентное преимущество, завоевывать прочные позиции на рынке образовательных услуг.
Повышение требований общества к качеству образования, изменение организационных и экономических условий деятельности вузов, обновление технологий и стандартов обучения способствуют обострению конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.
Актуальность принятия Указа назрела давно. Однако, делегирование самых широких полномочий руководству вузов необходимо уравновесить и соответствующей степенью ответственности во избежание различных негативных проявлений, как например, субъективизм в решении организационных и кадровых вопросов, возникают риски не только в финансовых вопросах, но и риски различных коррупционных проявлений. В этой связи значительно возрастает роль и значение попечительских советов, особенно в вопросах распоряжения - отчуждения движимого и недвижимого имущества вузов и решения финансовых вопросов.
Следует отметить право вузов самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования. В этой связи уровень этих стандартов должен быть не ниже существующих и информация о стандартах должна быть доступна для граждан и общества путем опубликования на сайтах вузов и МОН КР, как и любая другая информация о нормативах и деятельности вузов, включая решения и отчеты, в т.ч. финансовые. Помимо открытости деятельности руководства вузов и принимаемых решений это будет способствовать предотвращению возможных правонарушений, своевременной реакции общества на некорректные решения и действия.
Согласно Указа планируется оптимизация вузовской деятельности путем кластерного слияния вузов:
- КНУ и КГЮУ,
- КГТУ, КГУСТА КГУГГДОПР,
- КЭУ, АБСР и БФЭТ с приданием статуса научно-исследовательского университета,
- ОшГУ и ОшГЮИ.
По словам замминистра МОН КР Р.Абазбек у.: «Это позволит убрать дублирование по 31 направлению в высшем образовании и по 13 в средне-профессиональном. Кроме того, оптимизация позволит сократить административный состав в вузах, при этом профессорско-преподавательский состав не пострадает».
Перед вузами, отмеченными в Указе ставится задача - войти в топ-500 вузов мира. Конечно, такая задача является весьма амбициозной и требуются значительные усилия для ее реализации.
Важным показателем конкурентоспособности отдельных вузов и индикатором уровня развития системы образования в стране являются международные образовательные рейтинги. В число наиболее известных рейтингов входят: Шанхайский рейтинг (ARWU-500), рейтинг университетов компании QS (QS WUR), рейтинг Times Higher Education World University Rankings (THE WUR).
Ключевые факторы, которые влияют на позиции в рейтингах университетов:
• Наука и исследования. Научный потенциал университета оценивается по нескольким критериям:
- публикации в значимых естественно-научных журналах;
- цитируемость научных работ;
- количество связанных с университетом лауреатов научных премий.
• Соотношение «студенты / преподаватели». Этот фактор напрямую влияет на качество преподавания. Верхние строки по данному критерию занимают американские и британские вузы - на одного преподавателя приходится около 10 студентов, а на одного профессора европейского университета — 300.
• Международная ориентированность. Количество иностранных студентов.
Конкурентоспособность высшего профессионального образования имеет определяющее значение для успешного развития страны. Внедрение технологий, опирающихся на высокий уровень интеллектуальных ресурсов, и тенденции глобализации являются важными факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века. В связи с этим повышение уровня интеллектуального потенциала, становится ключевым условием самостоятельности страны, доминантой ее успешного развития. С экономической точки зрения интеграция науки, образования и бизнеса – необходимое условие развития в условиях инновационной экономики.
К конкурентоспособности относятся такие факторы, как:
- рациональная и эффективная структура,
- наличие системы управления качеством подготовки специалистов,
- наличие высоко конкурентных образовательных программ, мобильность и адаптированность образовательных программ к требованиям рынка труда,
- инновационный учебно-воспитательный процесс, базирующийся на современной учебно-материально-технической базе,
- востребованность выпускников на рынке труда,
- наличие гибкой системы научно-технического, административно-хозяйственного и бизнес-сотрудничества,
- имидж, репутация и престиж вуза,
- соотношение цены и качества подготовки специалистов и т.п.
Реализация Указа станет основой дальнейшего реформирования системы высшего образования страны, повышения ее конкурентоспособности, формирования эффективного рынка труда. Однако, возникает вопрос о роли Министерства образования и науки в свете предоставления широких полномочий государственным вузам, которые будут решать все вопросы, касающиеся деятельности вуза, самостоятельно без согласования и контроля МОН КР.