Кыргызская Республика, обладая высоким гидроэнергетическим потенциалом (более 90% от производственных мощностей), все же имеет определённые трудности и зависимость от обеспеченности энергоресурсами страны. В связи с чем в последние годы Кыргызская Республика испытывает острый дефицит электроэнергии, особенно в отопительный период, что связано с отсутствием других видов минеральных источников топливно-энергетических ресурсов, а имеющиеся запасы как правило не имеют достаточных промышленных масштабов.
Для решения данной проблемы в 90-х годах государства Центральной Азии заключали ежегодные соглашения по распределению воды и обмену энергией, пытаясь восстановить режим эксплуатации, сложившийся до 1991 года (до распада СССР).
Согласно этим соглашениям и протоколам, Узбекистан и Казахстан принимали летом электроэнергию из Кыргызской Республики, выработанную за счет согласованных режимов ирригационных попусков воды из Токтогульского водохранилища, зимой осуществляли перетоки электроэнергии в Кыргызскую Республику, а часть возвращали соответствующими поставками газа и угля.
17 марта 1998 года между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан было заключено рамочное Соглашение об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья. Позже к нему была присоединена Республика Таджикистан.
В Соглашении был определен компенсационный механизм сотрудничества между странами – дополнительно выработанная электрическая энергия в Кыргызской Республике, связанная с режимом попусков воды в вегетацию для нужд стран низовья, предусматривала компенсацию путем осуществления поставок в Кыргызскую Республику в эквивалентном объеме энергоресурсов (уголь, газ, топочный мазут, электроэнергия), а также другой продукции (работ, услуг) или в денежном выражении по согласованию Сторон.
Наиболее активной фазой водно-энергетических взаимоотношений между Кыргызской Республикой и странами низовья – Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан стали периоды с 2014 по 2016 год и с 2019 года по сегодняшний день, катализатором которого стал продолжительный цикл маловодных лет.
В эти годы в кыргызской энергосистеме возник дефицит электрической энергии из-за естественного роста потребления электрической энергии внутри страны и продолжительный маловодный период. Вследствие чего объем Токтогульского водохранилища сократился до ниже рекомендуемой отметки и возникла необходимость в его сохранении посредством импорта электрической энергии из соседних стран и стран партнеров.
На фоне этого были подписаны нижеперечисленные межправительственные протоколы по решению вопроса поливной воды стран низовья и сохранения водных ресурсов Токтогульского водохранилища:
Протокол кыргызско-казахстанских переговоров по вопросам вступления Кыргызской Республики в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, а также двустороннему сотрудничеству от 26 июля 2014 в г.Чолпон-Ата;
Протокол 5-го заседания кыргызско-казахстанского Межправительственного Совета от 13 октября 2014 года;
Решение №3 Высшего Межгосударственного Совета Кыргызской Республики и Республики Казахстан от 7 ноября 2014 года;
Протокол переговоров представителей водохозяйственных и энергетических ведомств РК и КР от 24 июня 2015 года;
Протокол переговоров представителей водохозяйственных и энергетических ведомств Кыргызской Республики и Республики Казахстан от 1-2 августа 2016 года;
Протоколы 8-го заседания кыргызско-казахстанского Межправительственного Совета от 12 июля 2019 года;
Протоколы переговоров представителей водохозяйственных и энергетических ведомств Кыргызской Республики и Республики Казахстан от 27 марта 2019 года и 21 мая 2019 года;
Протокол переговоров представителей водохозяйственных и энергетических ведомств Кыргызской Республики и Республики Казахстан от 26 мая 2020 года;
Протокол переговоров Министра энергетики и промышленности Кыргызской Республики, Министра энергетики и Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан по товарообмену электроэнергией от 2 марта 2021 года;
Протокол переговоров Министра энергетики и промышленности Кыргызской Республики, Министра энергетики и Министра водного хозяйства Республики Узбекистан по взаимопоставкам электроэнергии от 11 марта 2021 года;
Протокол 10-го заседания кыргызско-казахстанского Межправительственного Совета от 29 апреля 2022 года;
Протокол 11-го заседания кыргызско-казахстанского Межправительственного Совета от 23 сентября 2023 года.
Данные соглашения и решения были подписаны в целях взаимовыгодного эффективного использования водных ресурсов Нарын – Сырдарьинского бассейна, сохранения водных ресурсов Токтогульского водохранилища, обеспечения поливной водой сельскохозяйственных потребителей Казахстана и Узбекистана посредством осуществления товарообмена электроэнергией и поставками электрической энергии (импорт) в Кыргызскую Республику.
Однако в части поставок электрической энергии в Кыргызстан до 2022 года странами низовья выполнялись не полноценно и объем Токтогульского водохранилища сокращался до ниже рекомендуемого объема (график 1).

Из графика видно, что в период маловодья активизируются переговорные процессы и поиск решений вопроса обеспечения поливной водой сельскохозяйственных потребителей посредством товарообмена электроэнергией. Однако сохранение водных ресурсов Токтогульского водохранилища осуществляется усилиями и средствами кыргызской энергосистемы через импорт электрической энергии из соседних стран и стран партнеров. С 2020 года по 2024 год импорт возрос в десятки раз.
Принимая важность взаимодействия и сотрудничества по водно-энергетическим вопросам, за последние годы страны региона как на региональном, так и на национальном уровнях, прикладывают усилия по исполнению принятых на себя обязательств по поставкам электрической энергии в целях сохранения водных ресурсов Токтогульского водохранилища к вегетационному периоду.
Учитывая необходимость выработки правового механизма совместного использования водно-энергетических ресурсов, предлагается пересмотр действующего рамочного Соглашения от 17 марта 1998 года между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья в условиях нынешних реалий с переходом на рыночные отношения в решении данных вопросов.
Первое. Уйти от товарообмена электроэнергией. Так как в осуществлении товарообмена электроэнергией отсутствует механизм предупреждения сработки Токтогульского водохранилища и применяется как крайний метод решения вопроса обеспечения поливной водой сельскохозяйственных потребителей Казахстана и Узбекистана.
Второе. Оговорить в Соглашении условия попусков воды, посредством коммерческих поставок электрической энергии. Во всех периодах водности (многоводного или маловодного) должны быть коммерческие поставки электроэнергии.
В условиях многоводного периода, по договоренности сторон, должны быть коммерческие поставки электроэнергии в страны низовья – Казахстан и Узбекистан. При маловодных периодах страны низовья Казахстан и Узбекистан должны принять на себя обязательства по коммерческим поставкам электроэнергии, по договоренности сторон, а также транзиту электрической энергии из соседних стран по своей территории для Кыргызстана в целях сохранения водных ресурсов Токтогульского водохранилища.
В свою очередь попуски воды из Токтогульского водохранилища во всех периодах водности, в период вегетации должны осуществляться посредством коммерческих поставок электрической энергии из Кыргызстана в страны низовья по цене выработки электроэнергии на тепловых станциях Кыргызской энергосистемы, так как ее себестоимость сопоставима стоимости импортной электроэнергии, а в случае отсутствия импортных поставок электроэнергии сохранение водных ресурсов Токтогульского водохранилища должна компенсироваться за счет дополнительной выработки на тепловых станциях кыргызской энергосистемы.
Третье. Должен рассматриваться вопрос компенсации оказываемых услуг по регулированию стока странам нижнего течения, использующим воду в целях ирригации. Сами услуги по регулированию стока в данном случае предоставляют собой переход от энергетического режима работы водохранилища кыргызской энергосистемы к ирригационному режиму.
Подготовил главный эксперт НИСИ при ПКР Иргебаева К.Ж.