Сб. Дек 28th, 2024

Кыргызско-китайское сотрудничество: новые импульсы и горизонты

By Seitjan Apyshev Дек23,2024

За последние годы кыргызско-китайские отношения получили сильные импульсы и стали наполняться реальным содержанием. Как подчеркнул Президент Кыргызской Республики С.Жапаров, «Кыргызстан стремится к развитию вместе с Китайской Народной Республикой, созданию крепких и взаимовыгодных связей, которые способствуют не только экономическому росту, но и возрождению Великого Шелкового пути, связывающего наши народы с древних времен»[1]. Следует отметить в данной связи также глобальные инициативы Китая и его лидера Председателя КНР Си Цзиньпиня такие, как «Сообщество единой судьбы человечества», «Один пояс, один путь». Они выходят за рамки развития самого Китая и региона, открывают перед всем мировым сообществом новую перспективу для всестороннего сотрудничества и взаимовыгодного развития. Кыргызстан активно поддерживает эти инициативы и видит в них дополнительные возможности для дальнейшего укрепления двусторонних отношений.

Можно констатировать, что торгово-экономическое сотрудничество двух стран в последнее время поднялось на высокий уровень.  Так, по официальным данным, в 2023 году объем торгового оборота составил $19 млрд 803,6 млн. По сравнению с 2022 годом рост составил 32%. В январе – сентябре текущего года Кыргызстан на $396,3 млн нарастил экспорт в Китай по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом[2]. За девять месяцев 2024 года Кыргызстан экспортировал товаров на $447,1 млн, тогда как в январе – сентябре 2023-го – лишь на $50,7 млн. В целом товарооборот Кыргызстана и Китая составил $14 млрд 979,9 млн.

После многих лет застоя начали реализовываться и крупные инфраструктурные проекты.

Прежде всего, это проект железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», межправительственное соглашение о реализации которого подписано сторонами 6 июня 2024 года в Пекине. Железная дорога будет проходить по маршруту Кашгар-Торугарт-Макмал – Джалал-Абад -Андижан. Общая протяженность маршрута составит 486 км.

28 сентября этого года глава Кабинета министров КР Акылбек Жапаров, а также  Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Кыргызстане Ду Дэвень, заместитель директора департамента по использованию иностранного капитала и предоставлению инвестиций за рубежом Государственного комитета по развитию и реформе Китая Чжан Цзянхуа, министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов, генеральный директор компании “Чайна рейлвей интернешнл” Чжоу Син приняли участие  в открытии ОсОО “Железнодорожная компания “Китай-Кыргызстан-Узбекистан”.

Запуск этой железной дороги значительно укрепит позиции Кыргызстана в межконтинентальных грузовых перевозках, придаст импульс развитию новых международных транспортных коридоров, которые обеспечат Кыргызстану выход к морю. Так, согласно расчётам, торговый путь из Восточной Азии на Ближний Восток и Южную Европу сократится на 900 километров, а сроки доставки товаров – на 7-8 дней. В настоящее время действует маршрут Иран-Туркменистан-Узбекистан-Кыргызстан. Железнодорожная линия проходит от порта Бендер-Аббас до города Ош. За девять месяцев 2023 года в этом направлении было перевезено более 33 000 тонн грузов. Стороны рассматривают возможность тестового запуска контейнерного поезда между Ираном и Кыргызстаном. Тем временем Бишкек надеется добраться до границ Турции по иранским дорогам. С этой целью формируется мультимодальный коридор Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан -Иран-Турция.

Другим перспективным коммуникационным проектом является развитие системы автомобильных трансграничных переходов между Кыргызстаном и Китаем. В рамках этого направления уже состоялось открытие нового автомобильного сообщения с Китаем через перевал Бедель. С 1996 года вопрос открытия этого пункта пропуска на кыргызско-китайской границе оставался неопределенным. Теперь он решен. Здесь предстоит модернизация инфраструктуры нового КПП, а также совместное с китайской стороной выполнение работ по строительству автодороги «Барскоон-Учтурфан-Аксуу». Это уже третий трансграничный автомобильный переход помимо Иркештама и Торугарта, на которых также происходят позитивные изменения, созданы логистические центры. Транспортировка грузов из китайского Кашгара до границ Узбекистана по сети автомобильных дорог Кыргызстана в результате занимает 2 дня вместо 10 дней через Казахстан.

В числе других масштабных совместных коммуникационных проектов и логистические центры. В частности, 17 октября 2024 года посол Китая в Кыргызстане Ду Дэвэнь и Председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров приняли участие в церемонии закладки капсулы под строительство инвестиционного проекта “Торгово-логистический город “Манас” в Чуйской области.

Большое значение придаётся и развитию электронных каналов связи. Подписан меморандум ОАО «Кыргызтелеком» с китайской стороной о реализации Проекта по модернизации трансграничного стыка на переходе Иркештам, который обещает значительно улучшить инфраструктуру связи между двумя странами и другими партнерами. Модернизация трансграничного стыка на переходе Иркештам предусматривает установку новейшего технологического оборудования, что позволит создать резервный канал для Кыргызстана. Основной интернет-канал, связывающий Россию, Казахстан и Кыргызстан, по-прежнему будет функционировать, однако новый резервный канал предоставит дополнительную надежность и устойчивость сети, что особенно важно в условиях растущего спроса на высокоскоростной интернет и цифровые услуги в регионе.

В Кыргызстане китайские инвестиции пока преимущественно представлены в таких отраслях, как горнорудная промышленность, энергетика или производство нефтепродуктов. Но в результате прошедшего саммита «Китай плюс Центральная Азия» в Сиане Кыргызстан подключен к «Зеленому шелковому пути». По итогам саммита две страны подписали инвестиционное соглашение[3] о строительстве солнечной электростанции на 1000 мегаватт в Иссык-Кульской области. В ближайшие годы также в планах при участии китайских компаний запустить ряд солнечных и ветряных электростанций в других областях Кыргызстана. Реализуются планы по строительству завода по сборке китайских электромобилей[4].

Помимо транспортных проектов и поставок сырья у Кыргызстана есть значительный потенциал для развития торгово-экономических отношений с Китаем в таких сферах, как цифровая экономика, сельское хозяйство, туризм, возобновляемые источники энергии и пограничная торговля.

Сотрудничество в этих направлениях может принести пользу обеим сторонам. Для этого должна быть завершена работа по созданию протоколов о поставках некоторых видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Кыргызстана в Китай[5].

Развивается сотрудничество двух стран в сфере образования. Помимо уже действовавшего ранее при Бишкекском гуманитарном университете Института Конфуция, на базе Кыргызского государственного технического университета открыт новый центр профессионального обучения «Мастерская Лу Бань». На базе мастерской созданы три умных класса и 14 специализированных лабораторий. Среди них — лаборатории по интеллектуальным системам передачи электроэнергии, гидродинамике и моделированию гидротехнических сооружений. Также есть лаборатории по электронике, робототехнике, информационным технологиям и автоматизации. Все 14 лабораторий оснащены новейшим оборудованием, что позволит студентам изучать передовые технологии и повышать свои профессиональные навыки. Благодаря этому молодые специалисты станут более конкурентоспособными на рынке труда. Общая стоимость оборудования, поставленного из Китая, составила около 1 миллиона долларов. Проект реализуется в рамках соглашений, подписанных между двумя странами после государственного визита президента Кыргызстана С. Жапарова в Китай в 2023 году.

Кроме того, в рамках регионального сотрудничества, прорабатывается идея создания совместного научно-технический инновационного центра Китая и центральноазиатских государств, с участием Кыргызстана[6].

В то же время существует ряд вопросов в отношениях Кыргызстана и Китая, которые еще предстоит решить.[7]

Прежде всего это вопрос о переносе центра тяжести с участия китайских компаний в добывающих отраслях на участие китайского капитала и компаний в высокотехнологичных проектах в Кыргызской Республике. Такой качественный инвестиционный переход снял бы практически все те проблемы, которые сегодня тормозят расширение участия Кыргызстана в программе «Один пояс, один путь», подпитывают недоверие среди части местного населения в отношениях с Китаем. Это хорошо видно на положительном опыте китайских компаний, связанных с коммуникациями, поставками высокотехнологичной продукции и услуг. Никому не приходит в голову протестовать, как в случае с рудными фабриками, против китайских смартфонов, телевизоров и другой бытовой техники, солнечных батарей и водонагревателей, стройматериалов.

В целом, стимулирование экспорта несырьевой продукции могло бы послужить хорошим подспорьем для увеличения бюджетных накоплений и импульса в производственной отрасли. Соответственно, появились бы дополнительные возможности для погашения долгов перед Китаем.    

 В заключение необходимо остановить и на резервах образовательной политики.  Сегодня учиться в лучших вузах Китая не менее престижно, чем в США, Европе или России. Вопрос только в том, что пока большей частью речь идет о простом освоении китайского языка, ну или в лучшем случае – юриспруденции, прежде всего экономического права. Создание совместно с Китаем в рамках программы «Один пояс, один путь» высокотехнологических производств повлечет за собой, или, точнее, перед собой, перенос в образовательном сотрудничестве акцента на подготовку специалистов в области IT-технологий, биохимии, нетрадиционных энергосистем и так далее. Мы можем и должны использовать потенциал кыргызско-китайских отношений для формирования нашего национального корпуса специалистов, работающих с современными высокотехнологичными системами.

Важнейшим направлением остаётся сотрудничество двух стран в сфере культуры. За последние годы немало сделано, чтобы увеличить, расширить доступ кыргызстанцев к китайской культуре, пониманию жизни китайского народа. Вместе с тем, Кыргызстану нужны специалисты особенно по древнекитайскому языку и по истории, с тем, чтобы получить доступ к письменным источникам по собственной и общей истории.

Таким образом, проделанный нами беспристрастный анализ свидетельствует о произошедших в кыргызско-китайских отношениях громадных сдвигах в позитивную сторону, сложившейся твердой почве доверия и значительной динамике сотрудничества между странами, а также и о наличии больших возможностей и вдохновляющих горизонтов взаимодействия.

Гульмира Сыдыкова, главный эксперт отдела международных связей и ЦУР НИСИ при Президенте Кыргызской Республики


[1]  https://president.kg/news/all/25685 Обращение Президента Садыра Жапарова по случаю открытия нового пропуска «Бедель» на государственной границе между Кыргызстаном и Китаем

[2] http://stats.customs.gov.cn/indexEn

[3] “Glava kabmina soglasoval s Kitayem usloviya stroitel’stva solnechnoy elektrostantsii na Issyk-Kule [The Head of the Cabinet agreed with China on the terms for the construction of a solar power plant on Issyk-Kul],” Economist.kg, November 25, 2023, https://economist.kg/enierghietika/2023/11/25/glava-kabmina-soghlasoval-s-kitaiem-usloviia-stroitielstva-solniechnoi-eliektrostantsii-na-issyk-kulie/.

[4] Tatyana Kudryavtseva, “Kitayskie proekty v Kyrgyzstane. Kak pochti ves’ ugol’ okazalsya v odnikh rukakh [Chinese projects in Kyrgyzstan. How almost all of the coal ended up in the same hands],” «24.kg» News Agency, October 25, 2023, https://24.kg/ekonomika/278193_kitayskie_proektyi_vkyirgyizstane_kak_pochti_ves_ugol_okazalsya_vodnih_rukah/

[5] https://slovo.kg/politika/novye-shagi-k-partnjorstvu/

[6]https://www.newscentralasia.net/2024/10/10/kitay-planiruyet-sozdat-sovmestnyy-nauchno-tekhnicheskiy-tsentr-so-stranami-tsentralnoy-azii/

[7] На конец 2023-го Кыргызстан должен Эксимбанку Китая $1,7 млрд — около 36,7% суммы всех внешних обязательств страны. Основная часть этого долга была взята в то время, когда президентом республики был Алмазбек Атамбаев. Преимущественно заимствования пошли на энергетические и инфраструктурные проекты. У Кыргызстана сохраняются несбалансированные торговые отношения с КНР — более 90% внешней торговли приходится на импорт готовой продукции из Китая, а оставшуюся часть оборота составляет экспорт сырья в Китай.

Please follow and like us:

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *