Сб. Фев 22nd, 2025

Существующие Соглашения, Договора, двусторонние протоколы стран ЦА по вопросам энергетики с прописанными или потенциально возможными компенсационными механизмами

By Beksultan Momunbekov Фев18,2025

Кыргызская Республика, обладая высоким гидроэнергетическим потенциалом (более 90% от производственных мощностей), все же имеет определённые трудности и зависимость от обеспеченности энергоресурсами страны. В связи с чем в последние годы Кыргызская Республика испытывает острый дефицит электроэнергии, особенно в отопительный период, что связано с отсутствием других видов минеральных источников топливно-энергетических ресурсов, а имеющиеся запасы как правило не имеют достаточных промышленных масштабов.   

Для решения данной проблемы в 90-х годах государства Центральной Азии заключали ежегодные соглашения по распределению воды и обмену энергией, пытаясь восстановить режим эксплуатации, сложившийся до 1991 года (до распада СССР).

Согласно этим соглашениям и протоколам, Узбекистан и Казахстан принимали летом электроэнергию из Кыргызской Республики, выработанную за счет согласованных режимов ирригационных попусков воды из Токтогульского водохранилища, зимой осуществляли перетоки электроэнергии в Кыргызскую Республику, а часть возвращали соответствующими поставками газа и угля.

17 марта 1998 года между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан было заключено рамочное Соглашение об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья. Позже к нему была присоединена Республика Таджикистан.

В Соглашении был определен компенсационный механизм сотрудничества между странами – дополнительно выработанная электрическая энергия в Кыргызской Республике, связанная с режимом попусков воды в вегетацию для нужд стран низовья, предусматривала компенсацию путем осуществления поставок в Кыргызскую Республику в эквивалентном объеме энергоресурсов (уголь, газ, топочный мазут, электроэнергия), а также другой продукции (работ, услуг) или в денежном выражении по согласованию Сторон.

Наиболее активной фазой водно-энергетических взаимоотношений между Кыргызской Республикой и странами низовья – Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан стали периоды с 2014 по 2016 год и с 2019 года по сегодняшний день, катализатором которого стал продолжительный цикл маловодных лет.

В эти годы в кыргызской энергосистеме возник дефицит электрической энергии из-за естественного роста потребления электрической энергии внутри страны и продолжительный маловодный период. Вследствие чего объем Токтогульского водохранилища сократился до ниже рекомендуемой отметки и возникла необходимость в его сохранении посредством импорта электрической энергии из соседних стран и стран партнеров.

На фоне этого были подписаны нижеперечисленные межправительственные протоколы по решению вопроса поливной воды стран низовья и сохранения водных ресурсов Токтогульского водохранилища:

Протокол кыргызско-казахстанских переговоров по вопросам вступления Кыргызской Республики в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, а также двустороннему сотрудничеству от 26 июля 2014 в г.Чолпон-Ата;

Протокол 5-го заседания кыргызско-казахстанского Межправительственного Совета от 13 октября 2014 года;

Решение №3 Высшего Межгосударственного Совета Кыргызской Республики и Республики Казахстан от 7 ноября 2014 года;

Протокол переговоров представителей водохозяйственных и энергетических ведомств РК и КР от 24 июня 2015 года;

Протокол переговоров представителей водохозяйственных и энергетических ведомств Кыргызской Республики и Республики Казахстан от 1-2 августа 2016 года;

Протоколы 8-го заседания кыргызско-казахстанского Межправительственного Совета от 12 июля 2019 года;

 Протоколы переговоров представителей водохозяйственных и энергетических ведомств Кыргызской Республики и Республики Казахстан от 27 марта 2019 года и 21 мая 2019 года;

Протокол переговоров представителей водохозяйственных и энергетических ведомств Кыргызской Республики и Республики Казахстан от 26 мая 2020 года;

Протокол переговоров Министра энергетики и промышленности Кыргызской Республики, Министра энергетики и Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан по товарообмену электроэнергией от 2 марта 2021 года;

Протокол переговоров Министра энергетики и промышленности Кыргызской Республики, Министра энергетики и Министра водного хозяйства Республики Узбекистан по взаимопоставкам электроэнергии от 11 марта 2021 года;

Протокол 10-го заседания кыргызско-казахстанского Межправительственного Совета от 29 апреля 2022 года;

Протокол 11-го заседания кыргызско-казахстанского Межправительственного Совета от 23 сентября 2023 года.

Данные соглашения и решения были подписаны в целях взаимовыгодного эффективного использования водных ресурсов Нарын – Сырдарьинского бассейна, сохранения водных ресурсов Токтогульского водохранилища, обеспечения поливной водой сельскохозяйственных потребителей Казахстана и Узбекистана посредством осуществления товарообмена электроэнергией и поставками электрической энергии (импорт) в Кыргызскую Республику.

Однако в части поставок электрической энергии в Кыргызстан до 2022 года странами низовья выполнялись не полноценно и объем Токтогульского водохранилища сокращался до ниже рекомендуемого объема (график 1).

Из графика видно, что в период маловодья активизируются переговорные процессы и поиск решений вопроса обеспечения поливной водой сельскохозяйственных потребителей посредством товарообмена электроэнергией. Однако сохранение водных ресурсов Токтогульского водохранилища осуществляется усилиями и средствами кыргызской энергосистемы через импорт электрической энергии из соседних стран и стран партнеров. С 2020 года по 2024 год импорт возрос в десятки раз.

Принимая важность взаимодействия и сотрудничества по водно-энергетическим вопросам, за последние годы страны региона как на региональном, так и на национальном уровнях, прикладывают усилия по исполнению принятых на себя обязательств по поставкам электрической энергии в целях сохранения водных ресурсов Токтогульского водохранилища к вегетационному периоду.

Учитывая необходимость выработки правового механизма совместного использования водно-энергетических ресурсов, предлагается пересмотр действующего рамочного Соглашения от 17 марта 1998 года между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья в условиях нынешних реалий с переходом на рыночные отношения в решении данных вопросов.

Первое. Уйти от товарообмена электроэнергией. Так как в осуществлении товарообмена электроэнергией отсутствует механизм предупреждения сработки Токтогульского водохранилища и применяется как крайний метод решения вопроса обеспечения поливной водой сельскохозяйственных потребителей Казахстана и Узбекистана.

Второе. Оговорить в Соглашении условия попусков воды, посредством коммерческих поставок электрической энергии. Во всех периодах водности (многоводного или маловодного) должны быть коммерческие поставки электроэнергии.

В условиях многоводного периода, по договоренности сторон, должны быть коммерческие поставки электроэнергии в страны низовья – Казахстан и Узбекистан. При маловодных периодах страны низовья Казахстан и Узбекистан должны принять на себя обязательства по коммерческим поставкам электроэнергии, по договоренности сторон, а также транзиту электрической энергии из соседних стран по своей территории для Кыргызстана в целях сохранения водных ресурсов Токтогульского водохранилища.

В свою очередь попуски воды из Токтогульского водохранилища во всех периодах водности, в период вегетации должны осуществляться посредством коммерческих поставок электрической энергии из Кыргызстана в страны низовья по цене выработки электроэнергии на тепловых  станциях Кыргызской энергосистемы, так как ее себестоимость сопоставима стои­мос­ти импортной электроэнергии, а в случае отсутствия импортных поставок электро­энер­гии сохранение водных ресурсов Токтогульского водохранилища должна компенсиро­ваться за счет дополнительной выработки на тепловых станциях кыргызской энергосистемы.

Третье. Должен рассматриваться вопрос компенсации оказываемых услуг по регулированию стока странам нижнего течения, использующим воду в целях ирригации. Сами услуги по регулированию стока в данном случае предоставляют собой переход от энергетического режима работы водохранилища кыргызской энергосистемы к ирригационному режиму.

Подготовил главный эксперт НИСИ при ПКР Иргебаева К.Ж.

Please follow and like us:

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *